А. А. Амирова Диссертант,
Азербайджанская государственная Академия Художеств,
г. Баку, Азербайджан
В стадии развития азербайджанской станковой живописи, совпадающей с последним десятилетием XX века, представители художников разных поколений создали запоминающиеся произведения, достигшие уровня художественного образа. Алтай Садыгзаде – один из художников, который демонстрирует преданность своей традиционной манере.
Алтай Садыгзаде – не смотря на свой южный блеск, является одним из художников Азербайджанской школы живописи, ориентированных на Запад. Созданные им произведения, его портреты и пейзажи запоминаются своей неповторимостью и живописной фантазией.
Его творчество строится на основе неиссякаемой любви художника к живописи. Если с первого взгляда, творчество Алтая Садыгзаде может показаться примитивным, то его картины в полном смысле этого слова в интересной форме доносят до внимания зрителя материально-духовную значимость и богатый колорит.
Образы созданные художником в разное время, похожи на независимые формы изображённые маслом. Женским образам Алтая Садыгзаде характерно обобщение, гратеск и спокойствие. Одним словом его творчеству характерна динамичность мазков, эмоциональная сила художественного выражения, яркий колорит и динамика.
Давайте ознакомимся с жизнью и творчеством одного из выдающихся и талантливых художников Азербайджана – творчеством Алтая Садыгзаде. Алтай Огтай оглы Садыгзаде родился в Баку в 1951-ом году. Художник получил художественное образование в 1970-ом году в художественной школе имени А. Азимзаде, а в 1977-ом году в Московском Государственном Академическом Художественном Институте имени И. Сурикова.
Первая персональная выставка художника состоялась в Баку в 1988 году, а в 1993 году во Франции, в Париже, в отеле «Palais de Pap», была организована его вторая выставка. В 1994 году, его картины были выставлены во Франции, в галерее De Oranj в Ницце. В том же году были организованы персональные выставки художника сначала в Баку, а затем вновь в Авинионе. А через два года получив приглашение в США выставлял свои произведения в галерее «Van Droff», а так же других городах штата Флорида. Работы художника хранятся в различных музеях и частных коллекциях. Среди работ Алтая Садыгзаде можно отметить такие как: «Баку», «Прогулка», «Вечерний портрет», «Пространственное мышление». Среди образов картин живописца есть образы, которые выглядят абстрактно.
Однако главной особенностью его работ является уважение к скупости красоты мира перед лицом жизненных секретов. Алтай Садыгзаде верит в искусство и полагается на свое творчество и талант. Он влюблён в творчество и видит смысл и вкус к жизни в искусстве. В его работах исполненных в разных жанрах можно наблюдать, как основываясь на национальные и мировые источники художественное единство сюжетов и мотивов, а так же портретов и пейзажей приобретает образность. Самая запоминающаяся особенность всех этих творческих поисков, во всех смыслах этого слова, превращение их в художественно-эстетический источник – способность создать диалог между зрителем и разнообразными темами.
Сложно точно определить и именовать неповторимый творческий метод выражения Алтая Садыгзаде. Искусству – зарождённому в конце XX столетия было создано тысяча наименований. Поэтому не следует искать подобие творчеству Алтая Садыгзаде. Алтай Садыгзаде согласен с принципом, что искусство должно радовать человека. Возможно, именно поэтому он создает в своих произведениях образные изображения.
Красочные городские пейзажи, изображения женщин и впечатления от его поездок в зарубежные страны делают его работы запоминающимися. Основная особенность творчества Алтая Садыгзаде – философский замысел его работ. Он не обращает никакого внимания ни на перспективу, ни на пропорциональное соответствие. Важнее всего для него, – передать идею произведения зрителю.
Рассматривая портреты Алтая Садыгзаде, можно отметить следующее: в своих портретах автор пытался изобразить не внешнюю красоту человека, а его внутренний мир. Портретам присуще единство, гармония цвета и композиции. Этот портрет очень личный, изображение мечтателя. Особенности проявляющие это, его мечтательная улыбка и глаза.
В портрете «Махир» вся внешность человека передает теплоту и спокойствие. Это настроение завершает бледный, мягкий красный цвет. Напоминает взгляд Будды. Каждый цвет связан друг с другом. Изображение этого образа в белой сорочке создаёт единство с его белыми волосами. Изображение руки на портрете, было весьма успешным, так как благодаря этому портрет теряет статичность.
Творчество Алтая Садыгзаде всегда отличается от творчества других художников. Таким образом, в своём произведении художник по возможности удаляясь от реальности, пытается сконцентрировать внимание зрителя на идее произведения.
«Портрет ночью» так же из таких произведений. В середине композиции изображена женщина в чёрном. На фоне вновь можно видеть изображения пальмовых листьев.
В этом произведении художник пытается обратить внимание не на женщину изображённую в темноте, а на дух ночи.
Художественный комментарий к живописи Алтая Садыкзаде – интересный подход к абстрактности и гармонии, выраженной в гармонии мазков и линий. Если зритель и не свидетельствует о тех, кто представлен на холсте, все верят в их существование в реальности. Это, конечно, является причиной художественного преувеличения, используемого художником.
Так же как и в других портретах, в своём произведении «Камилла» художник создал не реальный образ, а произведение искусства в примитивном стиле. В этом произведении, интересном с точки зрения живописи, Алтай Садыгзаде вновь попытался создать не портретное сходство, а психологический образ. В середине композиции стоит женский образ. Её широко открытые глаза, словно свидетельствуют о её беспокойстве. Не остаётся без внимания и пожелтевший лист изображённый в правом углу картины. Это произведение так же из его философских произведений.
Среди интереснейших произведений творчества Алтая Садыгзаде, его городских пейзажей, является произведение «Лондон». Колорит призведения создаёт интересную гармонию в этом произведении. Изображена одна из центральных улиц. В основном привлекает внимание хаотичность движущейся городской массы. В этом произведении Алтай Садыгзаде попытался проникнуть во внутренний мир людей.
В общем, в произведениях Алтая Садыгзаде чувствуется очень современное и своеобразное образное представление реального мира. Единство художественных традиций Запада и Востока воплотившиеся в триптихе «Нахичеванские горы» (1984), пейзаже «Баку» (1995), а так же «Прогулка» (1999), «Вечерний портрет» (2000), «Фигура в пространстве» (2001) отображено в образных формах.
Алтай Садыгзаде является автором оформления архитектурной концепции Музея Современного Искусства в Баку. Произведения Алтая Садыгзаде демонстрировались в России, Франции, Испании, Иране, Турции, США, Израиле, Германии и Польше.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.