Н. А. Медушевский Кандидат политических наук, доцент,
Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ),
г. Москва, Россия
По данным международных аналитических агентств, например Pew research [4] и Amnesty International [1], регион Африки южнее Сахары в последние годы характеризуется усугублением проблем, связанных с религиозной терпимостью.
Несмотря на то, что исторически – это регион, в котором встретились язычество, христианство и ислам, в последние годы процесс их мирного сосуществования стал испытывать все больше проблем и ограничений. Конфликты, возникающие на религиозной почве обычно имеют не религиозные, а социальные предпосылки. Так, например, во многих странах Африки южнее Сахары присутствуют одновременно христиане и мусульмане. В тех случаях, когда их процентные показатели сопоставимы, часто возникает ситуация, когда христиане более образованы и богаты – т. е. присутствует социальное неравенство. В то же время встречаются и другие примеры, когда количество мусульман в стране исчисляется единицами процентов. В таких случаях степень их образованности и зажиточности во многих случаях довольно высока.
Помимо этого, необходимо отметить, что религиозный фактор накладывается и на этническое разделение, что тоже способствует противопоставлению «свой-чужой» и повышению конфликтности.
Агентство Pew research [5] в отчете 2017 года констатирует, что в регионе наблюдается ежегодный прирост религиозных конфликтов. Наибольшее их количество пришлось на 2015 год, когда подобные проблемы наблюдались в 37 странах региона против 25 стран годом ранее.
Запреты, ограничения и дискриминация в религиозной сфере связаны с различными обстоятельствами. Одним из наиболее явных факторов становится террористическая угроза и экстремизм с которыми активно борются правительства Западной Африки, в том числе Камеруна, Чада, Нигера и Республики Конго, где запрещают носить различные формы исламской женской одежды в общественных местах. Например, речь идет о бурке, так как данная одежда была использована членами террористической организации Боко Харам для проведения теракта (сокрытие взрывчатки).
В целом нужно отметить, что у национальных правительств есть веские основания для вводимых ограничений, так как согласно публикуемой статистике, только в 2015 году Боко Харам провела террористические атаки в ходе которых в Камеруне и Нигерии было убито более 70 человек [2], в Нигере 38 человек и в Чаде – 49 [3], а в целом, число жертв террористов идет на тысячи человек.
При этом важно, что все атаки и террористические акты Боко Харам, которые влияют на регион, носят религиозный характер и имеют целью дестабилизировать социальную обстановку. Так, например, боевики сжигают церкви и мечети, убивая всех прихожан [2].
В таких условиях правительства действуют достаточно жестко, часто нарушая права человека. Показательна ситуация, обозначенная в одном из отчетов, когда в Камеруне полиция принудила мусульманку снять платок, но проигнорировала католическую монахиню, которая свободно прошла КПП [6]. Ситуация тем более показательна, что уже внутри самого общества отсутствует единство – 69,2 % населения христиане, 20,9 % мусульмане и 5,6 анимисты [6]. В таких условиях нарастание религиозного контроля и ужесточение правил, представляется очень опасным.
Здесь, в качестве знакового примера можно рассмотреть дело о «коранических школах» 2014–2015 гг., которое получило международный резонанс. Его суть сводится к тому, что в 2014 году несколько медресе, работающих в Камеруне, было обвинено в том, что готовит джихадистов для Боко Харам. По итогам задержаний в тюрьме оказались как преподаватели (от 13 до 43), так и воспитанники (84 ученика) учебных заведений. Дети были задержаны на 6 месяцев, а взрослые почти на год, причем двое скончалось в заключении [6].
В других странах также присутствуют явные примеры дискриминации. Так, например, в Республике Чад 62 женщины были арестованы за ношение Бурки только в 2015 году, а в Республике Конго запретили ношение исламской чадры в общественных местах как реакцию на совершенные террористические атаки за рубежом, несмотря на отсутствие экстремистского насилия в стране [7].
Примеры религиозного преследования наблюдаются и в других странах. К примеру в Гане возник прецедент дискриминации студентов. Так, имел место случай преследования студенток, которым запретили сдавать экзамены в хиджабах [6].
Показательно, что дискриминация в разных странах затрагивает разные группы, не всегда связанные с исламом. Здесь, в качестве примера, можно привести Руанду, где в 2015 году гонениям подверглись Свидетели Иеговы за отказ от выполнения социально важных обязанностей [4].
Важно, что не только Боко Харам и национальные правительства влияют на применение насилия или угрозы насилия. Насилие в Африке южнее Сахары – это во многом социальный фактор, так как отдельные частные лица или группы, в попытке обеспечить соблюдение религиозных норм, пытаются через насилие добиваться определенного социального эффекта. По данным аналитиков такие действия имели место в 25 странах региона в 2015 году против девяти стран в 2014-ом [4].
Такого рода инциденты происходили в отношении иноверцев, включая сторонников традиционных культов. Здесь, например, речь идет о людях, подозревавшихся в колдовстве. Только в Танзании за первое полугодие 2015 года было убито более 50 человек, обвиненных согражданами в колдовстве.
Аналогичные случаи имели место в Республике Конго, однако там, на стороне общественности выступила церковь, которая активно проводила обряды экзорцизма детей, обвиняемых в колдовстве. Обряды проводились с использованием различных типов насилия. В данном аспекте достаточно негативно складывается ситуация в Буркина-Фасо. Там количество обвиненных в колдовстве, особенно пожилых женщин, идет на сотни. При католической церкви и при правительстве даже действуют организации по защите таких людей [6].
Также в Африке южнее Сахары в последние годы участились случаи похищения и убийства людей с Альбинизмом для использования частей их тел в ритуальных обрядах. Такие случаи наблюдались в последние годы в Малави, Танзании и других странах [6].
В целом государства предпринимают попытки противодействия религиозной нетерпимости, однако в большинстве случаев данные меры являются недостаточными и не эффективными, а также носят репрессивный характер, что не вполне корректно, так как большинство обозначенных проблем коренится в невежестве общества и его готовности следовать за радикалами, не уважающими ценность человеческой жизни и свободы.
Библиография
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.