Н. И. Рахматуллина, кандидат педагогических наук, старший преподаватель,
Казанский государственный институт культуры,
г. Казань, Республика Татарстан, Россия
Экологические проблемы являются одними из наиболее общих и важных для всех стран и народов современного мира, прежде всего, в плане воспитания адекватного восприятия экологической опасности и понимания тех мер, которые необходимы для ее преодоления. В связи с этим очень остро встает вопрос формирования экологического сознания, целостного экологического мировоззрения у подрастающего поколения, поскольку от его культурного уровня, его ценностно-смысловой ориентации, от адекватности его бытия в социуме зависят сам факт и содержание общественного экологического сознания как части общественного гражданского самосознания, способного «мыслить экосистемно». Поэтому формирование экологической культуры видится в качестве важнейшего способа преодоления экологического кризиса. Ее решение как нам представляется, лежит в плоскости образования и воспитания.
Согласимся с точкой зрения Е. В. Муравьёвой, в соответствии с которой экологическое образование рассматривается как неизбежная предпосылка, способствующая постоянному развитию способности людей объясняться по вопросам улучшения состояния окружающей среды, следовательно, повышению экологической культуры [2]. По мнению А. В. Ходченкова, в вопросах реализации экологического образования и формирования экологической культуры молодежи также необходимо уделять большое внимание выбору форм и методов проведения теоретических и практических занятий, отдавая предпочтение комплексным, интегративным и вариативным видам эколого-воспитательной деятельности [4]. Крупный ученый в области экологического мониторинга, профессор Т. Я. Ашихмина, представляет экологическое образование как процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры, направленный на формирование норм нравственного поведения людей, их обязанностей и ответственности по отношению ко всему живому посредством непрерывного обучения, воспитания и самообразования, а также в рамках трудовой и бытовой деятельности [6].
В формировании экологической культуры личности как процесс освоения опыта и определенного результата важен каждый возраст участников. Первые представления детей о природе закладываются в семье и детском саду. Дошкольники получают конкретные представления о растениях и животных, учатся их распознавать и классифицировать, ведут наблюдения за погодой, сезонными изменениями и т. д. В школе важнейшую роль в процессе экологического воспитания играет изучение природоведения. Общность задач учебно-воспитательной работы на уроках природоведения, биологии, химии, географии, физики, литературы, изобразительного искусства, музыки позволяет развивать оптимальные взаимосвязи между этими предметами и использовать природоведческие знания в повседневной жизни. Экологическое воспитание и образование в условиях вуза связано с формированием у студентов экологического сознания, включающего совокупность взглядов и идей о проблемах оптимального соотношения взаимодействия общества и природы в соответствии с конкретными жизненными потребностями людей и возможностями природы. В дальнейшем экологическая культура личности развивается в рабочем коллективе и семье, посредством активной экологически ориентированной жизненной позиции, участии в природоохранных акциях, рациональному использованию ресурсов и т.д. [1]. То есть воспитание экологической культуры и мировоззрения осуществляется через всю систему образовательных учреждений, включающую дошкольные учреждения, начальную и среднюю школу, учреждения дополнительного образования, профессиональные и высшие учебные заведения, общественные экологические организации.
Но особое значение, на наш взгляд, имеет процесс развития экологической культуры именно молодежи, так как именно в это время происходит осознание и узнавание себя и других, становление жизненной позиции и основ мировоззрения. Формирование экологической культуры молодого человека - противоречивый, закономерный процесс количественных и качественных изменений имеющегося у него уровня культуры под влиянием внешних факторов.
Большинство ученых, видных политических и общественных деятелей признают, что молодое поколение во всех странах является резервом для развития, положительных социальных перемен и технологических инноваций. Идеалы, энергичность и широта взглядов молодёжи играют центральную роль в процессе постоянного развития устойчивого общества.
Обучение решает центральную задачу – развитие мышления молодежи, что обеспечивает социальную ориентацию в сфере познания. Познание протекает как в процессе обучения на уроке или лекции, так и во внеурочной работе. Л. Ю. Сироткин отмечает, что молодые люди ощущают дефицит навыков самообразования, испытывают затруднения в самостоятельной переработке научной и общественно-политической информации. В этом случае важна установка на самообразование, предполагающая наличие определенной направленности личности, состояние готовности к конкретной деятельности, способности удовлетворить возникшие потребности [3].
Несмотря на то, что вопрос формирования экологической культуры официально принято как одно из приоритетных направлений природоохранной политики России, а также на то, что заинтересованные ведомства и министерства, коллективы ученых, педагогов и специалистов проводят большую работу по развитию форм и методов экологического образования, состояние экологического воспитания и просвещения вызывает серьезную озабоченность и тревогу. Инициирование процессов по изменению данной ситуации и активное участие в реализации программ по формированию экологической культуры молодежи предполагает целенаправленную деятельность по ряду направлений, включая обеспечение развития экологического компонента в общеобразовательной и высшей школе, развитие системы неформального образования, эколого-просветительную деятельность (в библиотеках, музеях), поддержку экологической деятельности во всех направлениях молодежного движения как со стороны власти и бизнеса, так и со стороны других секторов общественного движения.
Формирование экологической культуры молодежи представляется нам как надежный путь обеспечения устойчивого развития общества, так как позволит легче вовлекать в данный процесс представителей старшего поколения. Выполнение этой задачи предполагает объединение усилий многих организаций и, прежде всего, библиотек. Ведь приходя в библиотеку, молодые люди надеются получить интересующую их информацию с помощью новейших технологий, что предполагает адекватные знания и умения библиотекарей, работающих с молодежью [5]. Сегодня многие зарубежные социологи и социальные работники считают библиотеку мостом, объединяющим подростков с разными, порой противоположными интересами. Если другие социальные институты, например, спортивные клубы, объединяют молодежь по общему интересу, то библиотека является единственным муниципальным учреждением, где возможно продуктивное общение молодежи с разными интересами. Библиотека, таким образом, может играть ключевую роль в объединении молодежи, являться системообразующим элементом налаживания социальных связей внутри общества.
Резюмируя работы, посвященные изучению различных аспектов формирования экологической культуры, можно констатировать, что специфика социального заказа эволюционировала следующим образом: от требований включить в содержание образования основы охраны природы к воспитанию бережного отношения к природе и природным ресурсам и, далее, к заказу на личность с высоким уровнем развития экологического сознания и экологической культуры. Поэтому экологизация образования, предполагающая решение задач формирования экологической культуры, рассматривается как важная современная тенденция в образовательных системах. Она предусматривает реализацию принципов преемственности, интегративности, междисциплинарности и проблемности. Теоретическое освоение экологических знаний должно быть тесно связано с практическим участием в работе по охране окружающей среды, в экологических мероприятиях [5].
Таким образом, рассматривая экологическую культуру как результат определенных социальных воздействий и как цель экологического воспитания, образования и просвещения, педагогическая наука исследует содержание, формы и методы экологического образования, концентрирует свое внимание на выявлении методологических, психолого-педагогических основ, условий и принципов формирования ответственного отношения к природе, на развитие экологического стиля мышления и поведения.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.