А. Б. Карапетян, магистрант,
Государственный экономический университет Армении,
г. Ереван, Армения
Исследования последних лет свидетельствуют о том, что современный прогресс в индустриальной сфере все более базируется на природоемкой и природоразрушающей модели экономического развития, породившей комплекс глобальных, региональных и национальных проблем экологической безопасности. Известно также, что для преодоления кризисных природоохранных ситуаций, инерции и традиций социально-экономической организации общества, одним из наиболее весомых факторов устойчивого социально-экономического развития становятся системные знания и инновационный прорыв в информационных технологиях. Это особенно актуально в сфере обеспечения безопасности человека и общества по комплексу вопросов кибербезопасности как составляющей информационной безопасности.
Согласно научным данным, проблема безопасности человека и общества закономерно выходит за рамки проблем сугубо социально-гуманитарных наук, обретает новый статус в системе современных естественных, в частности, природоохранных наук. При таком видении проблем вполне очевидна необходимость системного анализа и оценки рисков и опасностей как использования и хранения стратегически важного информационного массива, так и ее надежной защиты от опасных внешних и внутренних факторов воздействия. Именно в этом контексте следует рассматривать безопасность систем, связанных с получением, обработкой и хранением информации, собирательный образ которого укладывается в понятие «кибербезопасность».
Известно, что кибербезопасность-относительно новое научное направление в системе современных наук,имеющее собственную этиологию, связанную с бурным развитием новейших технологий, прорывом в микроминиатюризации, микроэлектронике и информатике. Перспективными оказались научные исследования в сфере молекулярной электроники-молетроники, ориентировaнные на создание уникальных по свойствам композиционных и биоматериалов. Одновременно меняется современная стратегия охраны окружающей среды и природопользования, где компьютеризация и защита систем управления природными ресурсами, автоматизированных систем перерабатываюшей промышленнсти, предоставления и обмена оперативной информации от киберугроз приобретает особую значимость.
Во всем этом задействованы мощный научно-технический потенциал индустрии кибернетики, создающей новые поколения «мыслящих» машин. Актуализированы при этом философско-логические, психологические и кибернетические аспекты мыслительной деятельности, которые обрели новый статус в комплексе современных проблем безопасности, особенно в вызовах 21-го века. Достаточно отметить, что ежегодный ущерб от киберпреступности по всему миру составляет 1.5 трлн. амер. долл. Об этом заявил генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш на 73-ей сессии Генеральной ассамблеи ООН [1]. Следовательно, можно с уверенностью констатировать, что безопасность человека, общества и государства является проблемой не только социально-гуманитарных, но и естественных наук. Отсюда исходят корни взаимосвязи безопасности различных сфер деятельности человека и общества. Однако эта проблема все еще не получила соответствующий научный отклик в системе фундаментальных исследований.
Необходимость решения проблемы, по нашему мнению, особенно актуальна и стратегически приоритетна в контексте взаимосвязи экологической безопасности и кибербезопасности, симбиоз которых может претендовать на гарантированную составляющую безопасности государства в целом. Не случайно в триединстве научных понятий «безопасность человека», «безопасность общества» и «безопасность государства» за последние годы резко возрос научный интерес к проблеме экологической безопасности государства. Надо отметить, что для Армении решение этой проблемы имеет стратегическое значение прежде всего в трансграничном региональном контексте.
Известно также, что современная постиндустриальная цивилизация сформировала качественно новый тип мирового сообщества-информационное общество, в котором информационная индустрия обрела всеобъемлющий характер. Она неотделима от компьютерной индустрии, охватившей практически все сферы деятельности, коммуникaционно-вычислительных сетей, систем баз данных и принятия решений. Надежное функционирование этих систем упирается в проблемы их безопасности, связанные с качеством техники и операторской деятельности, а также с разнообразием факторов внешнего воздействия, в частности, киберугроз. В научной литературе пока еще не существует устоявшегося определения кибербезопасности, что связано с недостаточной изученностью ее взаимосвязи с другими видами безопасности. Помимо этого, в богатом разнообразии видов опасности все еще ощущается дефицит методических подходов их количественной оценки, а также экспертно-информационных систем принятия безопасных решений. Недостаточно эффективно используется современная теория рискологии, методология оценки ущербов и опасностей.
В настоящее время расширяется теоретическая база научных исседований по комплексу проблем безопасности человека, общества и государства, что актуализирует необходимость активации концептуально-стратегических разработок решения проблем кибербезопасности, создания соответствующих институциональных структур. Ситуация, сложившаяся в системе наук о безопасности, однозначно свидетельствует о том, что безопасность любой сложной системы определяется не только факторами внешней защищенности, но и ее внутренними свойствами, собственным потенциалом и резервом авторегуляции. Эта концепция, в частности, применима для решения проблем обеспечения экологической безопасности природной среды и общества.
В научной литературе достаточно много дефиниций экологической безопасности, из которых исчерпывающим и наиболее приемлемым может служить определение, приведенное, в частности, в российском законодательстве;
- «экологическая безопасность-состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в процессе взаимодействия общества и природы от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду». В этой связи интересным представляется само понятие социальной безопасности как интегрированного образа безопасности личности, общества и государства. Она основана на простой логической формуле[2]:
социальная безопасность=репродуктивная безопасность+духовная, безопасность+психологическая, безопасность+безопасность военной службы, юридическая безопасность+информационная, безопасность+историческая, безопасность+экологическая безопасность.
