Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Концепт Охота в лингвокультурологической парадигме современных специализированных журналов

К-03.01.18
V международная научно-практическая конференция
Национальные культуры в социальном пространстве и времени
01.03-02.03.2018

Концепт Охота в лингвокультурологической парадигме современных специализированных журналов

И. В. Ерофеева Доктор филологических наук, доцент,

В. Н. Бочарников Доктор биологических наук, профессор,

Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия

Тихоокеанский институт географии

Дальневосточного отделения Российской Академии Наук,

г. Владивосток, Россия

 

Медиадискурс об охоте – с одной стороны, контент для узкой заинтересованной аудитории, с другой стороны, сама охота является неким символическим пространством, исходные смыслы которого "потеряны" в далёком прошлом. Она предстаёт уникальным феноменом современности, в своём "длении" имеющим историю соизмеримую с существованием не только человека, но и всего живого. Охота продолжает существовать как глубокая идея, выражающая базовый биологический смысл жизни – необходимую агрессивность и адаптацию к окружающей среде, что не всегда осознается, но бессознательно репрезентируется в языке современного человека.

Создание и восприятие медиатекста неразрывно связаны с проблемой интерпретации действительности. В рамках современной когнитивной лингвистики [1; 5; 6] концептуальное поле текста есть результат творческой работы языковой личности автора, которая в процессе восприятия и интерпретации действительности использует сложившиеся в течение длительного времени когнитивные модели национальной культуры. Широкий пласт реальности создатель текста делит на части, концептуализирует, выделяет наиболее актуальные элементы, соответствующие его персональным представлениям и обусловленные национальной картиной мира.

А. Вежбицкая указывает на особую значимость ключевых слов для отдельно взятой культуры, и таковые «могут анализироваться как центральные точки, вокруг которых организованы целые области культуры» [1, с. 283–284]. Данные центральные точки представляют собой ни что иное, как языковые стереотипы, характерные для определённой нации и культуры, при активизации которых в мозгу человека высвечивается вся когнитивная карта, семантическая сеть, позволяющая обозначить специфические черты того или иного понятия.

Целью исследования является лингвокультурологический анализ концепта «охота» в дискурсе специализированных журналов с точки зрения объективации доминирующих идей и смыслов данной концептуальной схемы. Эмпирическую базу исследования составили более 70 текстов журналов "Основной инстинкт", "Русский охотничий журнал", "Сафари" (в т.ч. "Магия настоящего сафари") за 2003–2017 гг. Общий объем выборки – 141 номер.

В качестве объекта анализа был выбран лингвистический инструментарий общего медиатекста – целостные образы (гештальты) текста, а также художественно-публицистические средства: метафоры, сравнения, гиперболы, ирония и другие тропы, акцентирующие вторичные смысловые оттенки концепта, расширяющие выделенные конструктивные рамки, демонстрируя многоаспектность и многозначность феномена охоты. Несмотря на различие указанных оснований анализа, объединяющим фактором выступила нравственно-эстетическая составляющая, раскрывающая  моральные и нормативные аспекты отношения к охоте.

Этимология слова «охота» берёт свое начало в восточно-славянской ветви, корневая система слова подчёркивает сему «хотеть», «хочу» (укр. «охОта», польск. «ochota» – охота, воля, веселое расположение духа»). В данном контексте охота есть состояние страстно желающего человека, его ярко выраженная наклонность или стремленье, слепая любовь к занятию. Слово образованно от утраченного «хота» – желание. В этимологических словарях высказывается предположение, что это слово – табу; отправляясь на промысел, наши предки-язычники считали опасным предупреждать добычу, боялись спугнуть зверя и говорили, что уходят на охотное и желаемое дело. Данная идея определила вектор развития семантического поля слова «охота».

В научных статьях современных исследователей [3; 4; 7] подчёркивается национальное своеобразие концептуального поля охоты. Данный концепт включает в себя идею значимости и ценности отечественной жизни, её природы, культуры, истории и судьбы каждого человека. Конструкт охоты неразрывно связан с конструктом природа-земля, их несомненная взаимозависимость обуславливает некую универсальность концепта охота, раскрывающую потенциал самого человека и дающую возможность рассматривать охоту как этнокод Homo Sapiens.

Охота для человека равна природе, и для того, чтобы добывать, как и выживать, человеку требуется совершить особое деяние – заключить договор с пространством. Человек взаимодействует с пространством и временем непрерывно на протяжении всего своего существования. Пространственность заложена в человеке, он должен быть «внутри» места, как бы погружённым в него, чтобы иметь возможность наделить его смыслом.

Концептуальное поле охоты демонстрирует условие договора человека с пространственным континуумом, раскрывает его глубокое понимание мира и самого себя изнутри. ПриРОДа – когнитивная площадка для самоанализа и рефлексии. В российской картине мира отношение к субстанции земли всегда отличалось особым трепетом. На Руси говорили «Государь – батька, земля – матка», народный заговор гласил: «Ты, небо-отец, ты земля-мать». Землёй клялись, кладя её себе на голову. Перед землёй винились за то, что рвут её грудь сохою. У земли праздновались именины – на Симона Зилота (10 мая).  Уже в «Повести временных лет» живое существо земли представлено как «рождающее начало», как источник всего сущего, сакральная близость человека и природы нашла отражение в многочисленных произведениях русской литературы и живописи. Образ матери – сырой земли (женственной березки, могучего дуба и т.д.) встречается в былинах, пословицах и сказках, знакомых каждому с детства. В нашей национальной картине мира бесконечный простор российской земли никогда не сужался до уровня географического объекта. Потребность души нашего человека не просто творить на земле, а страдать и мучится на духовных дорогах земного бытия. Мать сыра-земля, природа (природина) в России, – пишет А. Гачев, – «мистическая субстанция, текст, скрижали завета, которые народ призван п(р)очитать, понять и реализовать в ходе истории на своей земле» [2, с. 217].

