Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Композитный тренинг профессиональной цифровой письменной речи

Композитный тренинг профессиональной цифровой письменной речи

В. А. Цепцов Кандидат психологических наук;

Институт психологии РАН,

г. Москва, Россия

 

Современная письменная речь обладает качественно новой цифровой средой, обладающей дополнительными средствами выражения авторского замысла [1]. Первое профессиональными райтерами осознается и формулируется достаточно отчетливо, второе, как показывает практика, реализуется, в лучшем случае, на интуитивном уровне и не является активным профессиональным инструментом. И хотя пишущие признают, что авторская трансформация реальности так или иначе присутствует в тексте, определить цифровые средства воплощения этой трансформации, зачастую, не могут. Профессиональное овладение этими средствами может, на наш взгляд, оказать существенное влияние на качество авторской письменной речи.

Цель данной работы – представить методику и результаты активной обучающей методики – композитного тренинга по теме "Символьно-конструктивное действие в мультимедийном тексте". В статье отражены два плана исследования, первый дает представление о практической реализации символьно-конструктивной деятельности в ходе композитного тренинга, второй связан с определением символьно-конструктивного действия в рамках мультимедийного текста.

Введение в основы символьно-конструктивной деятельности.

Выполнение практического задания по схеме композитного тренинга, сочетающего ролевые позиции и профессиональные навыки.

Анализ символьно-конструктивного действия в текстах, подготовленных в ходе тренинга.

Конкурентная оценка эффективности символьно-конструктивной деятельности участниками тренинга.

Основы символьно-конструктивной деятельности представляют письменную речь как форму творчества с заданной интенциональной структурой конечного текста. Учебная цель формулируется так, чтобы наглядно и доступно представить систему символьно-конструктивных действий в связи с речевой, визуальной и цифровой риторикой, необходимых для подготовки авторского текста с заданной интенциональной структурой.

В работах, выстраиваемых в рамках психологии письма и цифровой риторики, авторы отмечают, что целостный подход к теме письменной работы невозможен без привлечения ряда понятий и первым в этом ряду стоит представление о том, что текст и в особенности мультимедийный – это социальное действие, которое имеет интенциональную природу [2].

Ведется поиск основных интенциональных составляющих коммуникации: в частности, в качестве основных выделяются: установление деловых связей, воздействие на другого человека, стремление к общению. В то же время, все работы этого направления заключают в себе проблему недостаточности изучения речевых компонент символьно-конструктивного действия, которое не учитывает значения других модальностей семиотического материала в общении. Особенно отчетливо этот недочет проступает сегодня, когда не языковые средства гипермедиа и мультимедиа все чаще выступают средством сообщения информации [4].

Обновленное значение символьно-конструктивный подход приобретает в связи с развитием цифровой информационной среды, она начинает охватывать явления языковой и неязыковой природы, выходит за рамки привычных представлений о средствах общения. Изучение этого многогранного феномена ведется в литературоведении, лингвистике, коммуникологии, психологии при обращении к понятиям гипертекста, мультимедиа и гипермедиа. Особое значение представление о новом символьном продукте приобретает в контексте символьно-конструктивной деятельности, где оно наполняется процессуальным содержанием в отличие от традиционного структурно-функционального подхода психолингвистики.

Основная проблема, которая заставляет снова и снова обращаться к соотношению "текст – символьно-конструктивное действие", заключена в том, что текст, помимо основного содержания, несет на себе отпечаток индивидуальности говорящего. Более того, текст в своей микроструктуре сохраняет следы всех внутренних процессов, которые должен пережить адресат - в том числе и тех, которые несут информацию о динамической микроструктуре текста. Пользуясь выражением Ф. Кафки, ее можно назвать "обратной стороной вышивки", которая обнажает все узелки и связки, на первый взгляд незаметные.

Как показал опыт композитных тренингов, наиболее релевантным задаче, стоящей перед ведущими, является определение, которое доступно для обучаемых, не имеющих специальной научной подготовки, и, вместе с тем, содержит в себе результат практического синтеза теоретических предпосылок символьно-конструктивной деятельности и психологии письменной речи в целом.

Символьно-конструктивное действие – это модифицирование текста новым гипертекстовым смысловым отношением между его частями, воплощенное в цифровой мультимедийной форме. Это смысловое отношение соотносится, как правило, с эмоционально-волевой, мотивационной, познавательной, мнемонической и другими сферами внутренней психологической системы субъекта.

Символьно-конструктивное действие предполагает прямое конструктивное преобразование в представлении адресатом тех или иных фактов, событий, явлений, передаваемых в цифровой форме. В зависимости от интенции символьно-конструктивного действия фактический материал может быть изменен, например, в том случае, если факты сами по себе являются эмоционально насыщенными, символьно-конструктивное действие может редуцировать эмотивность текста. Оно может быть использовано для создания максимально виртуализированного сообщения, когда факты не укладываются в рамки обыденных явлений. Действующий субъект, подавая читателю факты, может занять позицию, например, стороннего наблюдателя, а не автора, что тоже является определенным смещением в позиции субъекта действия по отношению к самому символьно-конструктивному действию.

