Т. А. Селюкова кандидат философских наук, доцент,
Э. А. Селюков преподаватель,
Белгородский государственный институт искусств и культуры,
г. Белгород, Россия
В начале нового тысячелетия возникает потребность изучать не только компоненты инструментальной музыкальной культуры, но и ее саму как целостную и принципиально новую исследовательскую материю, не являющуюся простой суммой инструментов и инструментальной музыки. Эта потребность во многом определена развитием в России культурологи и появления нового направления этой науки – «музыкальной культурологи».
Документ, подтверждающий комплексный подход в исследовании музыкальных инструментов и инструментальной музыки – работа И. В. Мациевского «Основные проблемы и аспекты изучения народных музыкальных инструментов и инструментальной музыки», открывающая научный сборник «Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка», вышедший по итогам Первой советской инструментальной конференции [5, с. 6–38].
Существует много теоретических исследований о важности формирования таких навыков, как подбор по слуху, транспонирование, чтение с листа и др. Есть школы, которые занимаются этим вопросом и многое сделали для того, чтобы приблизить уровень подготовки к требованиям дня, т. е. научить студента умению «применять» инструмент в повседневной жизни, а не только в стенах суза, вуза. Есть множество исследований в области психологии, изучающих проблему творческих способностей. В отечественной психологии ведущим остается определение Б. М. Теплова, который определил основные признаки способностей: 1) индивидуально-психологическая особенность, где происходит отличие одного человека от другого; 2) успех, способность отношения к успеху при выполнении какой либо деятельности; 3) это знание, умение, навык, способность, которая объясняет легкость и быстроту приобретения знания и навыка. По мнению ученого А. Л. Маслова, привлекать в творчество необходимо всех, главная цель музыкального образования – не приобретение научных знаний, а развитие творческой активности учеников. А. Л. Маслов сделал вывод о том, что «духовный рост человека также есть творчество… творчество должно лежать в основании всей созидательной деятельности. Эта творческая деятельность должна поддерживаться по возможности на всех уроках» [6].
Творчество – человеческая деятельность, которая порождает нечто новое, которое никогда раньше не было. Творчество требует не только воображения, но и строгой критической мысли. Поэтому важно научить ребенка оценивать свою и чужую игру. Многие педагоги поняли, что надо не просто давать знания, а научить эти знания добывать. Во всех музыкальных образовательных учреждениях внедряются программы развивающего обучения, т. е. такого обучения, при котором усвоение знаний выступает как процесс активной самостоятельной работы учащегося. Задача развивающего обучения - интенсивное и всестороннее развитие способности в ходе обучения.
И. Кант в качестве субъекта творческой деятельности принимал личность. Г. Гегель рассматривал творчество как процесс саморазвития, где импульс даёт ему лежащее в его основании противоречия [4]. В русской философии В. Соловьёв рассматривал творчество как средство, которым человек стремится выразить ценность Красоты, Истины и Добра и при этом постигая сущность «всеединства» [7]. Свободное творческое самоопределение личности мы находим в работах Н. А. Бердяева. По его убеждению, способность к творчеству у человек заложена изначально, это и есть его призвание и предназначение. Творчество, по мнению Н. А. Бердяева, есть продолжение дела божественного творения, сотворчество с Богом, поэтому именно творчеством человек оправдывает своё существование [1].
Современные педагоги уделяют много внимания проблеме развивающего обучения, ищут новые пути, чтобы заинтересовать, сделать процесс обучения более интересным и полезным ученику в повседневной жизни.
Изучение песенно-инструментальной традиции нацелено на воспитание, бережное сохранение духовного богатства. Песенно-инструментальная музыка является художественно-педагогическим процессом со сквозной драматургией, это жизнь в песне, в звуке, в музыкальном образе. Всё это ведет молодое поколение по пути познания мира, где происходит самосовершенствование личности посредством изучения музыки разных стилей и жанров. Изучая песенно-музыкальный фольклор, знания, умения и навыки начинают подчиняться духовному началу, которыми овладевает молодёжь. С потерей национальных традиций, уходит из употребления и игровая модель национального потенциала людей, которая существовала многие тысячи лет в христианской культуре. Игра в народной традиции, является феноменом национальной культуры, где шло обучение, развитие и воспитание подрастающего поколения. Учреждения культуры обязаны брать на себя миссию по сохранению и передачи культурного, которая включает и песенно-инструментальную традицию.
Песенно-инструментальное творчество, на наш взгляд, больше других видов народной художественной культуры, обращает на себя внимание как теоретического, практического и прикладного характеров. «Ничто так не нуждается в жестком и рачительном режиме распределения времени, как решение задач комплексного исследования локальных традиций народной художественной культуры, ибо координация научных исследований даже на информационно – описательном уровне дает огромный выигрыш во времени, экономию средств и сил, открывает поиск по наиболее перспективным планам и направлениям» [3, с. 77]. Особо следует отметить, что народные инструменты это ещё и универсальное средство межкультурного общения. Действительно, у каждого народа Земного шара есть музыкальные инструменты типа гуслей, русской гармони и балалайки. Эти инструменты имеют различные названия, но все они имеют сходную конструкцию, механику, приёмы игры. Таким образом, в этом заключён важный аспект межэтнических связей, стимул для взаимообогащения национальных культур. В этих аналогиях нетрудно заметить то общее, что сближает культуру различных народов, но вместе с тем ярче выявляется национальная специфика, которая проявляется и в репертуаре, и в манере игры, в характерных тенденциях той или иной исполнительской школы.
Народная песня и народные инструменты, является носительницей живой индивидуальной основы национального воспитания. Находясь в синтезе с фольклорной инструментальной традицией, она является незаменимым средством для воспитания здорового вкуса, где происходит понимание изящного и способность им наслаждаться. Комплексным подходом к воспитанию, обучению и развитию подрастающего поколения, сочетая в себе теоретические и практические занятия, является всестороннее развитие личности без отрыва от современной жизни, её ритма и интонации.
Библиографический список
1.Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества /Н.А. Бердяев. - М.: Правда, 1989. - 607 с.
2.Гегель, Г. Философия духа / Энциклопедия философских наук: В 3 Т. - Т.3. - М.: Мысль, 1977.-471с.
3.Жиров, М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры/ М.С. Жиров. - Белгород, Издательство: БелГУ. -2003. - 312с.
4.Кант, И. Критика способности суждения / Соч.: В 6 Т. - Т. 5 - М., 1966. -478с.
5.Мациевский, И.В. Основные проблемы и аспекты изучения народных музыкальных инструментов и инструментальной музыки//Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Сб. статей и материалов в двух частях. Часть первая. - М., 1987. - с.6-38.
6.Парий, И. О. Интеграция в инструментальной подготовке будущего учителя музыки в вузе: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02 : Краснодар, 2004. - 255 c.
7.Соловьев, В.С. Общий смысл искусства / Философия искусства и литературная критика / В.С. Соловьев. – М.: Искусство, 1991. -702с.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.