А. М. Харитонов, научный сотрудник,
Тихоокеанский институт географии ДВО РАН,
г. Владивосток, Приморский край, Россия
Этноним «славяне» является давним предметом спора между представителями разных направлений исторической науки. Довольно подробный разбор гипотез о происхождении названия славян можно найти на страницах Википедии. Однако существуют и неакадемические мнения.
В частности, писатель Игорь Коломийцев склоняется к происхождению языка славян из языка наложниц аварских гаремов. В этом случае существование праславянского языка, распавшегося затем на ряд славянских диалектов, давшим начало отдельным славянским народам, получается под большим знаком вопросом.
Истории известен, по крайней мере, один современный язык, который возник схожим образом из языка рабов и получил широкое распространение уже в наше время. Это африканский язык суахили. Языком межнационального общения он стал из-за отсутствия у него как раз ярко выраженной племенной принадлежности. Так что предлагаемая И. Коломийцевым гипотеза может быть подкреплена конкретным примером.
Любопытным нам показалось наличие в этнониме «славяне» (первоначально – словене, скалавины) суффиксального образования -яне. Оно (вместе с -ане) не так часто встречается среди этнонимов «Повести временных лет» [см. 3]. В частности этот суффикс есть у относимых к руси племени северян (ср. норманны, легендарные предки которых жили там же, где и летописные северяне). Последние в свою очередь имеют неясное с точки зрения историков происхождение: обычно их подают как ославянившихся тюрок или финно-угров.
Из этого примера у нас возникло подозрение, что -яне в этнониме северяне отражает тюркское «янги-», т.е. «новый». Правда порядок слов при этом получается необычным: обычно в современных тюркских языках слово «новый» в топонимах стоит на первом месте (Янгиер, Янгиюль и т.п.). Однако в гидронимии Севера Европейской части России известно схожее сочетание -еньга, но как раз в конце собственных имен в названиях некоторых северных рек [см. 2]. Таким образом, этноним словене можно попытаться толковать и как «новые рабы». В чем же они тогда были новыми?
Как раз время появления славян на исторической арене (VI век нашей эры) относится к началу переходного периода от рабовладения к феодализму. Не в этом ли и есть основная причина появления нового этнонима, а все остальные толкования вполне могут быть и производными от него? Ведь если часть будущих славян имела скифское происхождение, то для скифских племен классическое рабовладение как раз и не было характерно. А феодализм все-таки законодательно закрепил некоторые права за бывшими рабами, которые были всего лишь «говорящими орудиями» в условиях античности.
Возможно, здесь свою роль сыграла игра слов. Так, если представить в «народной этимологии» цепочку Орда (авары) – word (т.е. «слово»), то отсюда уже прямой путь к происхождению этнонима словене от этого самого «слова» (новая Орда?). Да и славянский термин «род» вполне сопоставим лингвистически с той же ордой.
Может быть стоит расширить круг поисков и привлечь для толкования этнонима «славяне» иные группы и семьи языков? Вот хотя бы латинское silva – лес, деревья, масса, обилие и т.д. Ведь романские языки до сих пор встречаются на нижнем Дунае.
Но как же тогда быть с наиболее ранним упоминанием славян на карте Птолемея, относимой ко II веку, признаваемым рядом исследователей? На наш географический взгляд сама карта Птолемея нуждается в более точной датировке. Еще наш соотечественник картограф Л. Багров [1] пришел к выводам, что карта Птолемея могла Птолемею и не принадлежать. Наши исследования [4] это, похоже, подтверждают.
Таким образом, этноним « славяне» все еще остается загадкой для исследователей. Возможно, в этом виноваты неверные подходы в изучении первоосновы самих славянских языков?
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.