Д. В. Зайцев, доктор социологических наук, профессор,
Г. В. Эйгелис, кандидат психологических наук, доцент,
заведующий кафедрой,
Саратовский государственный технический
университет имени Гагарина Ю. А.,
г. Саратов, Россия
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00560
В современном постиндустриальном обществе экономическая активность перемещается из производственного сектора в сектор услуг и труд становится все более связанным с производством и обработкой информации. Определяющую роль в становлении новой (цифровой) экономики играют цифровые технологии и компьютерные сети [5], позволяющие снизить трансакционные издержки и обеспечивающие эффективную координацию, и взаимодействие рассредоточенных в пространстве субъектов труда.
Самостоятельная занятость стремительно становится отдельной формой экономической деятельности, имеющей важное производственное значение и выполняющей особые социально-психологические, демографические и хозяйственные функции. Компьютерные сети способствуют формированию специфической интернет-экономики (e-economy), электронного бизнеса (e-business, e-commerce) и электронных рынков (e-markets, virtual markets). Виртуальное пространство выступает не только ареалом отдельных бизнес-процессов, таких, например, как продажа материальных товаров через интернет-магазины, или реклама, но и хозяйственной деятельности разнообразных организаций и индивидов. В этом случае контакты контрагентов в реальном мире отсутствуют, а предметом сделок становятся идеальные объекты, передаваемые в качестве информации по компьютерным сетям.
При формировании электронных рынков возникает особая инфраструктура, представляющая собой специализированные интернет-ресуры: виртуальные биржи, каталоги и аукционы. Специальные сайты для фрилансеров, биржи удаленной работы функционируют в Интернете с конца 1990-х годов, хотя модель работы впервые была представлена Дж. Ниллесом в начале 1970-х [7]. Появляются термины, описывающие данный феномен: электронная работа (e-work), дистанционная работа (distant work), телеработа (telework, telejob), виртуальная работа (virtual work), теледоступ (telecommuting).
Сегодня организации достаточно широко используют различные варианты теледоступа, когда работники часть времени могут работать или дома, или в специальных центрах, расположенных вне основного офиса. Однако наиболее распространенной интернет-работа является среди самозанятых работников. Согласно данным национальной статистики, более 40 % самозанятых Великобритании являются телеработниками, для наемных работников этот показатель — в 10 раз меньше [8]. Отмечается также тенденция роста числа интернет-работников среди самозанятых, тогда как среди наемных работников она не наблюдается. Почти 90 % телеработников являются представителями высококвалифицированного профессионального или управленческого труда.
Некоторые футурологи видят в этом прообраз экономики будущего. Так, Т. Малоун и Р. Лойбахер утверждают: «Основная единица новой экономики – это не корпорация, а человек. Задачи распределяются и контролируются не посредством стабильной цепочки менеджмента, а скорее, выполняются автономно независимыми подрядчиками. Электронные фрилансеры / интернет-работники, поддерживающие виртуальные коммуникации, образуют гибкие временные сети для производства товаров и услуг. Когда работа выполнена, сеть распадается, а ее члены снова становятся свободными агентами и перемещаются по рынку в поисках следующего задания» [6].
В. Харченко предлагает дифференциацию фрилансеров по содержанию труда, указывая, что основными направлениями деятельности фрилансеров, в частности, на российском рынке, являются IT-сфера – разработка и поддержка веб-сайтов, программирование, дизайн, графика, и сфера услуг: переводы, маркетинг, консалтинг, инжиниринг. Кроме того, ею предпринята попытка описания социально-психологического портрета фрилансера, и выявлено, что он имеет общие черты с портретом предпринимателя, предложенным Й. Шумпетером, и описанным в работе Е. Ярославской и Б. Якубова, где рассматриваются три основные компоненты предпринимателя: личностные, экономические и организационно-управленческие [2–4].
Также представляется значимым исследование проблемы – применения к интернет-работе, фрилансерству понятия "профессия". Американская психологическая школа различает понятия "труд", "трудовые занятия" (occupation), связанные с различными уровнями выполнения работы, и собственно понятие "профессия" (profession). В США под «профессиональными, парапрофессиональными и техническими занятиями» (professional, paraprofessional, and technical occupations) понимаются те, которые связаны с теоретической и практической деятельностью в интеллектуальных сферах, таких, как наука, искусство, образование, право и управленческая деятельность, где необходимо высшее образование или обучение соответствующего уровня на практике. То есть, в данной трактовке, профессионалами являются научные работники, специалисты IT, инженеры, архитекторы, аудиторы, юристы, преподаватели, писатели, артисты, врачи, спортсмены и т. д.
