Н. А. Игнатенко, кандидат педагогических наук, доцент,
Воронежский государственный педагогический университет,
г. Воронеж, Россия
Под этнической идентичностью понимают «эмоционально-когнитивный процесс объединения субъектом себя с другими представителями одной с ним этнической группы, а также его позитивное ценностное отношение к истории, культуре, национальным традициям и обычаям своего народа, к его идеалам, чувствам и интересам, фольклору и языку, территории проживания этноса и его государственности» [5]. Некоторые исследователи отделяют культурную идентичность от этнической, но в широком понимании культурная идентичность может рассматриваться как ее часть.
Развитие этнической идентичности охватывает длительный период взросления личности, и значительную роль в нем играет школьное и вузовское образование. Изучение иностранного языка с целью развития иноязычной коммуникативной компетенции позволяет в современных условиях позитивно влиять на углубление этнического самосознания обучающегося. Особую значимость в развитии этнической (и культурной) идентичности приобретает иноязычная социокультурная компетенция, под которой В. В. Сафонова понимает знания «национально-культурных особенностей стран изучаемого иностранного языка, умения осуществлять речевое поведение в соответствии с этими знаниями, а также готовность и способность жить и взаимодействовать в современном поликультурном мире» [4].
Успешная подготовка к общению в поликультурном мире должна осуществляться педагогом иностранного языка, состав иноязычной социокультурной компетенции которого имеет более сложную структуру. Так, исследуя процесс развития иноязычной социокультурной компетенции будущего учителя иностранного языка, мы расширили ее состав и включили в него четкое осознание будущим педагогом особенностей своей родной культуры, традиций, норм общения, систем ценностей [1, c. 10], поскольку без указанных составляющих организация учебного процесса по сравнению, анализу явлений иноязычной и родной культуры становится невозможной. Как видим, профессиональная подготовка педагога – учителя иностранного языка неразрывно связывается с развитием, в широком смысле, этнической идентичности, а процесс обучения будущего учителя иностранного языка открывает для углубления этнического самосознания носителя русского языка в России новые возможности.
Достижение глобальной цели обучения иностранному языку по успешному, мирному существованию в поликультурном мире в современной политической ситуации по целому ряду причин осложняется, что не может не оказывать отрицательное влияние на межкультурное понимание, принятие представителей иноязычной культуры. Создаваемые государствами и средствами массовой информации барьеры, информационные войны, предвзятое изображение носителей иноязычной культуры на телевидении не способствуют развитию открытости, межкультурной наблюдательности, терпимости, позитивного отношения к представителям иноязычной культуры, усиливает проявления негативного этноцентризма [3, c. 229].
Постепенное преодоление подобных межкультурных барьеров, все усиливающиеся в настоящее время, возможно в иноязычном образовании при помощи развития интереса к межкультурным различиям, аналитического к ним отношения, развития умений сравнения культурных феноменов, их анализа: раскрытия их смысла, связи с глубинными ценностями социума, как иноязычного, так и российского. Реализуя компетентностный подход, студенты – будущие учителя не останавливаются на внешней форме социокультурных явлений, а раскрывают их глубинные смыслы, готовясь к самостоятельному руководству подобной аналитической деятельностью в будущем в школе.
Интересную возможность углубления этнического самосознания дает работа с иноязычными текстами, написанными носителями иностранного языка о россиянах. Знакомясь с предвзятыми, оценочными материалами, студенты могут посмотреть на себя «со стороны», почувствовать, какие черты национального характера, моделей поведения россиян отмечаются носителями языка [2, c. 189], и это становится началом новой аналитической дискуссии сравнения двух культур и пополнения знаний о культуре родной.
Итак, иноязычное образование расширяет возможности развития этнического самосознания, позволяет студенту приобрести новые знания о культурных особенностях своей нации, отличающих россиян от остального мира, научиться сравнивать культурные феномены и анализировать их суть и обусловленность национальной системой ценностей и традициями.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.