М. В. Жукова, кандидат педагогических наук, доцент,
М. Н. Савинкова, студентка
Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Россия
Рост компьютерных технологий в современном мире оказывают большое влияние на развитие личности ребенка, поскольку компьютер становится неотъемлемой частью жизни. Ребенок получает свободный доступ к социальным сетям, компьютерным играм, и массе новых развлечений. Распространение компьютерных игр, поток новой информации, заполняет воспитательное пространство, в котором находятся дети. Дошкольников уже не интересуют обычные игрушки, они быстрее бегут домой, потому что там их ждет заветная компьютерная игра. Школьники прогуливают занятия, потому что всю ночь провели у экрана компьютера и не сделали уроки, которые стали менее важными, чем общение в социальных сетях. А на переменах в школе одной из обсуждаемых тем являются компьютерные игры и количество набранных за них очков.
Сегодня интернет-угрозой номер один считают явления «киберунижения» (для европейских стран более характерен термин «кибербуллинг») – трансляцию сцен, связанных с физическим насилием и различного рода унижениями. В последнее десятилетие участились случаи проявления кибербуллинга у детей младшего школьного возраста.
В России кибербуллинг распространен весьма широко (5 место из 25). Согласно сведениям исследований, проведенных Microsoft в 2016 году, объектами кибербуллинга становились около 50 % россиян в возрасте от 8 до 17 лет.
По данным исследования ВОЗ (2013–2014), около 11 % детей младшего школьного возраста подвергались оскорблениям в интернет-сообщениях более двух раз в месяц, что является самым большим показателем среди 42 стран (средний – 3–4 %).
По данным российских исследований, объектами травли в Интернете становятся 10 % подростков (для Европейских стран этот показатель составляет 6 %). При этом исследования показывают, что учителя в российских школах уделяют гораздо меньше внимания вопросу кибербуллинга, нежели в других государствах. А сами российские школьники значительно реже говорят родителям о возникших сложностях.
Английский термин буллинг (bullying, от bully – хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы спровоцировать у другого страх с целью подчинения. Из разряда житейских, в последние 20 лет – это понятие перешло в ранг международных социально-психологических и педагогических терминов, за которым стоит целая совокупность общественных, психологических и педагогических проблем [2].
Под кибербуллингом понимают особое направление травли индивида, неспособного к самозащите, агрессивные систематические действия преднамеренного характера, которые осуществляются одним человеком или группой с использованием электронных средств с целью ухудшения эмоционального состояния жертвы или разрушения ее социальных контактов [3].
Изучения буллинга в многочисленных странах начались ещё в 70-е гг. прошлого века. И в настоящее время значимость данной проблемы не ослабевает. Согласно мнению большинства ученых, буллинг имеет следующие особенности: агрессивное и негативное поведение, систематичность, дисбаланс власти во взаимоотношениях участников, умышленность.
Как показывают исследования, в школе преобладают «обзывание», исключение из совместной деятельности и распускание слухов. При этом нередко, кроме агрессора и жертвы, в буллинг вовлекаются и другие лица – те, кто поддерживают буллинг, однако не считаются зачинщиками, «зрители», не участвующие активно в буллинге, защитники и прочие. Этому способствует процесс общественного заражения, ослабление запретов насилия, диффузия ответственности в группе (Olweus Bulling PreventionProgram, 2011). Выделяется большое количество типов буллинга, они отличаются по характеру влияния и преследуемым целям. Мы детальнее остановимся на буллинге, опосредованном информационно-коммуникационными технологиями – кибербуллинге. Он определяется как агрессивное, умышленное действие, совершаемое группой лиц или одним лицом с применением электронных форм контакта, повторяющееся многократно и длительное время в отношении жертвы, которой сложно защитить себя.
Кибербуллинг, в отличие от обычного, имеет ряд существенных особенностей.
Во-первых, виртуальная сфера, в которой совершается кибербуллинг, дает агрессорам испытать чувство неуязвимости и безнаказанности, поскольку для кибербуллинга, в отличие от обычного, осуществляемого в непосредственном контакте, характерна анонимность.
Во-вторых, кибербуллинг совершается за пределами школы. У жертв кибербуллинга могут быть хорошие взаимоотношения с учителями, чего никак не скажешь о жертвах буллинга-офлайн, которые, к сожалению, не всегда находят поддержку у педагогов.
В-третьих, в случае столкновения с кибербуллингом у жертв возникает боязнь потерять привилегии, которые дают информационно-коммуникационные технологии и кибербуллинг совершается более скрыто и нередко никак не дает возможность видеть эмоциональные реакции жертвы и насильника.
По данным исследований, кибербуллингу часто подвергаются дети, которые являются изгоями и в реальной жизни [1].
Любая травля – в том числе и кибербуллинг – опасна для психологического здоровья жертв, поскольку зачастую приводит детей и подростков к депрессии и иным расстройствам, у них снижается самооценка, они оказываются в изоляции, что приводит к суицидальным попыткам демонстративного или истинного характера.
