А. А. Лисенкова
Кандидат культурологии, доцент
Пермский государственный институт культуры,
г. Пермь, Россия
В условиях быстро изменяющихся технологий, постоянно ускоряющегося темпа жизни, трансформации ценностных ориентиров и смыслов человек все в большей степени испытывает потребность в точке опоры, которая могла бы способствовать его устойчивому развитию и положению в обществе.
Сегодня формируется ряд ярко выраженных запросов на формирование человека нового типа. Человека быстрых реакций, антикризисного мышления, способного критически анализировать большие массивы информации, брать на себя ответственность и идти на риск в поиске нестандартных креативных решений в быстро меняющейся среде, т. к. в современном мире человек становится постоянно включенным в поле цифровых технологий и новых средств коммуникации и репрезентации и вынужден искать новые форматы общения и взаимодействия. Являя себя миру, он заранее конструирует свой персональный автопроект публично предъявляя свою идентичность и ожидая отклика на нее и включение в различные круги «Своих». И именно это отличие и разграничение «Я» и «Другие» в цифровой среде является сегодня отправной точкой и опорой для «сборки» собственной идентичности, так как в новых условиях человек верифицирует и конструирует свою идентичность в заданных рамках и контекстах, существующих технологических и программных решений.
Говоря об идентичности как об особом наборе представлений о себе и соотнесении и отожествлении себя с группой в цифровом пространстве можно констатировать, что весь процесс идентификации приобретает как отмечала Ш. Теркл «постоянный текучий характер» [6], и становится все более пластичным, складывающимся из различных частей «Модульного Я» (Э. Тофлер) в границах заданных контекстов мозаичной действительности в зависимости от сложившейся ситуации. Именно тягучесть, пластичность и различенность становятся главенствующими ценностями идентификационных процессов и именно они определяют динамику современных процессов идентичности в цифровом мире.
Современный «цифровой поворот» не только задает фрейм данных изменений, касающихся нашего социального «Я», но и порождает жесткие границы конструирования идентичности, через различные маркеры и идентификаторы константно фиксирующие наше присутствие через цифровые следы. Таким образом, мы видим движение от «социокультурной идентичности личности, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной (не всегда фиксируемой в реальном социуме) общности, осуществляющей деятельность (в основном потребление и передачу знаний и информации) в информационно-коммуникативных средах, прежде всего – в компьютерном виртуальном пространстве» [1, с. 121]. Данные процессы находят свое отражение в трансграничной коммуникации и интеракции, постоянной информационной включенности, оказывая существенное влияние на изменение повседневности, где одним из главенствующих навыков становится умение использовать цифровые технологии и управлять собственным автопроектом репрезентуя его в виртуальное пространство.
Благодаря повсеместной интерактивности, гипертекстуальности и гипервизуальности позволившим включить в цифровое поле сотни миллионов жителей планеты стало возможным освоение новых способов коммуникации, верификации и идентификации в пространстве сети, через систему цифровой самокатегоризации и выделения семантических комфортных пространств для виртуального взаимодействия и поиска групп «Своих».
Состояние современной цифровой экономики, роботизация повседневных рутинных операций оказывают влияние не только на перераспределение рынков занятости, но и существенно влияют на формирование новых навыков и компетенций. Так как сегодня мы уже не имеем возможности, как было ранее, разделять жизнь человека на офлайн и онлайн присутствие, в связи с тем, что многие функции выполняются с помощью мобильных приложений и устройств «на ходу», а цифровые коммуникации происходят быстро, то параллельно приходится решать сразу несколько задач. В этой связи у современных молодых людей, поколения так называемых миллениалов/цифровых аборигенов/нетокусов/ поколения Z данные навыки развиты с рождения. Они могут писать, слушать и общаться в сети одновременно, в основном, конечно данные процессы носят поверхностный и фрагментарный характер, но тем не менее становятся отличительной чертой поколений, рожденных в цифровой век, что не может не отражаться на стратегиях формирования и презентации собственной идентичности, которая также перетекает в более комфортное для данного поколения цифровое пространство.
Начиная с развития платформы Web 2.0 ставшей основной площадкой социализации молодежи и полем их совместного творчества в производстве нового контента произошло изменение многих форм освоения действительности и трансляции культурного опыта. Практики социализации, реализуемые в глобальном пространстве всемирной паутины, привели к возможности осуществления различных идентификационных моделей стиля и образа жизни, создав тем самым основу для дальнейших стратегий автопроектной цифровой репрезентации.