Можно предположить, что термин «фрилансер», имея признаки, согласно классификации Е.Климова, общности людей, работающих в схожих сферах, ведущих сходный образ жизни и обладающих близкой системой ценностей, в определенном смысле, может быть обозначен термином «профессия». С другой стороны, область приложения сил и специализация фрилансеров значительно различаются, и, с этой точки зрения, фринансерство можно классифицировать как вид занятости [1].
В целом, проблема интернет-занятости активно исследовалась и анализировалась социологами, демографами, экономистами и логистами. В научных публикациях представлены попытки методологического осмысления интернет-занятости, раскрывается и интерпретируется с разных позиций множество существующих проблем в данном виде занятости, приводятся статистические данные вовлеченности населения в виртуальный дистанционный труд во всех странах и по всем российским регионам. В то же время, практически отсутствуют психологические исследования по диагностике и сопровождению интернет-работников и работодателей удалённой формы занятости. Минимальны рекомендации по устранению имеющихся социально-психологических проблем и оптимизации всего трудового процесса виртуальной трудовой деятельности.
Недостаток психологических исследований анализируемой формы труда может быть связан с трудностями в использовании психологических методов в контексте интернет-занятости. Затруднено использование таких эмпирических методов исследования, как психодиагностическое тестирование и анкетирование, интервьюирование, эксперимент, что связано с удаленностью респондентов (их пространственно-временной дистанциации) и вероятностью нарушения чистоты исследования. Тем не менее, существующие социальные, экономические и иные проблемы интрне-занятости требуют серьёзной психологической диагностики, эмпирического анализа и последующего социально-психологического сопровождения, как субъекта труда, так и работодателя.
Согласно социально-экономическим исследованиям, интернет-занятость выбирают работники с креативным мышлением, легко обучаемые и адаптируемые в новых социально-экономических условиях, способные к быстрым переменам и эффективному решению одновременно нескольких профессиональных задач. Подобными характеристиками в большей степени обладают молодые люди, наиболее активные, легко и быстро осваивающие современные информационно-цифровые технологии и, прежде всего, Интернет. Завышенные требования к размеру заработной платы у молодёжи также способствуют массовой вовлеченности в данный вид занятости, позволяющей совмещать две-три работы одновременно. К тому же отсутствие опыта работы по профессии у молодых людей не является преградой в реализации себя как профессионала в условиях виртуальной дистанционной занятости. Вовлечение молодежи в интернет-формы трудовой деятельности, пока ещё инновационной для многих российских регионов, может решить не только проблему безработицы, но и способствовать полноценному развитию современного молодёжного потенциала, избежать расширения границ асоциальной деградации населения. Подобный вид деятельности позволяет не только снизить затраты на организацию труда и увеличивает процент вовлечённых в трудовую занятость профессионалов из удалённых российских регионов, но и содействует саморазвитию личности и наиболее полной реализации своего интеллектуального капитала.
Несмотря на наличие известных плюсов в дистанционной интернет-занятости, существуют отрицательные факторы для работников удалённого труда. Прежде всего, это отсутствие уверенности в полной и своевременной отплате труда заказчиком, так как значительная часть работников не оформлена официально на предприятии или в компании через трудовые или гражданско-правовые договора. Неуверенность работника в материальном вознаграждении может снижать его мотивацию, работоспособность, ответственность, системность и своевременность выполнения заданий. К тому же существующие в российской экономике проблемы, способствуют некорректному поведению работодателей в отношении оплаты труда неофициально оформленным работникам. Следует отметить и низкий уровень оплаты труда, связанный с высокой конкуренцией среди исполнителей, готовых приступить к работе в любой момент и за небольшое материальное вознаграждение.
Библиографический список
1. Климов Е. А., Носкова О. Г. История психологии труда в России http://psychojournal.ru/books/713-klimov-e-a-noskova-o-g-istoriya-psihologii-truda-v-rossii.html [Электронный ресурс]. Дата обращения к ресурсу: 25.06.2018.
2. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / предисл. В.С. Автономова. – М.: ЭКСМО, 2007. – 455 c.
3. Ярославская Е.А., Якубов Б.А. Инновационное предпринимательство в единстве трех основных компонентов // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6 / www.science-education.ru/106-7994 [Электронный ресурс].
4. Харченко В.С. Ценностные предпочтения как основа формирования стиля жизни фрилансеров // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2013. –№ 1. – С. 120–124.
5. Kelly K. New Rules for the New Economy: 10 Radical Strategies for a Connected World. N.Y.: Penguin 1999. 294 р.
6. Malone T.W., Laubacher R.J. The Dawn of the E-lance Economy // Harvard Business Review. 1998. Vol. 76. №5. P. 144 - 152.
7. Nilles J. Managing Telework: Strategies for Managing the Virtual Workforce. N.Y.: JohnWiley&Sons,1998. 317 р.
Ruiz Y., Walling A. Home-Based Working Using Communication Technologies // Labour Market Trends. 2015. Vol. 113. №10. P. 417–426.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.