К. Н. Маркина Кандидат культурологии, доцент,
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов,
г. Санкт-Петербург, Россия
Корпоративная культура и стиль, компоненты визуальной идентичности, фирменный стиль, айдентика и пр. являются комплексными, унифицированными проявлениями единого феномена корпоративной идентичности. Значительный рост конкуренции и одновременная информационная перегруженность потребителей и рынка, безусловно, определяют актуальность многочисленных технологий и приемов, позволяющих дифференцировать маркетинговых субъектов, как между собой, так и в сознании потребителя, с целью дальнейшего эффективного продвижения их на рынке, накопления репутационного капитала, аргументации ожидаемой бренд-премии и пр.
Фирменный стиль представляет собой совокупность приемов графической, цветовой, шрифтовой, пластической, аудиальной и пр. презентации объекта массовому пользователю. К числу основных задач фирменного стиля, единого для всех выводимых к потребителю продуктов компании, можно отнести повышение восприятия потребителями и запоминаемость бренда, а также его отстройку от продукции и мероприятий в среде конкурентов [1].
При разработке брендовой стратегии организации для соответствующего рынка не последняя роль отводится фирменному стилю, определяющему индивидуальные характеристики компании для целевых потребителей. При этом феномен фирменного стиля неразрывно связан с категорией имиджа предприятия, где имидж можно оценивать как содержание, которое упаковывается в материальные атрибуты фирменного стиля.
Грамотно разработанный и корректируемый в соответствии с ожиданиями рынка фирменный стиль, обеспечивает правообладателю ключевые преимущества, такие как [2]:
· доверительное отношение целевых аудиторий. Эстетически и нравственно привлекательный стиль воспринимается адресатом сообщения как гарантия надежности заявителя, определенного качества его продукции, обеспечивая тем самым долгосрочную ориентацию клиента на продукцию конкретного предприятия и повышая показатели лояльности к бренду;
· более эффективное и экономичное продвижение на рынок новых товаров и услуг. Поскольку компоненты фирменного стиля в сознании потребителя уже связаны с определенными товарами и их положительно воспринимаемыми характеристиками, то и вновь выводимые на рынок продукты могут воспользоваться сложившейся репутацией;
· эффективность рекламных и PR-кампаний при резком снижении издержек и рисков;
· формирование корпоративной культуры за счет налаживания системы внутренних и внешних коммуникаций компании.
Нередко в практике разработки маркетинговой продукции возникают сложности с дифференциацией основных понятий брендирования – таких как фирменный стиль и брендбук, поскольку они являются неотъемлемыми компонентами корпоративной айдентики. Данные феномены находятся в подчиненных, созависимых отношениях, где айдентика определяет все компоненты визуализации корпоративного стиля, выступая в роли своеобразного набора паттернов. Поскольку конечным получателем информационного сообщения с элементами корпоративной символики является потребитель, необходимо следовать принятой корпоративной айдентике, воплощая ее в каждом продукте компании без исключения [3, с. 122].
В настоящее время при создании – разработке и корректировке – фирменного стиля специалисты стараются придерживаться основных, закономерных и предсказуемых, трендов – упрощения при сохранении содержательной ценности сообщения, упрощения при сохранении композиционной целостности продукта и запоминаемости.
Процессы формирования, корректировки и продвижения фирменного стиля и корпоративной политики предприятия должны носить постоянный характер, поскольку от этого напрямую зависит эффективности коммуникационной деятельности заказчика [4].
Одним из актуальных вопросов в проектах по разработке и внедрению компонентов айдентики компании является проблема оценки эффективности готового информационного продукта. В контексте брендинга, ребрендинга, формирования корпоративного стиля и политики выделить чистый эффект от рекламы и PR-деятельности достаточно сложно даже в синхронном срезе. Учитывая тот факт, что в диахронии на результаты подобной проектной деятельности оказывает влияние множество внешних и внутренних факторов, включая факторы повышенной рисковости, что затрудняет даже процессы прогнозирования конечного результата, проблема оценки эффективности остается одной из нерешенных.
С практической точки зрения оценка эффективности разработки фирменного стиля может производиться с учетом уникальности идеи проекта, целостности элементов и эстетической ценности композиции, масштабируемости макета и идеи, экономического эффекта в виде увеличения монетизированной прибыли, прологированного эффекта по расширению целевой аудитории. Косвенными показателями эффективности налаживаемых корпоративных коммуникаций также являются повышение узнаваемости компании, приток новых клиентов, повышение корпоративной культуры и т.д. Однако без точных измерительных приборов и способов оценки эффективности невозможно сделать даже примерные замеры изменения данных показателей.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.