Н. С. Шипова к.пс.н.,
Костромской государственный университет,
г. Кострома, Россия
Специфика отношений в диаде была и остается объектом исследования разных областей знания, а вопрос качества жизни не теряет своей актуальности. Однако вступление в диадические, близкие отношения с партнером, имеющим ограниченные возможности здоровья – совершенно особая, неизученная сфера. Влияет ли вступление в «особую» диаду на качество жизни партнеров? Многие исследователи говорят о стрессогенности самой ситуации болезни, инвалидности одного из партнеров. Заболевание оказывает значительное влияние на психологическое здоровье пациентов и косвенно влияет на их партнера (как на психологическом, так и на соматическом уровнях) [1, 2, 3, 4].
Именно партнер, как наиболее близкий взрослый человек рассматривается зачастую как источник социальной поддержки: он чаще всего оказывает реальную помощь в реабилитационных мероприятиях, транспортировке и бытовом обслуживании, а также выполняет роль эмоционально поддерживающего человека. Доказано, что качество поддержки со стороны партнера и, таким образом, собственное благополучие партнера играют решающую роль в способности пациентов справляться со своей болезнью [3].
Вelkin A., Albright K., Swigris J.J. (2013) проанализировали чувства партнеров лиц, страдающих легочными заболеваниями. Среди респондентов большинство отзывалось о собственной жизни как изменившейся, трудной. Совместное проживание с носителем заболевания они характеризовали как «жизнь в «меньшем мире», вследствие физических ограничений, налагаемых на их партнеров. Свою жизнь они зачастую видели более сложной, чем у самого больного, поскольку столкнулись с борьбой между выполнением своих обязанностей в качестве опекуна и поддержания собственной идентичности и независимости. Практически все признают центром семейной системы больного человека: «Наша жизнь постоянно вращается вокруг него», «Наша жизнь это только то, что с ним происходит». Все партнеры выражали сочувствие, встречались даже заявления, что они так же плохо себя чувствуют, как и их партнер («Видеть его таким – это ад»). Многие использовали выражения слияния с партнером: «Нам было диагностировано ...»; «Нам не нравится тянуть эту кислородную трубку»; «Мы боимся ...»). У женщин интеграция с заболевшим партнером больше, чем у мужчин, даже при предоставлении аналогичного уровня помощи и обслуживания [4, 6]. Как одну из основных трудностей партнеры больных отмечают отсутствие времени на собственные дела и интересы: «Пострадали мои отношения с семьей и мои друзья, потому что я просто занят». Основными чувствами, переживаемыми партнерами, являются разочарование и беспомощность, тревога, грусть, беспокойство, временами ужас. Они также переживают чувство вины за собственное здоровье: «я почти чувствую себя виноватым, что это так мне легко дышать». Менее приспособившиеся к ситуации респонденты отмечали негодование на жалобы больного партнера [2].
Вelkin A., Albright K., Swigris J.J. (2013) полагают, что именно психологическое состояние партнера, а не количество и трудность задач, которые они выполняют при уходе за пациентом, является основной детерминантой качества жизни. Ситуация ухода за больным партнером создает эмоциональный стресс, ухудшает физическое функционирование и снижает количество социальных контактов, а также повышает напряжение и нагрузку на субъекта [5]. Такие люди подвержены беспокойству и депрессии; это частично зависит от тяжести заболевания у их партнеров, а также от собственного состояния физического здоровья, ведь они подвергаются повышенному риску заражения [1].
Нами проведено эмпирическое исследование диадического копинга и психологического благополучия в парах, в которые включен субъект, имеющий ограниченные возможности здоровья или инвалидность. Второй партнёр при этом является человеком с типичным развитием. Выборка представлена15 парами, средний возраст испытуемых 36,5 лет. Методический инструментарий, результаты обработки которого представлены в статье: Опросник качества жизни и удовлетворенности (Quality of Life Enjoyment and Satisfaction Questionnaire) (Ritsner et al, 2005, Рассказова, 2012).
Анализ показателей качества жизни по сравнению с тестовыми нормами
Параметр
Тестовые нормы
Партнеры с нормативным развитием
М
σ
М
σ
Сфера здоровья
14,53
2,99
15,89
2,67
Эмоциональная сфера
20,1
3,25
21
3,97
Активность в свободное время
10,92
2,28
10,78
4,87
Социальная сфера
19,64
3,39
16,56
7,40
Удовлетворенность в целом
65,19
8,99
64,22
5,6
Нами отмечена более высокая удовлетворенность респондентов состоянием собственного здоровья по сравнению с тестовым нормами опросника. Мы склонны объяснять это совместным существованием респондентов вместе с партнером, имеющим ограниченные возможности здоровья, что способствует более оптимистичной оценке испытуемым своего здоровья по сравнению с ним. Таким образом, полученные нами эмпирические результаты противоречат данным зарубежных исследователей. Полагаем, данный аспект нуждается в дальнейшей проверке.
Таким образом, респонденты с нормативным развитием, состоящие в диадических близких отношениях с человеком с ограниченными возможностями здоровья, имеют более высокую удовлетворенность состоянием собственного здоровья по сравнению с тестовым нормами опросника. В целом партнеры не демонстрируют значимых различий по сравнению с нормативными данными по показателям качества жизни.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.