Д. В. Бондаренко Кандидат юридических наук,
ведущий научный сотрудник,
Федеральный центр образовательного законодательства,
г. Москва, Россия
Прежде чем выразить основную идею этой статьи секции с очень глубокомысленным названием «Образование как средство формирования гармоничной, социально успешной и полезной личности», хотелось бы привести высказывание одного известного российского философа, культуролога, писателя и эссеиста, участника Великой Отечественной войны, члена Академии гуманитарных исследований, Григория Соломоновича Померанца:
«...Одна из проблем, которую нельзя решить высокоточными ракетами, – миллиарды недорослей, недоучек, недоразвитков. Примитивные народы умели воспитывать своих мальчиков и девочек. Простая культура целиком влезала в одну голову, и в каждой голове были необходимые элементы этики и религии, а не только техническая информация. Культура была духовным и нравственным целым. Естественным примером этой цельности оставались отец с матерью. Сейчас они банкроты. Тинейджер, овладевший компьютером, считает себя намного умнее деда, пишущего авторучкой. Мир изменился, каждые пять лет он другой, и все старое сбрасывается с корабля современности. Растут миллиарды людей, для которых святыни, открывшиеся малограмотным пастухам, не стоят ломаного гроша. Полчища Смердяковых, грядущие гунны, тучей скопились над миром. И они в любой день готовы пойти за Бен Ладеном или Баркашовым. Записку Иконникова гунны не прочли (а если б и прочли – что им Иконников? Что им князь Мышкин?). Судьбу Другого они на себя не возьмут… Одно из бедствий современности – глобальная пошлость, извергаемая в эфир. Возникает иллюзия, что глобализм и пошлость – синонимы. И глобализм уже поэтому вызывает яростное сопротивление. Не только этническое. Не только конфессиональное...
Одна из особенностей великих культурных миров – способность к историческому повороту, переходу от расширения вовне к внутреннему росту, от захваченности центробежными процессами к созерцанию духовного центра и покаянию за отрыв от него…. Лидерами станут страны, которые лучше других сумеют создать новый стиль жизни, включить паузу созерцания в череду дел, избавиться от лихорадки деятельности, от "блуда труда, который у нас в крови" (Мандельштам). Пионерами могут быть и большие и маленькие страны, сильные и слабые. Мы не знаем, кто вырвется вперед. Но начинать должны все. Решающей становится не экономика, а педагогика, начиная с детского сада. Дети схватывают начатки нового быстрее взрослых. Я вспоминаю слова девочки четырех лет: "Мама, не говори громко, от этого засыхают деревья"…. С самого раннего детства можно воспитывать понимание радости, которую дает созерцание. И это подготовит людей к переоценке ценностей, к переходу от инерции неограниченного расширения техногенного мира к цивилизации созерцания, духовного роста и равновесия с природой. Если мы будем просто звать людей ограничить свои потребности, ничего не выйдет, кроме раздора. Петр кивнет на Ивана, Европа на Америку, Азия на Европу. Поворот может дать только открытие ценности созерцания, паузы созерцания в делах, в диалогах и дискуссиях, в развитии мысли….
Школа не может отвлечься от сегодняшнего дня, не может не готовить программистов, юристов, менеджеров. Но сегодняшний день скоротечен, и течение несет его к смерти. Слово "кала" на санскрите – омоним: и время, и смерть. Культура, не нашедшая опоры в вечном, падет под напором перемен. Школы могут и должны учить паузе созерцания: через искусство, через литературу. Со временем – используя телевидение, если оно повернется к величайшей проблеме века…» [4, с. 4–5].
В этом высказывании удивительно точно выражены те устремления, те задачи, которые в большей степени необходимости должны ставиться перед системой образования в вопросе воспитания и становления личности сегодня. Приведенная цитата, не смотря на то, что была написана в 2013 году, на наш взгляд, весьма удачно и точно отвечает общегосударственной идеологии, определяющей все векторы и направления жизнедеятельности нашей страны в настоящее время и сформулированной в ежегодном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 01 марта 2018 года: «…Дело в том, что скорость технологических изменений нарастает стремительно, идет резко вверх. Тот, кто использует эту технологическую волну, вырвется далеко вперед. Тех, кто не сможет этого сделать, она – эта волна – просто захлестнет, утопит…Что должно быть приоритетом для нас? Повторю: считаю главным, ключевым фактором развития благополучие людей, достаток в российских семьях» [1].