Но и те, кто травит, также оказываются в зоне риска: они больше своих сверстников подвержены алкоголизации и наркотизации и кроме того наиболее склонны к депрессии и суицидальным мыслям.
Для изучения подверженности младших школьников кибербуллингу мы провели анкетирование, в котором принимали участие 28 учащихся 4 класса в возрасте 10–11 лет.
Для того, чтобы выяснить насколько распространен кибербуллинг среди младших школьников, нами была разработана анкета, которая 8 вопросов с вариантами ответа. Ребенку предлагается выбрать тот вариант ответа, который он считает нужным.
Анкетирование показало, что у 97,5 % респондентов есть дома компьютер, подключенный к сети Интернет, и только 3,5 % респондентов не обладают возможностью выхода в сеть. Таким образом, практически все дети могут столкнуться с явлениями кибербуллинга в сети.
17,8 % респондентов ответили «я живу в Интернете», 57,1 % респондентов ответили, что пользуются Интернетом 1-2 раза в день, 21,4 % – 1-2 раза в неделю.
Большинство детей используют Интернет для общения в чатах, «В контакте», «Mail.ru» (46,4 %), играют в онлайн-игры (46,4 %), качают программы, музыку, фото, видео (42,8 %), ищут информацию для учебы (35,7 %).
85,7 % респондентов считают, что есть опасность в Интернете, 10,7 % респондентов считают, что такой опасности не существует.
Около 57,1 % респондентов никогда не сталкивались с оскорблениями и унижением со стороны других пользователей, 42,9 % респондентов с той или иной периодичностью сталкивались с явлениями кибербуллинга (3,5 % из них отметили, что это происходит часто).
На вопрос «Часто ли вы сталкиваетесь с информацией, которая раздражает и вызывает неприятные эмоции?» респонденты ответили следующим образом: «Никогда» – 39,2 %, «Иногда» – 32,1 %, «Редко» – 21,4 %, «Часто» – 10,7 %.
Анкетирование показало, что 39,2 % респондентов столкнувшись с явлениями кибербуллинга не станут обращаться за помощью, 39,2 % –предпочтут рассказать родителям, 21,4 % – удалят страницу из социальных сетей, 7,1 % – расскажут друзьям.
Около 82,1 % респондентов испытывают интерес, находясь в Интернете, 53,5 % – радость, 46,4 – любопытство, 42,8 % – удовольствие, 21,4 % – счастье, 17,8 % – доверие, 14,2 % – уверенность.
Таким образом, результаты исследования показали:
1. Более 95 % респондентов имеют возможность выхода в Интернет с домашнего компьютера;
2. Находясь в сети Интернет подавляющее количество детей испытывают положительные эмоции.
3. Около 80 % респондентов выходят в сеть Интернет до двух раз в день, при этом 35 % их них используют Интернет в учебных целях.
4. Признают наличие опасностей в сети Интернет более 80 % респондентов, около половины всех опрошенных отмечают, что им приходилось сталкиваться с явлениями кибербуллинга и информацией, которая вызывает негативные эмоции.
5. Только 50 % респондентов обратятся за помощью к родителям или друзьям, столкнувшись с явлениями кибербуллинга, третья часть респондентов предпочтет не озвучивать проблемы.
Сегодня усилиями многих организаций ведется борьба с полным прекращением либо преодолением последствий кибербуллинга. Доступ к виртуальному миру требует регулирования, введения конкретных правил пользования и разъяснения, в каких случаях те или другие действия являются нормальным и будут безопасным.
Огромное значение профилактики аддиктивного поведения отражено в государственных документах: Федеральный закон Российской Федерации «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельных законодательных актах Российской Федерации по проблеме ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет» (Федеральный закон № 139-ФЗ от 28 июля 2012 года), Федеральный закон «О связи» (Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ), Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ).
Большую роль в предупреждении негативных последствий кибербуллинга играет семья. Значимым компонентом родительского контроля является такая организация работы за компьютером, когда родители имеют возможность контролировать не только время, проведенное в сети, но и наблюдать за реакциями ребенка, его эмоциональным состоянием. Необходимо внимательно выслушивать впечатления ребенка от общения с новой реальностью, знакомиться с сайтами и технологиями, которые он использует.
Главная профилактическая мера буллинга в школе – это обучение детей положительному взаимодействию, создание коллектива, в котором роли альфы (лидера) и аутсайдеров жестко не закреплены, а иерархия гармонична.
Необходимо отметить, что применительно к детям младшего школьного возраста ведется первичная профилактика. Это обуславливается тем, что у младших школьников зависимость как таковая отсутствует, а предпосылки с целью её развития во многом уже заложены. Система профилактических и коррекционных мероприятий связана с формированием у младших школьников альтернативной мотивации по отношению к возникшим негативным потребностям, подведением их к обдуманному выбору.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.