И. Н. Ткаченко, кандидат педагогических наук, доцент,
Л. А. Барсегян студентка,
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),
Ростов-на-Дону, Россия
История экономических учений является не только наукой, наравне с иными научными экономическими направлениями, но и учебной дисциплиной. Данная дисциплина, я думаю, необходима для подробного изучения, так как она способна раскрыть все проблемы развития, становления и функционирования экономических взглядов в разные периоды времени, в разные исторические моменты. Как наука она изучает процессы формирования тех или иных экономических взглядов, а также под влиянием каких исторических явлений формируются экономические теории и школы, также показывает сходство и различия в тезисах деятелей науки в разные эпохи.
На мой взгляд, каждый экономист должен знать основы экономических учений в разные исторические эпохи, которые отражали или прямо влияли на экономическую ситуацию той или иной страны. Так как многие аспекты, взгляды, мнения, концепции и по сей день находят свое отражение в экономической политике многих стран. Очень важен и тот факт, что, изучая историю экономических учений мы можем дать оценку деятельности тех или иных ученых, а также выявить те решения, которые в свое время были заблуждениями, что поможет нам избежать тех ошибок в будущем.
В данной статье я бы хотела поподробнее остановиться на истории экономических учений средневековья, а именно на учениях Ибн-Хальдуна и Фомы Аквинского, как представителя позднего канонизма.
Средневековая экономическая мысль, безусловно, отличается от других эпох, в первую очередь тем, что несет богословский характер. Стоит также отметить, что основные положения экономической мысли данной эпохи отражены в учении Ибн-Хальдуна (1332–1406 гг.).
По мнению Ибн-Хальдуна важнейшей составляющей в увеличении богатства народа, является развитие всех отраслей экономики. Он считал, что размеры налогов должны быть низкими, что изменит в лучшую сторону жизнь каждого человека и общества в целом. Деньги для него были важнейшей составляющей хозяйственной жизни, и он предлагал перейти на полноценные монеты из золота и серебра.
Несомненно, еще одним автором западноевропейской мысли в средние века является Фома Аквинский (1225–1274 гг.). Он продолжает учение Августина Блаженного – одного из представителей раннего канонизма, который «заложил догматические принципы религиозно-этического подхода к экономическим проблемам» [1].
Представители раннего канонизма осуждали торговую прибыль и ростовщический процент, считая, что это является присвоением чужого труда. В этот период крупная торговля также запрещалась, так как считалась грешным деянием. Еще одной особенностью раннего канонизма явилось презрительное отношение к физическому труду, потому что это предполагало богатство отдельного человека в ущерб другим.
В свою очередь представители позднего канонизма увеличили круг аргументов, которые объясняют те или иные экономические проблемы и причины социального неравенства. Так, если ранний канонизм в своей методологии опирался на тексты священных писаний, поздний канонизм также учитывает принцип двойственности оценок. К примеру: по мнению ранних канонистов труд делится на умственный и физический, исходя из божественного предназначения, а поздние канонисты, в свою очередь, считают, что помимо божественного предназначения существуют еще и естественные причины, которые определяют склонность человека к определенной профессии.
Разделение труда требует обмена, который возможен в 2-х видах: для собственного потребления и для наживы (получения прибыли) [2].
Если богатство было создано иными средствами, а не собственным трудом, то тогда это считалось грехом. Так, Аквинский вводит понятие «справедливая цена», которое заменяет понятие «рыночная цена». Эта цена устанавливалась феодальной знатью в пределах определенной территории, а ее уровень определялся трудовыми и материальными затратами в процессе производства, т.е. продавец имеет право продавать вещь дороже, чем она стоит сама по себе.
Фома Аквинский также осуждал ростовщический процент и торговую прибыль, однако, по его мнению, такие доходы должны быть не самоцелью, а вознаграждением за труд, риск и прочие издержки. Он понимает, что деньги необходимы как мера стоимости и средство обращения, но все же не допускает использование денег для получения процента.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.