С. С. Рахметова
А. Н. Сердалиева
Н. И. Сисенгалиева преподаватели,
Астраханский социально-педагогический колледж,
г. Астрахань, Россия
Известно, что педагогический процесс осуществляется посредством педагогического взаимодействия в системах «человек – человек», «человек – искусство – человек», «человек – техника – человек» и пр. Как дидактическая категория он представляет собой способ организации образовательных отношений, заключающий в себе целенаправленный отбор и использование внешних и внутренних факторов развития участников педагогического взаимодействия.
Педагогическая технология приобрела в современном образовательном пространстве широкое распространение. Она постоянно совершенствуется и обретает новые качества и характеристики. В результате технологичность учебно-воспитательного процесса не только не исключает использование гуманных форм взаимодействия, но и выстраивает весь педагогический процесс на основе усиленного внимания к проблемам педагогического общения, которое направлено на развитие у педагогов и обучаемых позитивной «Я» – концепции, самосознания, самоактуализации и саморазвития, эмпатии, толерантности и рефлексии.
Ряд современных исследований (Т. В. Богуцкая, Т. В. Гурьев, Э. Ф. Зеер, Е. Ю. Игнатьева, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк), посвященных проблеме использования активных и интерактивных технологий педагогического взаимодействия в современной практике обучения, направлены на получение эффективного образовательного результата в условиях компетентностной стратегии развития образовательного пространства [1; 2; 3; 4].
Активные образовательные технологии обучения включают способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, побуждающих их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе обучения, их активном участии в планировании, организации, реализации, оценивании и коррекции обучения (например, проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-конференция; проблемный семинар, эвристическая беседа; учебная дискуссия; семинар-практикум; «кейс-стади»; «портфолио» и пр. [4].
Групповое взаимодействие характеризуется тем, что группа по отношению к каждому ее члену заменяет весь окружающий мир, тем самым соблюдается принцип погружения в среду (языковую, культурную, учебную). Е. В. Коротаева отмечает, что смысл групповой работы заключается в том, что приобретаемый в специально созданной среде опыт человек смог перенести во внешний мир и успешно использовать его. Интерактивное обучение изменяет привычные, транслирующие (придаточные) формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии [4].
Традиционная организация учебного процесса может быть реализована в виде последовательности следующих операций: представление информации, восприятие, понимание, применение, контроль. При этом часто занижается роль активности личности обучаемого. Подобный алгоритм наблюдается в лекционно-семинарской системе обучения. Однако когда преподаватель выступает в качестве консультанта, «тьютора», референтного лидера в активном учебном взаимодействии, который предоставляет альтернативную информацию, то сама ситуация (например, деловой игры) способствует значимой реализации личности, самоанализу и самосовершенствованию учеников.
Сущность интерактивной технологии «Работа в команде» заключается в организации коллективной творческой деятельности, самостоятельной работы каждого члена группы и их активного взаимодействия друг с другом и преподавателем. Группа обучаемых разбивается на команды, в состав которых входит от трех до семи человек. Задание, как правило, одинаковое для всех – задача, серия задач, рассмотрение проблемы, эвристической ситуации и пр.
Командно-игровая деятельность сопровождается объяснением нового материала (задания), организацией коллективно-индивидуальной работы. Собственно взаимодействие в данной технологии происходит в форме обсуждения проблем: либо по частям (каждый обучающийся отвечает за часть учебного материала), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняет следующий обучающийся).
Методика «Мозгового штурма» построена на дискуссионном обсуждении общей проблемы, эвристической задачи. В современной педагогике «мозговой штурм» (брейнсторминг) является одним из распространенных эвристических методов, эффективно применяемых в процессе организации коллективной творческой деятельности. В «мозговом штурме» могут участвовать от десяти до пятидесяти человек, которые делятся на четыре группы: «Генерация идей», «Критика идей», «Защита идей» и «Принятие решений». Каждая одноименная группа обучаемых выбирает спикера, который отчитывается за группу. Правилами-ограничителями для участников «мозгового штурма» могут служить следующие рекомендации: «На первом этапе штурма критика неприемлема: никакой критики!»; в каждой группе выбирается ведущий, который следит за выполнением правил, при этом он может акцентировать внимание на той или иной интересной идее; в группе избирается секретарь, чтобы фиксировать возникающие идеи (ключевые слова, схемы и пр.); время для обсуждения, а затем для презентации идей каждой группы ограничено в пределах десяти минут; обсуждение в классическом бренсторминге проходит в четыре этапа (создание банка идей, критика, защита-экспертиза идей и принятие решения). Оценка результатов учебной активности обучаемых осуществляется в виде рейтинг-контроля (самотестирования и взаимооценивания).
В образовательной практике также имеет место использование отдельных методов и приемов активного обучения: дискуссии, игры-тренинги, «эстафеты эрудиции».
Дискуссия – это форма занятий, формирующая культуру ведения научного спора по правилам, когда решаются отдельные проблемы. Дискуссия имеет целью развитие у обучающихся способности грамотно излагать и отстаивать свою точку зрения, реализовывать способности к логике и аргументации, вырабатывать терпение и уважение к мнению участников спора.
Игры-тренинги – форма психолого-педагогического взаимодействия, при которой учащиеся выполняют учебную работу в виде игровой деятельности, что способствует актуализации и расширению их субъектного опыта.
«Эстафета эрудиции» – форма организации обучения, при которой развиваются коммуникативные умения в условиях групповой поисковой деятельности, умения действовать в условиях состязательности и здоровой учебной конкуренции.
В целом интерактивные методы и формы обучения в короткие сроки, в течение длительного одноразового сеанса позволяют достичь высоких результатов педагогического взаимодействия. Эта деятельность, как правило, носит продуктивный, творческий, поисково-эвристический характер. Подобный подход к организации учебного процесса в колледже позволяет сформировать у студентов необходимые интеллектуальные и коммуникативные, профессиональные умения и навыки, и, следовательно, наиболее эффективно реализовывать компетентностно-ориентированный подход в обучении.
В заключении необходимо отметить, что в условиях модернизации современной обучения складываются благоприятные условия для становления методологического и технологического базиса современного образовательного процесса, который, по словам Т.В. Богуцкой, может функционировать как специально организованное интерактивное пространство для преподавателей и обучающихся, в котором студенты «овладевают системой научных знаний и формируют научное мировоззрение, всесторонне развивают интеллект и умение учиться, а также нравственные качества и ценностные ориентиры» [1, с. 386].
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.