Как видим, во главу угла ставится экономика и технологический прогресс. Это же, соответственно, отражается и в общей системе ментальности человека. Личность, его духовная основа, интеллектуальный творческий потенциал, нравственность утрачивают значение. На первый план выступают его механистические возможности, быстрота, высокий уровень информационной осведомленности, умение оперативно использовать техническую информацию, экономически мыслить, расчетливо оперируя статистическими и иными социально-экономическими данными.
Сообразно этому формируется и система образования, ее нормативно-правовое регулирование. Традиционные классические компетенции, формируемые смолоду в учениках, позволявшие расширять кругозор, обогащать интеллект разносторонними знаниями, умениями составлять внутренние логические связи и создавать новое творческое мышление, исчезают. Образование превратилось просто в обучение.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) в ст. 2 закрепляет, что образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [2].
Здесь Закон впервые за последние 20 лет закрепляет и понятие воспитания, под которым понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Под обучением Закон понимает целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Однако в ст. 3 Закона, в которой сформулированы основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, есть все, что угодно, кроме духовности.
Безусловно, необходимо отметить, что, по сути, определение воспитания, сформулированное в Законе, восполняет пробел предшествующих 20 лет, когда вместе с идеологией из процесса образования было практически полностью исключено воспитание. Эта ошибка привела к трагическим последствиям для подрастающего поколения (и не только для него). Сегодня эта ошибка исправлена и образование определено как целенаправленный процесс воспитания и обучения. Второй важный компонент этого ключевого термина заключается в понимании цели обучения. Выше отмечено, что обучение не только осуществляется в интересах отдельного человека, но и носит публичный характер. Здесь прямо указаны потребители процесса обучения: человек, семья, общество и государство. Также в этом определении выделено содержание образования - не как получение бессистемных знаний, а как совокупность знаний, умений, навыков и практического опыта.
Развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины – это актуальная приоритетная задача государства в сфере воспитания – указывает Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [3].
Патриотическое воспитание имеет неразрывную связь со всеми видами воспитания, на общей нравственной основе, в особенности с правовым воспитанием, и, следовательно, с уровнем правовой культуры как части общей культуры общества и важнейшей несущей конструкции правового государства.
Однако поскольку сегодняшняя Россия, по глубокому убеждению автора одного из научно-практических комментариев к Закону, представляет собой полицейское государство, система образования и правила ее функционирования, закрепленные нормами нового Закона, вступают в известное противоречие со сложившейся социальной действительностью. Однако одна из задач данного Закона – сформировать образовательную среду и правила ее функционирования. Насколько это удалось, покажут время и практика применения норм настоящего Закона. [6, с. 68–69].
Действительно, практическая реализация Закона в современных социально-политических условиях нашей страны – задача, которая при не до конца ясных целях может быть решена абсолютно в любом формате и привести к абсолютно противоположным результатам.
Закрепленные в Законе принципы, установленные в федеральных государственных образовательных стандартах требования и реальная действительность – две совершенно противоположные стороны общественной жизни нашей страны.
В таких условиях образование как система органов и организаций, педагогов и административного персонала, является единственным средством воспитания личности в русле духовно-нравственного развития. И от того, насколько мы все вместе сообща сможем претворить эту задачу в жизнь и наполнить реальным смыслом и практическими действиями нормативно-правовые постулаты, сформулированные в законодательстве об образовании, зависит и экономическое процветание, и научно-технологическое развитие, и национальная безопасность нашего государства.
К сожалению, пока приходится констатировать довольно развитую на бумаге декларативность нормативных предписаний. Реальные же усилия государства сконцентрированы на более конкретных, понятных, краткосрочных, сиюминутных направлениях: создание высокоточного оружия, увеличение и усиление оборонно-промышленного комплекса, создание и развитие высокотехнологичной промышленности, нанотехнологий, различных финансовых и экономических инструментов.
Важно осознать: без духовно-нравственной личности все усилия по обеспечению глобальной безопасности и экономического порыва нашей страны окажутся тщетными. Мы пока действительно получаем лишь функционеров, механически обученных молодых людей – молодых специалистов, которые умеют работать в качестве операторов умных машин и сложных комплексов, умеют правильно составлять бухгалтерскую документацию и продвигать новые банковские продукты, но абсолютно пустых внутри. Эти массы все новых и новых поколений заполоняют бесчисленное количество коммерческих фирм и организаций, практически полностью весь чиновничий аппарат всех органов государственной власти. И вот именно они в своей совершенно «добросовестной бессовестности» ежедневно на практике осуществляют превращение нашей когда то культурной, цивилизованной и образованной страны в обыкновенный бездушный государственный механизм, направленный лишь на «эффективность», «безопасность», «прорыв» и прочий современный фразеологический контент.
