Н. Г. Келеберда, кандидат философских наук, доцент
Е. Е. Гришина, студентка
Российская таможенная академия, Ростовский филиал,
г. Ростов-на-Дону, Россия
В последние десятилетия все более явной становится тенденция к распространению новых явлений и процессов в экономике. Основной причиной подобных изменений является начало и развитие "информационно-коммуникационной революции", ведущей к становлению новой экономической системы. Происходит замещение машинной техники информацией, знанием, интеллектом. В настоящее время во всём мире информация рассматривается в качестве одного из важнейших и стратегических источников развития общества. В. Катасонов [1] отмечает, что информационные ресурсы стоят в одном ряду с материальными, энергетическими и человеческими.
Что сегодня понимают под термином «информация»? Согласно Федеральному закону РФ «Об информации, информатизации и защите информации» информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления [2]. То есть, информацией (информационным продуктом, интеллектуальным продуктом, продуктом духовного или нематериального производства и т. п.) будем называть вещь или действие (продукт или услугу), которые: предназначены их производителем для транспортировки определенного знания получателю.
Правовая сущность информации позволяет классифицировать данное понятие по нескольким признакам. С одной стороны, по роли, в которой информация выступает в правовой системе, можно выделить правовую и неправовую информацию, где правовая, в свою очередь, подразделяется на нормативную и ненормативную. А, с другой стороны, по степени доступа информация подразделяется на открытую и ограниченного доступа [3].
С помощью информационных продуктов потребитель удовлетворяет потребность в новых знаниях, а также различные эстетические потребности, так как материальное воплощение продукции осуществляется за счет резко увеличившейся автоматизации производства. Автоматизация процессов материального производства позволяет сконцентрировать труд на сфере интеллектуального производства, создания информационных продуктов и услуг. Информационные товары и услуги воссоздают и углубляют необходимые знания, в чём и заключена потребительская ценность информации.
Сейчас экономика пребывает в состоянии технологической революции. Применение информации для автоматизации производства при изготовлении конкретных устройств и товаров позволяет включить в сферу деятельности новые способы коммуникации. Сегодня мысль человеческая развивается не как центральный элемент производственной системы, а как непосредственная производительная сила.
Общепринято при преодолении экономических кризисов выделять как «пилотную» одну из отраслей промышленности, преобразовывая и усиливая ее так, чтобы она потом являлась «локомотивов» для подъема всех остальных отраслей. Взаимодействуя друг с другом, технологические прорывы возникают отдельными обособленными блоками. Как отмечал Мануэль Кастельс, развитие информационных технологий повлияло и на развитие устройств, необходимых для их обработки. По его мнению, «компьютеры были зачаты матерью всех технологий – второй мировой войной» [4]. Появление новых моделей компьютеров предопределено их усиливающейся мощностью. Однако Мануэль Кастельс пришел к выводу, что намного эффективнее использовать множество микрокомпьютеров и несколько головных мощных компьютеров. В результате возникает сетевая система, состоящая из небольших настольных машин-«клиентов», обслуживаемых более мощными и более специализированными машинами-серверами. Ее сущность – в переходе от централизованного хранения и обработки данных к сетевому, интерактивному совместному использованию потенциала компьютеров. Именно она представляет собой некую материальную базу для создания новой экономики, получившей название «информациональной», в терминологии Мануэля Кастельса.
В результате сейчас в условиях электронной (квазиинформационной) экономики информация является не только особым видом ресурсов и фактором общественного прогресса, но важнейшей составляющей экономического роста. Эффективное использование новой информации и новых технологических процессов обуславливает скорость возрастания уровня жизни и производительности общества, а также социальные формы его экономической организации.
Формирование сетевой структуры в экономике отличается глубокой корреляцией ее элементов. Взаимозависимость внутри сетевой структуры является ее стабилизирующим фактором, но при этом и усложняет ее модернизацию, то есть возможно снижение скорости введения новых алгоритмов и технологических процессов. Но эта трудность является не значительной преградой, по сравнению с преимуществом в виде устойчивости системы. Этот обоюдный процесс позволяет добиться большей эффективности и производительности при наличии необходимых условий для институциональных и организационных перемен. Беспрерывное наращивание автоматизации производственных мощностей высвобождает трудовые ресурсы, перераспределяя их с материального производства на развитие информационных потоков.