Анализ цифровых текстов в мировой паутине позволил очертить круг наиболее употребляемых видов символьно-конструктивного действия, которые имеют семантические, стилистические, и психологические основания. Объединение их под общим названием – средства символьного конструирования личностного смысла в тексте – позволило получить компактную операциональную систему, которая в процессе апробации подтвердила свою эффективность как в качестве концептуальной основы учебного материала, так и в качестве материала символьно-конструктивного действия. В ходе анализа современного цифрового письма были выделены наиболее эффективные символьно-конструктивные действия.

1) Конструктивная цифровая синонимия: конструирование соответствия между смыслом слова, имеющего выраженную принадлежность к тому или иному лексическому полю, и цифрового контекста, описываемой ситуации, характера явления. Другими словами речь идет о конструировании квази-синонима – мультимедийного конструкта, который скрепляет смысл с определенной цифровой семантической системой и сохраняет в силу этого в любом информационном контексте смысловую связь с ней.

2)                      Контекстное обрамление: помещение материала в цифровой фрейм с целью реконструкции общего смысла информационного сообщения. Это действие основано на возможности модифицировать основной смысл, созданием фонового смыслового поля.

3)                      Конструирование виртуальной последовательности события: в результате этого действия хронологическая последовательность реального события при создании текста варьируется в зависимости от цели автора. Это символьно-конструктивное действие чаще всего используется в жанре нарративного сообщения. Однако в цифровом контексте такая виртуализация может достигаться переносом в иную модель мира, например пространство компьютерной игры.

Автор сообщения в процессе профессиональной деятельности имеет дело с реальностью двух уровней: реальностью объективной и реальностью отраженной, т.е. представленной адресату. На первом уровне события происходят в той последовательности, какую им предопределило течение реальной жизни, со всеми ее сложностями и взаимодействиями различных явлений; каждое событие на этом уровне занимает в хронологической цепи раз и навсегда определенное ему место: сначала было то-то и то-то, затем произошло то-то и то-то и т. д. На втором уровне, взявшись за конструирование события, автор может вынести на первый план любой информационный элемент, независимо от того, какое место он занимает в хронологической цепи или пространстве. Это, конечно, вовсе не означает, что он волен при этом искажать картину причинно-следственных связей и утверждать, вопреки реальному положению вещей, что такое-то событие не предшествовало и не вызвало другое событие. Но он может показать читателю сначала одно, потом другое, в зависимости от того, как он сам конструирует пространственно-временные координаты события. С какой целью автор нарушает реальную хронологию или привычный пространственный фрейм? По мнению экспертов (опрос проводился в аудитории профессиональных авторов) цель автора состояла в следующем:

а) продемонстрировать конструктивный характер любого информационного сообщения.

б) повысить сложность пространственно-временного представления о мире.

На наш взгляд, цель символьно-конструктивного действия была определена экспертами верно. Однако необходимо добавить, что некоторые участники исследования отмечали, что автор устанавливает произвольную причинно-следственную связь, для того, чтобы деконструировать установки адресата сообщения.

4)             Модальный сдвиг: конструирование необходимого или обязательного как желательного и возможного; подача желаемого как осуществимого; риторическое выражение сомнения по поводу несомненного.

Модальный сдвиг часто используется при передаче косвенной (или прямой, сопровождаемой комментарием) речи, которая в зависимости от цели субъекта (поставить слова говорящего под сомнение; убедить читателя в их искренности или неискренности; вызвать к ним доверие или недоверие и т. д., независимо от того какова на самом деле была выражена модальность. Наиболее отчетливо этот модальный сдвиг обнаруживается при переходе из одной риторической модальности (речевой, визуальной) в другую. Цифровая риторика дает возможность демонстрации не существующего объекта в зрительной модальности.

5)             Конструирование диссонанса: во много отличается от классического логического представления противоречия. Благодаря цифровой риторике возможно конструировать противоречие в системе субъективных представлений, создавая эффект ложного воспоминания.

6) Замещение информационных элементов: нежелательная, по мнению автора, или отсутствующая у него информация подменяется:

а) гипертекстовыми ссылками,

б) визуальными примерами,

в) множественным перекрестными сообщениями.

Учебная цель: в процессе реальной деятельности, приближенной к ситуации профессионального творчества, сформировать у слушателей навыки символьно-конструктивной деятельности, направленной на создание и модификацию содержания текстов.

Необходимо изложить некоторые методические принципы композитной игры, которые должны учитываться на этом и последующих этапах.

1) Принцип оптимальной ролевой мотивации: эффективность игрового обучения достигается постановкой участников игры (групп) в конкурентные отношения. Это реализуется в том случае, если: задания, полученные отдельными участниками (группами), неизвестны "соперникам"; если материал, подобранный для игры, соответствует не только профессиональным, но и личным интересам участников; если задания выполняются группами изолированно друг от друга. Разумеется, ведущие тренинга должны на всем ее протяжении поддерживать высокий уровень напряжения, мотивационный статус групп.