Вновь хочу вернуться к словам Г. С. Померанца: «В стране, которая прошла антивоспитание в лагерях и в диком рынке, нельзя ждать, пока само собой родится творческое меньшинство, способное вывести массу из тупика. Надо это меньшинство создавать и прежде всего – в школах и в университетах. Здесь раньше, чем где бы то ни было, торгующие должны быть изгнаны из храма – так, как это уже было в университетах, созданных Ломоносовым и продержавшихся в чистоте до первых лет революции. Здесь может быть создан опорный пункт, из которого – со временем, не рассчитывая на быстрые успехи, – удастся развернуть наступление «нестяжателей» на современные нравы. Студент, вышедший из университета, должен чувствовать примерно такое отвращение к коррупции, как я его чувствовал, попав в лагерь, и научиться избегать продажности, как я избегал ее в течение трех лет, оказавшись на должности нормировщика подсобных мастерских, входившей в мафиозную цепь. Я эту цепь оборвал и убежден, что ее всюду можно оборвать. Меня поддерживало мысленное общество с героями прочитанных книг и живое общество с товарищами по несчастью, не покупавших себе поблажки. Я думаю, что прагматики узко понимают государственную и экономическую пользу. Не будет общей пользы, если вор у вора дубинку крадет. Обществу нужна личность, верная своей этике и утверждающая эту этику всюду, где живет и работает, даже если это тяжело и опасно. Если (через несколько десятков лет) студенты будут выходить из университетов людьми, обладающими чувством собственного достоинства и чести (пусть не все – достаточно уверенной в себе группы), – зона, расползшаяся на всю Россию, отступит за проволоку, и в жизни утвердится не только евроремонт, но и евромилиция, евросуды и, наконец, – евроаккуратность на опушках лесов и улицах поселков. И кто знает? Возможно даже возрождение того, русского «общеевропейца», о котором Версилов говорил своему сыну Аркадию; того общеевропейца, который создал бессмертную русскую литературу XIX века» [5, с. 128–129].
Все, о чем говорится в этой статье – желание привлечь внимание широкого круга научно-педагогической общественности и призвать остановится. Остановиться хотя бы ненадолго, перестать пытаться прожевать и наскоро переварить бесконечные задачи, планы, «дорожные карты»… А потом с непрожеванными еще предыдущими задачами срочно пытаться прожевать новые поручения и достичь новых показателей…
Вернуться хотя бы внутри себя каждому педагогу, который избрал для себя эту профессию не от безделья или неуспешности в иных областях жизнедеятельности государства, к осознанию той громадной ответственности, которая лежит на нем в плане воспитания новой молодой личности. Причем ответственность эта отсрочена по времени, выражаясь экономическим термином – это «долгие деньги». И результат, конечно, сразу виден и не будет, о чем тоже надо всегда помнить и не стремиться создать блестящую отчетность по показателям оценки качества образования.
Современное законодательство об образовании уже позволяет это сделать. Дело лишь за нами – правоприменителями. И здесь в одинаковом положении и с одинаковой степенью заботливости и ответственности должны совместно трудиться и чиновники, и педагоги, и родители. Ведь, не случайно в русском языке эта важнейшая отрасль называется «образованием» в отличие от, например, английского – «education». Образование имеет корень «образ». Все стороны образовательных правоотношений должны стремиться к тому чтобы «образовывать» личность, то есть придавать ей образ. А образ может и должен быть только высоконравственной и духовной Личности. Поэтому по латыни слово образ это icon. Education же имеет латинский корень educere (educare) – выводить, проводить, воспитывать, вскармливать. Налицо существенная ментальная разница. Если для русской системы ценностей образование есть сакральный акт (безобразное → образованное), то для англо-саксонской это воспитание индивидуальности, лидера, действующего самостоятельно. Причем лидера, как показывает практика, эффективного, но бездушного.
Библиографический список
1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01.03.2018 // Российская газета, 2018. - № 46
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 19.02.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.
3. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, 08.06.2015, № 23, ст. 3357
4. Померанц Г. С. Распадающаяся Вавилонская башня // Сборник статей. URL: http://www.klex.ru/m8f (дата обращения 05.03.2018)
5. Померанц Г. С., Миркина З.А. Спор цивилизаций и диалог культур (Лекции и статьи нулевых годов) // М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив; Университетская книга, 2014. – 504 с. – (Серия «Нитапказ»). С. 128-129
Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) / Н.С. Волкова, Ю.А. Дмитриев, О.Ю. Еремина и др. // М.: Деловой двор, 2013. - 440 с.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.