Безусловно, не только этими видами безопасности определяется безопасность человека и общества. Если принять во внимание экономическую, энергетическую, продовольственную, биологическую и другие виды безопасностей, то из этой системности исходят корни безопасности государства, а стало быть и национальной безопасности.
Экологическая безопасность является одной из наиболее важных составляющих национальной безопасности, получившая достойное отражение в стратегических приоритетах третьего тысячелетия. Решение проблем экологической безопасности исключительно важно для любого государства прежде всего в контексте сохранения жизнеобеспечивающих качеств окружающей среды, ее биологического разнообразия и обеспечения стабильности природно-ресурсного потенциала. Во всем этом актуализируется конституционное право каждого человека жить в благоприятной, здоровой и безопасной окружающей среде.
В настоящее время достаточно обширен эколого-природоохранный информационный массив на любом уровне управления и контроля окружающей среды и ее безопасности. Безопасность массива – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации, т.е. степени защищенности соответствующих автоматизированных систем от риска кибератак и киберугроз (например, в системах автоматизированного технического контроля хвостохранилищ, мониторинга качества окружающей среды, мест захоронения опасных отходов, стратегических природоохранных, энергетических и других объектов особенно в трансграничном контексте.
Информация по трансграничному воздействию проектов видов деятельности, по нашему мнению, может быть достаточно уязвимой, в частности, для режимного функционирования экспертно-информационных систем принятия решений в системе экологической экспертизы проектов видов деятельности и стратегических документов. Конечной целью экспертизы является предупреждение рисков и опасностей реализации проектов. В случае киберугроз и кибератак возможна утечка и искажение информации по техническим каналам и своеобразная нейтрализация положительных эффектов обеспечения безопасности, полученных в процессе экологической экспертизы. Поэтому нет сомнения в том, то в обеих сферах безопасности исключительно важны инновации и высокий профессионализм задействованного персонала. Именно соблюдение этих требований может стать стимулом и гарантом создания и функционирования соответствующих институциональных структур.
Обеспечение экологической безопасности является одной из стратегически важных проблем Армении, решение которой стало приоритетом научных исследований в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Проблема нашла достойное отражение в Стратегии национальной безопасности Aрмении 2007 года. Представляется, что это достаточно весомый политический шаг на пути оздоровления экологического образа республики, перехода на модель «зеленой» экономики и актуализации проблем обеспечения кибербезопасности. Тем не менее особую тревогу вызывают проблемы восстановления экологического равновесия озера Севан, загрязненности водных ресурсов, сведения и деградации лесных массивов особенно в зонах активного недропользования, нарушения устойчивости природных экосистем и экологического качества земельных ресурсов, истощения природно-ресурсного потенциала и другие проблемы. Так, например, остро стоит проблема отходообразования и технического состояния/безопасности действующих и консервированных хвостохранилищ с огромным количеством опасных токсикантов. Статистические данные образования(к1) и обезвреживания(к2) отходов в Армении за 2010–2017 гг. приведены в таблице1. Из таблицы следует, что на фоне роста количества отходов, доля обезвреженных достаточно низка.
Таблица1
Показатели образования и обезвреживания отходов в Армении, 2010–2017 гг. (тыс.т.)
Показатель
Годы
K1
K2
2010
17307.8
0.3
2011
27608.9
0.017
2012
39030.9
0.160
2013
49332.1
4.3
2014
46511.9
8.7
2015
47338.5
0.3
2016
55161.4
0.6
2017
59627.9
0.7
Каждая из проблем имеет собственный информационный массив, статус конфиденциальности, целостности и доступности информации. Однако степень защищенности информации от возможных киберугроз и кибератак пока еще остается открытой, нет должного восприятия серьезности проблем кибербезопасности в природоохранной сфере.
Таким образом, недооценка растущих киберопасностей и кибератак может стать угрозой для безопасности любого государства, что должнo серьезно учесть как само государство, так и общественность. В Армении проблемы кибербезопасности пока еще не нашли полноценного отражения в образовательных программах разного уровня, низка степень информированности населения по комплексу киберугроз. В связи с этим трудно не согласиться с мнением национальных экспертов о том, что в Армении целесообразно и стратегически приоритетно создание государственного органа, ответственного за кибербезопасность [3, 4, 5]. В США, например, принята новая национальная стратегия по кибербезопасности, в которой представлены новые инструкции по соблюдению безопасности в киберпространстве для всех федеральных ведомств [6]. В Германии будет создано агентство по инновациям в области кибербезопасности. Агентство приступит к работе с начала 2019 года, в штат войдут около 100 человек [7].
В связи с этим примечателен тот факт, что на проходившем в Ереване III Международном форуме (МФЕП) евразийского партнерства помощник президента, экс-мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани отметил, что для Армении обеспечение кибербезопасности является наиважнейшей задачей, поскольку страна имеет трехмиллионное население и географически маленькую территорию [8].
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.