Схемы экономического роста (индустриальная и информационная) оцениваются аналитиками как равнозначные, исходя из анализа повышения производительности труда. Последние два десятилетия рост эффективности труда не сопоставляется по времени с технологическими преобразованиями.
Для распространения технологических открытий во всей экономике, так, чтобы они значительно увеличили производительность, необходимо, чтобы культура и социальные институты, деловые организации и другие факторы, влияющие на производственный процесс, прошли через серьезные изменения [4]. Это утверждение наиболее точно характеризует технологическую революцию, сконцентрированную в области знаний и информации, когда появляются операции по обработке символов, что, в конечном счете, связано с культурой общества, образованием или навыками людей.
Рост производительности и технологические инновации определяют прибыльность и конкурентоспособность фирмы, отрасли, сферы, экономики в целом. Как определял Стивен Коэн, конкурентоспособность имеет разное значение для фирмы и национальной экономики.
Так, под национальной конкурентоспособностью понимается степень, в которой страна при свободных и честных рыночных условиях может производить блага, отвечающие требованиям международных рынков и одновременно увеличивающие реальный доход своих граждан. Она характеризуется высокими показателями производительности, которые были достигнуты экономикой, а также способностью этой экономики выделять высокопроизводительные виды деятельности, которые, в свою очередь, обеспечивают высокий уровень реальной заработной платы.
С другой стороны, при формировании национальной экономики нельзя забывать об обеспечении национальной безопасности (автономной технологической и продовольственной безопасностей).
Национальная политика отдельной страны встает под угрозу, учитывая растущую независимость экономики, особенно рынков капиталов и валютных рынков. Каждая страна в современном мире должна следить не только за собственным развитием, но и за изменениями, происходящими в других странах, а также за их и за своей конкурентоспособностью. Однако темп развития общества и политики других стран не всегда синхронизирован с экономическими изменениями.
Конкуренция подразумевает укрепление позиций отдельной страны относительно других стран или отдельной фирмы относительно других для того, чтобы обрести наибольшую значимость в процессе переговоров, где все политические силы группируют свои стратегии в единую взаимосвязанную систему. Стоит отметить, что с экономически сильной страной (фирмой) дипломатические и деловые переговоры ведутся на более высоком уровне.
Если фирма сталкивается с сильной, мировой конкуренцией или завоёвывает долю международного рынка, то для того, чтобы она была рентабельна, ей необходимо улучшать качество работы. Иначе говоря, процесс глобализации обуславливает рост производительности.
Новая форма государственного вмешательства в экономику явно кооперирует в единую стратегию конкурентоспособность, производительность и технологию [4]. Это выражается в поддержке технологического развития собственных отраслей и их производственной инфраструктуры, с целью усиления эффективности, возрастания конкурентоспособности фирм на мировом рынке. Именно эта способность фирм отдельной страны конкурировать в глобальном масштабе характеризует динамику внутренних рынков.
Текущий процесс технологических изменений, обусловленный влиянием информациональной экономики, требует иной организационной логики и логистики информационных процессов.
Информационная революция происходила несколькими скачками, один из которых в начале 1990-х годов был обусловлен качественным улучшением цифровых технологий, их введению в телекоммуникационные сети, развитием широкополосной передачи сигналов и резким повышением результативности работы компьютеров [4].
Конкурентоспособность и экономическая результативность непосредственно согласуется с характеристиками информациональной экономики. Так, успеха добиваются те фирмы, которые способны генерировать знания и эффективно обрабатывать информацию, а также адаптироваться к изменчивой глобальной экономике, к культурным, технологическим и институциональным изменениям, благодаря которым, меняются и цели, и возможность введения инновации, так как инновация стала ключевым оружием конкурентной борьбы.
В этом смысле сетевое предприятие составляет материальную основу культуры в информациональной экономике. Сетевое предприятие может быть представлено различными аспектами. Основными из них являются:
Таким образом, возникновение, формирование и консолидация предприятия во всех его разнообразных формах и проявлениях вполне может явиться одним из элементов взаимосвязанной сетевой структуры, объясняющего «загадку производительности». Сила информационного воздействия на общество и личность постоянно растет. Обеспеченность информационными товарами и услугами, возможности информационного обмена характеризуют готовность общества к социально-экономическим изменениям.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.