Обращаясь к дикой природе, человек попадает на территорию познания смыслов. Любая связь с миром – игра, в которой образы реальных предметов выступают лишь как метки и символы, дающие повод для работы фантазии, для того чтобы включилась вся память, для того, чтобы мир ожил, начал двигаться, обнаружил свою скрытую глубину, свои невидимые стороны. На природе, в этой существующей без нас естественной слаженности, человек начинает осознавать себя по-новому, он чувствует глубинное проникновение во что-то необычное. Он возвращает потерянную в социуме свою настоящую чувствительность и индивидуальность, становится способным на откровение и познание сокровенного. В общем медиатексте концепт охота предстаёт как определенный социально-культурный конструкт.

Результаты исследования показали, что ключевым образом, аккумулирующим когнитивный инвентарь концепта, является личность охотника, в качестве ядерного конструкта выступает сема "пробуждения личностного потенциала посредством охоты", узнавание и открытие себя в общении с природой. Медиадискурс об охоте демонстрирует рефлексию человека о важных категориях его бытия, раскрывает отношение человека к себе и другим. Личность и охота непременно связаны через категории творчества и свободы, а также – непреодолимой дихотомией жизни и смерти. Охота как концепт раскрывает различные уровни насущных потребностей человека, опредмечивает источники его активности как личности, отражает иерархию ценностей конкретного человека и в целом общества – некоторые единые убеждения, идеалы, склонности и интересы.

В результате коцептуализированная схема «охота» состоит из ряда фреймов многопланового характера: рекреационного (охота как вид досуга и отдыха); природного (охота как базовая потребность в пище, защите, в реализации агрессивного инстинкта – выслеживание и преследование дичи); социального (охота как социальная занятость, как демонстрация определенного статуса, как профессия, приносящая доход); культурного (охота как ритуальное действо, как традиция отдельных народностей).

В исследовании при семантическом анализе интервью было выделено 134 выражения, которые репрезентировали потребности человека. Почти четверть от всех высказываний было связано с потребностью в уважении и самоуважении, а также с социальной потребностью человека, с чувством любви к самым близким (родителям, дедушкам, дядям) и признательности к людям, кто был наставником в искусстве охоты.

Интервьюированные рассказывают об уникальной роли охоты, значительно обогащающей их жизнь. Занятие охотой погружает в первозданный мир природы, пробуждает детские чувства восхищения красотой многогранной земли, является живительным источником новых смыслов, идей и решений, она открывает истинные возможности человека. По меткому замечанию одного из интервьюируемых: "Охота укрепила мое понимание того, что мир не делится на чёрный и белый" (Основной инстинкт. 2011. № 1–2. С. 62).. Охотники называют это чудом – настоящим слиянием с миром, глубоким пониманием его изнутри. Охота в дикой природе меняет человека физически, развивает его социально и ментально. В противовес мнимой свободе современной цивилизации, через конфликт с прагматическими интересами мегаполиса, природа воспитывает мудрую цельность в стилистике чистого «возДУХа». Герои медиатекстов признаются: "Охота в моей жизни потянула за собой целую цепочку вещей. Не могу сказать, что в обычной жизни увлекаюсь фото- и видеосъемкой. А на охоте у меня всегда и видеокамера, и фотоаппарат ... Фото и видео в свою очередь вызвали желание овладеть компьютером, а это соответственно, повлекло за собой фотоальбомы и короткометражные фильмы, которые мы сами делаем" (Основной инстинкт. 2012. №. 3. С. 63).

Преобладающий медиатекст специализированных журналов об охоте репрезентирует традиционные смыслы концепта "охота", обнажая смысловые нюансы данного феномена. Осуществлённый лингвокультурологический анализ медиатекста, постулирующий неразрывное единство языка медиапроизведения и национальной картины мира, подчёркивает ментальную востребованность и актуальность репрезентированных смыслов концепта «охота» для языковой личности автора медиатекста, героя интервью и потребителя.

Охота представляет собой этнокод, знаковую реалию культуры человека, некую систему регулирования поведения человека на основании его ценностей. Охота – один из убедительных примеров и ярких форм преодоления слабой природы тела и усиления духовных способностей человека. Синергетика охоты объединяет тело и дух, культ «технэ» (в его настойчивых обращениях к использованию особого вида оружия, снаряжения, техники, особой одежды) и вечного горячего желания постигнуть истину жизни особым «радарным» отзвуком природы.

Библиографический список

  1. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. – М. : Русские словари, 1996. – 408 с.
  2. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. – М. : АCАDЕМIА, 1998. – 430 с.
  3. Жилякова Э. М.,  Хохлова Н. А. Концепт Охоты в «Записках ружейного охотника Оренбургской губернии» С.Т. Аксакова // Вестник Томского государственного университета. – 2013. – № 3 (23). – С. 52-62.
  4. Зарезина С. Н., Дударев Д. В. Содержание концепта «Russian hunting» в языковой картине мира американцев // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. – 2011. – № 1. – С. 94-99.
  5. Карасик В. И. Языковые ключи. – М. : Гнозис, 2009. – 406 с.
  6. Петров М. К. Язык, знак, культура. Изд-е 2-е, стереотипное. – М. : Едиториал УРСС, 2004. – 328 с.
  7.  Целыхова Е. К. Особенности отражения языковой картины мира в охотничьем подъязыке // Вестник Московского государственного педагогического университета. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование».  – 2009.  – № 1. – С. 113.-118.
Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии