О. Б. Воробьева Кандидат философских наук, доцент,
Самарский государственный университет путей сообщения,
г. Самара, Россия
Отчетливо проявлять себя римская античность в культурной жизни русского общества начала во второй половине XVII века, когда царь Алексей Михайлович способствует широкой популяризации европейской культуры. Петр I вводит с 1 января 1700 года римский календарь, а позже возникает новый Рим – Санкт-Петербург, а само русское царство преображается в Российскую империю, в которой царь Петр I принимает древнеримский титул императора. Реформы Петра I были призваны через римскую символику включить Россию в западноевропейскую культурную традицию в целом. Это требовало людей, готовых к новой системе культурных ценностей. Во второй половине XVII – начале XVIII века это были знатные, придворные люди: В. И. Морозов, В. В. Голицын, А. П. Ордин-Нащекин и другие.
С XVIII века римская античность в русской культуре играла стилеобразующую роль. В архитектуре городов, усадеб преобладали сооружения в рамках греко-римских правил. В парках стояли копии античных статуй, детали мебели декорировались головами сатиров и т.д. Так в Россию, сохраняя западные традиции, пришел классицизм, барокко.
В первой половине XVIII века большую роль в формировании русского литературного языка играют сочинения Цицерона, Тацита, Цезаря, Ливия, Овидия, Ювенала. Императрица Екатерина Алексеевна поощряет переводы этих античных классиков, в том числе мало звучащих в России Веллея Патеркула, Федра.
В русском просвещении велика роль многочисленных иностранных профессоров, приглашенных в Санкт-Петербург, Москву. Они создают для Российской Империи большую часть латиноязычной прозы, которая в переводах вместе с цитатами античных авторов становится доступна широким общественным кругам. На протяжении всего XVIII века римские сюжеты, образы присутствуют в лирике, патриотической поэзии и театральном искусстве.
В философском и политическом образовании заметна роль Фридриха Христиана Баумейстера, который в своих работах, в том числе учебно-педагогических, активно цитирует римских авторов.
Самая масштабная личность русского XVIII века – Ломоносов М. В. считал, что «лучшее, что можно сделать – сравняться мощью и славой с Римом, а мудростью – с Афинами» [4, с. 60]. Ломоносов перелагает в стихи и вставляет в торжественные оды строки из Цицерона, Плиния Младшего; он - автор перевода «Памятника» Горация.
Екатерининскую эпоху представляют еще две крупных фигуры этого времени: первая – М. М.Херасков, в чьих философских работах цитируется Гораций, а в героическом эпосе «Россиада» отражены Вергилий, Овидий, Лукан, и вторая – «русский Гораций» – Державин Г. Р., который для собрания своих сочинений берет эпиграфы из Плиния Младшего и Тацита.
Козельский Ф. Я., разрабатывая жанр элегии в русской литературе, использует цитаты из Проперция, а в поэмах звучат Вергилий и Овидий.
Знатоком латинских древностей был граф Завадовский П. В. – впоследствии первый министр просвещения Российской Империи. Среди авторов, которых он цитирует, находятся Вергилий, Лукан, Светоний.
Одним из образованнейших русских людей многие исследователи XVIII века считают Радищева А. Н. О Цицероне Радищев говорит не в высоких нотах – «конформист с нередко низкой душой» [4, с. 10]; как жертве императорского произвола русский философ сочувствует Овидию; очень высоко оценивает Тацита; как русский историк цитирует историю в пересказе Сенекой Старшим; Гораций влияет на Радищева в поэзии.
В конце екатерининского правления выделяется фигура Карамзина Н.М., в чьих работах отражается знакомство с трудами Цезаря, Ливия, Тацита, Цицерона, Вергилия, Овидия, Лукана; в общественных науках делаются ссылки на «Естественную историю» Плиния Старшего.
Все сказанное указывает на то, что «влияние эстетических и этических ценностей, воплощенных в римской культуре, исключительно велико и может конкурировать с немецкой и французской, занимающих устойчивые позиции в культурной среде Российской империи XVIII века» [1, с. 10].
Библиографический список
1. Воробьева О.Б. Римский компонент русской культуры ХVIII века // Наука и культура России. 2015. Т. 1. С.8-10.
2. Кнабе Г. С. Русская античность. – РГГУ: Институт высших гуманитарных исследований. - М., 2000.
3. Любжин А. И. Краткий очерк истории российского просвещения в XVIII столетии. - ЛГО, №3, 2007, с. 37-52.
4. Пумпянский Л.В. Классическая традиция. Собрание трудов по истории русской литературы // Языки русской культуры. – М., 2000.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.