Н. В. Беленов Кандидат педагогических наук,
Самарский государственный социально-педагогический университет,
г. Самара, Россия
Значение письменных источников для исследователя топонимии того или иного региона трудно переоценить. Именно с первых письменных фиксаций можно говорить о достоверном упоминании и достоверной форме географического названия в тот или иной исторический период.
Конечно, топонимист может и должен заниматься также и реконструкцией топонимов, уходящих корнями в доисторию, однако, такая реконструкция всегда будет оставаться гипотетической – с большей или меньшей степенью вероятности.
О. В. Ищенко, Доктор исторических наук, доцент,
Сургутский государственный университет,
г. Сургут, Россия
Сокольское движение, основанное доктором философии и общественным деятелем чехом Мирославом Тыршем, зародилось в рамках Австро-Венгрии в период усиления антиимперских настроений среди ее многонационального населения. Рост чешского национального самосознания побудил М. Тырша искать формы и методы для объединения своего народа, повышения его военно-физической подготовки в борьбе за национальную независимость. Главным орудием этого он считал создание национальной системы физического воспитания [5, с. 171]. Практическая реализация идеи вылилась в создание в Праге в 1862 г. спортивного общества «Сокол», участники которого стали заниматься гимнастикой по системе Тырша. Сокольское движение быстро разрасталось, становясь массовым и очень популярным среди различных слоев населения, в первую очередь, молодежи.
И. М. Басов Студент-бакалавр,
Институт истории,
Санкт-Петербургский государственный университет,
г. Санкт-Петербург, Россия
Chronica Boemorum Козьмы Пражского и Chronica et gesta ducum sive principum Polonorum Галла Анонима представляют читателю обособленные (во многом даже антагонистичные) дискурсы Богемии Пржемысловичей и Польши Пястов. Ангажированность хронистов по отношению к современной им политической элите есть явление вполне характерное для любого историописательного сочинения. Понятно и то, что в своих трудах Козьма Пражский и Галл Аноним отстаивали интересы монархов – Владислава I и Болеслава III соответственно. К тому же, на это наложилось стремление упрочить позиции некоторых иерархов Церкви и местных династов, что in summa дало определённую репрезентацию образов богемцев («чехов» в славяноязычной историографии) и поляков. Но актуален вопрос – влияло ли на чешско-польские отношения, помимо всего прочего, понимание языкового и культурного родства? Служила ли объединению сторон идея общего славянского происхождения?
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.