2) Принцип структурного подобия и функционального различия: так как в игре моделируется профессиональная деятельность, то было бы естественным считать ее результатом подготовленный в ходе игры материал. Однако, учебной целью является овладение средствами символьно-конструктивной деятельности, и поэтому в игровой деятельности, совпадающей с привычной для автора работой, реализуется совершенно иная функция – не конечный текстовый продукт, как таковой, а навыки и умения, проявленные в подготовленном тексте – сформированные символьно-конструктивные операции [3].

3) Принцип спонтанной творческой активности: средства выражения авторской интенции не должны лимитироваться и ограничиваться теми, которые представлены в лекции, необходимо побуждать и поощрять участников к использованию собственных интуитивных приемов анализа и символьно-конструктивного построения текста. При этом, разумеется, индивидуальные приемы должны обсуждаться и аргументироваться в ходе дискуссии на заключительном этапе игры. Задача ведущего состоит в том, чтобы по ходу игры анализировать индивидуальный инструментарий обучаемых и приводить его в соответствие с предложенной в лекции системой анализа.

4) Принцип профессиональной компетентности ведущих.

Он является квалифицированным специалистом в области символьно-конструктивной деятельности, который владеет как практическими навыками подготовки информационных сообщений, так и теоретическими знаниями в области лингвистики (стилистики, семантики, прагматики). Также важно участие психолога, который обеспечивает формирование групп с учетом индивидуальных психологических черт участников, поддерживает мотивационный статус и процесс группового взаимодействия в ходе игры, строит оптимальные для усвоения материала условия на стадии групповой дискуссии.

Перейдем теперь непосредственно к описанию игровой деятельности на втором этапе.

В соответствии с проведенным накануне игры тестированием, позволяющим сформировать однородные по индивидуально-психологическим свойствам группы, а также составить программу индивидуальной работы с отдельными участниками, задача разбивается на конкурирующие авторские интенции, которые согласуются с психологическими ролями: «критик», «консерватор», «экстремал» и т. д.

Материал с информационной основой одинаков для всех групп, одинакова и профессиональная задача: подготовить на основе фактического материала цифровое сообщение с элементами цифровой риторики; в течение одного часа.

Перед началом дискуссии ведущие проводят анализ подготовленных материалов с точки зрения использованных в них символьно-конструктивных действий. Осуществляется предварительная экспертная оценка выраженности заданной интенции для каждой группы, а также использованных в тексте приемов и лингвистических средств выражения этой интенции. За индивидуальные приемы, использованные авторами работ, оценки определяются в ходе дискуссии.

В качестве заключения приведем некоторые результаты, свидетельствующие о положительном эффекте используемой методики обучения, а также об эффективности научных разработок, которые легли в основу синтетической концептуальной системы анализа цифрового мультимодального текста.

Контроль эффективности композитной игры проводился путем анализа отзывов участников игры и методом экспертной оценки, которая была проведена ведущими. Для этапа контроля были сформированы 2 группы - экспериментальная (проведение занятий в форме деловой игры) и контрольная (лекция и семинары). Наряду с более высокой оценкой, которую получили обучавшиеся в процессе композитной игры, можно вычленить основные факторы, которые создают оптимальные условия для обучения символьно-конструктивным действиям:

эмоциональные: высокий уровень активации интеллектуальных ресурсов, комфортное состояние, спонтанная активность;

коммуникативные: совмещение навыков письменной речи и организаторского труда, значимая обратная связь от коллег и преподавателей;

интеллектуальные: проработка учебного материала как на входе (при усвоении), так и на выходе (при использовании в материалах и дискуссии), учебный материал прорабатывается в условиях, приближенных к реальной профессиональной деятельности.

Также, следует отметить эффективность предложенной системы анализа цифрового текста с точки зрения присутствия в нем символьно-конструктивных действий. В дискуссии обучаемые предпочитают оперировать понятиями, полученными в первой фазе игры.

Использование понятий в группе обучавшейся методом композитной игры в сравнении с контрольной группой характеризуется, в первую очередь, точным практическим применением их. Этими понятиями владеют как инструментом. В контрольной группе понятия использовались по типу клише, определения.

Библиографический список

  1. Цепцов В.А. Образ врага у россиян // Ситуационная и личностная детерминация дискурса. Отв. ред. Н.Д. Павлова, И.А. Зачесова. М.: Изд- во «Институт психологии РАН», 2007. С.136-147.
  2. Цепцов В.А. и др. II Международная конференция по изучению письменной речи //Психологический журнал. – 2011. – Т. 32.– № 6.– С. 67-70.
  3. Ivancevich J.M.& Smith S.V. Goal setting interview skills training: Simulated and on-the-job analyses. Journal of Applied Psychology,66. 1981.- pp. 697-705.
  4. Tseptsov V. Argumentative text reading and writing: structuring and evaluation components. 4-th International Workshop on the Argumentation. 1-4 July, Poitiers, 1998. - pp. 114-118.
Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии