У. Ю. Севастьянова Кандидат психологических наук,
Костромской государственный университет,
г. Кострома, Россия
Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект № 18-313-00243
Постановка проблемы
Проблема психологического благополучия человека стала популярной с 60-х годов 20 века. Точное понимание феномена «психологического благополучия» рассмотрено П. П. Фесенко и Т. Д. Шевеленковой, «как целостного переживания, выраженного в субъективном ощущении счастья, удовлетворённости собой и собственной жизнью, а также связанное с базовыми человеческими ценностями и потребностями» [1]. Опираясь на теорию К. Рифф, П. П. Фесенко, Т. Д. Шевеленкова, А. Вотермена, можно выделить критерии психологического благополучия личности: удовлетворенность собственной жизнью, наличие и реагирование на трудные жизненные ситуации, личностный рост, самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, ценностные ориентации жизни (цель жизни) [1; 2; 3]. Научная проблема базируется на актуальной и бесспорной необходимости изучения и систематизации знаний по проблематике психологического благополучия людей, находящихся на разных возрастных этапах.
Описание исследования
Цели исследования выявить особенности психологического благополучия мужчин в юношеском и зрелом возрасте. Гипотеза исследования: психологическое благополучие личности мужчин имеет свою специфику на разных возрастных этапах.
Применяемые методы исследования: Опросник способов совладания ОСС (S. Folkman, R. Lazarus (1988), адаптация Т.Л. Крюковой и др., 2004); Опросник диадического совладания Г. Боденманна (Dyadic Coping Inventory - DCI, 2008) в адаптации Т.Л. Крюковой и О.А. Екимчик, 2017; Шкала адаптации и сплоченности (FACES-3) (Д. X. Олсон, Дж. Портнер и И. Лави; адаптация в 1986 году М. Перре (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003).
Результаты исследования и их обсуждение
Выборку составили 2 группы: юноши (30 человек, средний возраст 21 год), зрелые мужчины (30 человек, средний возраст 38 лет).
Приведем некоторые результаты исследования. Были выявлены значимые различия в семейной адаптации и не выявлены значимые различия в семейной сплоченности у двух исследуемых групп. У юношей, в сравнении со зрелыми мужчинами, наблюдается наиболее низкий уровень семейной адаптации (F (3,236) = 242,8; p<0,0000; M=22,7; SD=1,7). У мужчин зрелого возраста адаптация возрастает (M=29,0; SD=1,8), что свидетельствует о четко определенных позициях и принятии решений в результате совместного обсуждения.
Далее мы проанализировали данные об индивидуальном и парном совладании. Уклоняющийся стиль присущ молоды людям, что связано с нежеланием решать проблемы, с неспособностью к ответственности (M=31,8; SD=5,9). Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные на избегание проблемы ведет к тому, что мужчины сталкиваясь с трудной ситуацией, стараются проводить больше времени за своим любимым занятием, встречаться с друзьями, думают больше о себе при решении проблемы. Стиль позитивного обращения к партнеру менее всего используется этими людьми, они предпочитают использовать конфликтный стиль (M=38,0; SD=5,8).
Мужчины зрелого возраста чаще выбирают позитивный стиль обращения к партнеру (M=42,8; SD=6,0; M=44,2; SD=5,5). Они уделяют больше внимания партнеру, пытаться решить проблему диалогом.
Также юноши менее всего выбирают стратегию самоконтроля, а у второй группы респондентов выбор данной стратегии возрастает. Это означает, что зрелые мужчины в большей степени регулируют свои чувства и действия, более сдержаны в их выражении, более ответственны, чем молодые мужчины. С возрастом усиливается склонность к соблюдению социальных норм и правил поведения.
Мотивационные цели юношей – это доминирование над людьми, склонность к авторитету, социальной власти, общественному признанию, приобретению богатства. Молодые мужчины самоутверждаются в профессиональной деятельности, значимость профессиональной направленности выше, чем семейной.
Мужчины в зрелом возрасте напротив основной мотивационной целью видят сохранение благополучия людей, с которыми мужчина находится в личных контактах, прежде всего это его семья, ребенок, а также проявление доброжелательности, полезности, снисходительности, честности, ответственности, зрелости в повседневном взаимодействии с близкими людьми.
Таким образом, мы видим, что для мужчин зрелого возраста характерна повышенная стрессоустойчивость, высокая подверженность социальным нормам, дипломатичность, высокий самоконтроль, большая осмысленность целей и удовлетворенность жизни. А значит у данной группы выражен феномен психологического благополучия личности.
Заключение
В настоящее время достаточно много исследований посвященных психологическому благополучию людей. Мы же планируем осветить вопросы психологического благополучия людей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Мы предполагаем проанализировать влияние ограниченных возможностей здоровья на разные аспекты психологического благополучия личности: на субъективное благополучие партнеров, на их удовлетворенность отношениями, на предпочитаемые стратегии копинга, а также на психологический климат внутри пары.
Библиографический список
1. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. – 2005. – №3. – С.95 – 129.
2. Ryff, C. D. Psychological well-being in adult life. // Current Directions in Psychological Science. – 1995. – 4. – P. 99-104.
3. Ryff, C. D., Lee, Y. H., & Na, K. C. Through the lens of culture: Psychological well-being at midlife. Paper presented at the meetings of Gerontological Society of America, New Orleans, LA. 1993. November.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.