Д. Б. Мирзаева старший преподаватель,
Сергелинский медицинский колледж,
г. Ташкент, Узбекистан
Согласно рекомендациям ВОЗ, перинатальным периодом считается период с 22 –й полной недели (154-го дня) внутриутробной жизни плода (в это время в норме масса тела плода составляет 500 г) по 7-й полный день после рождения (168 ч) [3, с. 12–15; 8, с. 742].
Особо важным разделом анализа перинатальной смертности является изучение причин смерти. При этом необходимо пользоваться материалами статистических органов и данными специальных исследований, которые позволяют проанализировать причины смерти в зависимости от пола, периода жизни и места постоянного жительства умерших. При изучении причин смерти прежде всего необходимо рассмотреть её структуру. При этом важно выделить основные группы причин, которые определяют весь уровень перинатальной смертности [2, с. 106–109].
По данным официальной статистики, показатели перинатальной смертности в разных странах мира находятся на разных уровнях. Показатель перинатальной смертности в последние годы колеблется от 3 до 50 на 1000 родившихся. Перинатальная смертность в странах СНГ выше, чем в большинстве экономически развитых стран мира, причём имеются некоторые различия в уровнях перинатальной смертности между отдельными регионами. По данным государственной регистрации перинатальной смертности, в республиках Прибалтики они в 1,5–1,7 раза ниже, чем в республиках Центральной Азии [1, с. 21; 4, с. 7–9].
Ведущими причинами мертворождения плодов с чрезвычайно малой массой тела является внутриутробная гипоксия, врожденные пороки развития (ВПР) ЦНС, внутриутробное инфицирование [5, с. 59–60]. В структуре причин перинатальной смертности ведущее место занимают пневмопатия, асфиксия, внутричерепные родовые травмы и врожденные пороки развития. В последние десятилетия в структуре перинатальной смертности наблюдается рост врожденных пороков развития. В Узбекистане в структуре перинатальной смертности врожденные пороки развития выходят на третье место [6, с. 38]. Наблюдения большинства исследователей, изучавших причины перинатальной патологии, свидетельствуют о весьма значительной роли инфекции в заболеваемости и смертности новорожденных. По данным многих авторов [2, с. 106–109;] перинатальная смертность детей при гнойно-септических заболеваниях матерей в зависимости от локализации и распространенности процесса колеблется в пределах 18,2–66,6 %, в том числе мертворождаемость составляет 11,2–54 %, а ранняя неонатальная смертность – 7–12,5 %. Установлены высокие показатели смертности в категории детей с массой тела при рождении 2500 г и выше, особенно в антенатальном, раннем неонатальном и постнатальном периодах. Показатели перинатальной смертности среди доношенных новорожденных составили 4,2 (на 1000 живорожденных) в антенатальном, 0,6 – в интранатальном и 6,3 – в раннем неонатальном периодах [4, с. 7–9].
Актуальность исследования состояния беременных женщин состоит в том, что осложнения беременности и родов тесно связаны с уровнем и структурой перинатальных потерь. Постоянно снижается сопротивляемость женщин инфекционным заболеваниям. Проблема инфекционных заболеваний при беременности остается одной из актуальных в акушерстве [5, с. 59–60]. 99,4 % перинатальных потерь связаны с отклонениями в течение беременности и родов. На жизнеспособность новорожденных детей отрицательное влияние оказывают внутриутробная гипоксия, асфиксия, которые на протяжении ряда лет занимают первое место, обусловливая до 40% всех случаев смерти. На второе и третье места выходят ВПР и респираторные нарушения. Одной из основных причин перинатальных потерь, связанных с заболеваниями матери, осложнениями беременности и родов, являются сексуально – трансмиссионные заболевания, поздние токсикозы, патология плаценты, анемия беременных, нарушения кровообращения в пуповине и т.д. Одно их ведущих мест в структуре материнской и перинатальной смертности занимают преэклампсии – наиболее частое и опасное осложнение беременности. Согласно данным ВОЗ, частота преэклампсии в мире колеблется от 7 до 16 %. Наиболее высокая частота преэклампсии наблюдается в развивающих странах. Как причина материнской смертности в странах СНГ гестозы составляют 24%, в частности, в России достигают 26,3 %, в Узбекистане – 15,4 % [1, с. 21; 2, с. 106–109; 4, с. 7–9].
Таким образом, литературный обзор свидетельствует о том, что в настоящее время многие позиции классического акушерства пересматриваются, дополняются, совершенствуются, но так и не могут считаться до конца решенными. В современном общественном здравоохранении необходимо пересмотреть целый ряд вопросов с целью снижения ПЗ и ПС.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.