Т. А. Селюкова,
Кандидат философских наук, доцент
Э. А. Селюков преподаватель,
Белгородский государственный институт
искусств и культуры, г. Белгород, Россия
Исследования показывают, что у современных детей сохраняется большая потребность в фольклоре как одном из развивающих личность факторов и как особой, художественной форме самовыражения. Это правда, потому что трудно найти другой материал, который так близок детям. Он несет в себе и воспитательно-обучающие возможности, а так же и разнообразные формы работы по приобщению детей к миру прекрасного. С погружением детей в стихию фольклора закладывается фундамент, на котором начинают формироваться его эстетические и нравственные идеалы, Все это мы можем назвать «этническим самосознанием», «национальным характером». Именно игровая форма способствует успешному освоению фольклора детьми. Народная традиционная игра - азбука, с которой начиналось обучение детей специфическому языку фольклора; «они – первая ступень великой лестницы наук и образованности!» [3].
В детском музыкальном фольклоре кроется ключ к пониманию возрастной психологии, в нем отражаются возрастные психические особенности детского видения мира, которое отличается чувственным восприятием. Спецификой детской психики объясняется выбор конкретных музыкально-поэтических образов, да и вообще весь состав детского фольклора, обладающий своей функциональностью и имеющий свое содержание и художественный строй.
Традиционная игра «Сидит Дрема», «Пошла коза по лесу» и др. не несут в себе особенных трудностей для восприятия и усвоения. Они и должны становиться на начальным этапе в постижении более высокого уровня народно-песенной культуры. Исполнение «музыкальные игры» ведет к развитию у детей музыкального вкуса, творческой инициативы, чувства ритма, пластики. Детский фольклор является своеобразной «микромоделью» общенациональной культуры [8, с. 9], содержащей в определенных формах свои музыкальные и поэтические особенности, характерные для традиции в целом. Поэтому детский фольклор можно считать начальной стадией постижения традиционного наследия.
Детские песни разнообразны по содержанию, музыке, композиции и характеру исполнения. Это песенки-миниатюры в четыре стиха, диалогические и кумулятивные песни, припевки и перегудки. Некоторые из них создавались самими детьми, другие заимствовались из художественной литературы и исполнялись на знакомый мотив. Большое распространение получили заклинки, приговорки, дразнилка, колыбельные (от колыбать, колыхать, качать), называемые в народе байками (от байкать, баюкать). Мать учила дочку правильно «баикать» куклу, чтобы позднее девочка могла «нянькать» младших сестренок и братишек, это и пойти в люди нянькой. Жанр колыбельных вызван к жизни бытовыми, педагогическими надобностями: ребенка приучать к спокойному сну, как условию его быстрого роста и правильного развития. Это была первичная естественная форма освоения действительности. Потешки, песенки-приговорки помогали взрослым организовать свои забавы с детьми. Главное их назначение - приготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе забавной игры, которая скоро станет дня него незаменимой школой физической и умственной тренировки, нравственного и эстетического воспитания. В потешках содержится гораздо больше информации об окружающем мире, чем в колыбельных. Благодаря этому пополняются знания ребенка, в образной форме преподается урок нравственности. Вспомним известные поучительные потешки: «Сорока-белобока», «Ладушки», «Идет коза рогатая»). Согласно народной педагогике, «в здоровом теле – здоровый дух», мать, способствуя желаниям ребенка активно двигаться, помогает ему выполнять различные двигательные упражнения, сопровождая их пестушками.
Трудно переоценить значение музыки и поэзии пестования для развития и воспитания ребенка, которые вызваны к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями» [1, с. 9], именно поэтому, музыкальные произведения «материнской заботы», как правило, могут являться высокохудожественными творениями. Многие века они не только учили, совершенствовали разум детей, нравственно воспитывая его, но и доставляли ни с чем несравнимую радость. В этом убеждают наблюдения за поведением детей в обстановке пестования [2, с. 16].
Многое в детском фольклоре заимствовано из фольклора взрослых. Однако это не механический процесс, ибо все заимствованное гибко приспосабливается к детской среде, перестраивается по законам детской психологии и эстетики. В результате образуется особая область народного творчества, объединяющая мир взрослых и детей, включающая целую систему музыкально-поэтических жанров.
Библиографический список
1. Виноградин, Г.С. Народная педагогики / Г.С. Виноградов // Сибирская живая старина. - Иркутск, 1926. - С. 9. - (Вып. 5).
2. Мухлышш, М.А. Игровой фольклор и детский досуг / М.А. Мухлышш. -М.: ВНМЦ НТ и КПР им. Н.К. Крупской. - 1987. - С. 9-16.
3 Цит. пи: Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.