Следующим этапом развития цифрового пространства сети, оказавшим существенное влияние на изменение идентификационных стратегий, стали семантические сети и развитие систем искусственного интеллекта, благодаря которым сегодня любое действие, осуществляемое в интернет-среде, становится максимально персонифицированным, а человек словно погруженным в удобный и комфортный информационный кокон нераздражающей информации и связей. Развитие платформ Web 3.0 и Web 4.0, которые непосредственно связывают с развитием эмотивной сети, расширенной и дополненной интеллектуальными функциями взаимодействия в рамках не только «человек-машина», но и «машина-машина», способных к автоматизированному обучению и взаимодействию с человеком в различных форматах позволило выработать новые подходы к сетевой креативности, освоить новые форматы презентации.
Данные аспекты порождают целый ряд социально-культурных вызовов и аспектов неравенства, к которым общество не всегда успевает адаптироваться. Таким образом, с одной стороны цифровизация выступает благом способным стимулировать интеграцию, давать импульс развитию во всех сферах жизни общества, способствовать расширению границ восприятия и взаимодействия, выступать механизмом высвобождения и перераспределения ресурсов, трансформации способов мышления и форм восприятия, изменяя поколенческие привычки и мировоззрение, оказывая непосредственное влияние на процессы идентификации и персонификации.
С другой стороны, цифровизация предъявляет все более высокие требования к персональной ответственности, компетенции, нелинейности мышления, многоканальности восприятия и трансляции информации. Мы видим, что процесс идентификации под действием цифровых технологий приобретает все более интерактивный характер в основе которого лежит текучесть и амбивалентность с возможностью конструирования собственной идентичности под заданные алгоритмы, презентуя свою многомерность и вариативность в зависимости от изменяющегося контекста. Как отмечает Э. Кшижаняк «homo creator постоянно видоизменяет свой облик, будучи тем, кем он в данный момент хочет себя показать» [5, с. 16].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что во время развития платформ Web 2.0 человек в сети стремился примерять различные виртуальные роли и статусы, т.к. виртуальное пространство создавало все условия для анонимности и игр с идентичностью, в современных же условиях цифровой прозрачности и возможности анализа больших массивов информации (Big Data) человек становится постоянно видим, т.к. технологии создают условия для публичного проявления его цифровых следов, оставляя все меньший зазор для анонимности.
Анализ данных тенденций в последнее время все в большей степени волнует исследователей, так, например, А. Войскунский, А. Евдокименко, Н. Федунина говорят о том, что «сетевая идентичность не порождается сама собой в процессе взросления и старения, а конструируется с тем, чтобы быть эксплицитно презентованной другим людям» [2, с. 102].
Сегодня в день люди генерируют 2,5 миллионов триллионов байт данных, как правило личного характера [4], в том числе более 600 миллионов изображений загружается ежедневно в различные социальные сети. Таким образом, как подчеркивает А. Фролова и О. Посухова цифровые технологии и медиа «оказывают значительное влияние на формирование социальных структур, процессов, накладывают отпечаток на массовое сознание, культуру. Доминирующие формы медиа детерминируют идентификационные матрицы посредством различных инструментов, будь то средства массовой информации, формирующие повестку дня (а значит, расстанавливающие ценностные приоритеты), социальные сети, блоги, фильмы, реклама, мультипликация, сериалы. Все эти формы коммуникации транслируют определенные символические коды, воспринимаемые индивидами, и выстраивающиеся в его многоуровневую идентификацию» [3, с.186].
Таким образом в условиях тотальной цифровой прозрачности мы можем не только хранить и анализировать полученные данные о человеке, но и под другим углом увидеть природу человека, его идентификационное поведение и стратегии формирования идентичности, его нормы и ценности, возвращаясь к истокам гуманизма, где «человек есть мера всех вещей». Необходимо также отметить, что данные явления оказывают непосредственное влияние на все сферы жизни общества, изменяя способы презентации, коммуникации, поведение и привычки, меняя миропонимание. Цифровая открытость, трансформация границ реального и виртуального, постоянная включенность в коммуникацию в итоге изменяют не только человека, но и ценностно-нормативное основание культуры в целом.
Библиографический список
1. Астафьева О.Н. Виртуальные сообщества: «сетевая» идентичность и развитие личности в сетевых пространствах // Вісник Харківського національного університету. Теорія культури та філософія науки. 2007. № 776. С. 120–133.
2. Войскунский А., Евдокименко А., Федунина Н. Сетевая и реальная идентичность: сравнительное исследование // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10, № 2. С. 98–121.
3. Фролова А.С. Посухова О.Ю. Концептуальное моделирование системы символического конструирования профессиональной идентичности в медиапространстве. // Медиаобразование, 2017. № 37 С. 185-192.
4. Bringing Big Data to the Enterprise. Код доступа: URL: https://www-01.ibm.com/software/data/bigdata/what-is-big-data.html (дата обращения 11.07.2018)
5. Krzyżaniak E., 2003, Nie ma tożsamości darowanej, czyli poszukiwanie siebie w Innym Warszawa, s. 13–19.
Turkle, S. Life on the Screen: Identity in the Age of the Internet. New York: Simon and Schuster, 1995. P.456.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.