Морган Александр Фокс, аспирант
Московский государственный институт международных отношений (университет),
Министерства иностранных дел Российской Федерации,
г. Москва, Россия
Новый механизм применения банковского секвестра (bail-in) в банковской сфере требует серьезных управленческих и материальных ресурсов, способствующих целостному изменению существующей бизнес-модели, требует системного изучения, исследования теоретические и научно-методические подходы к совершенствованию экономико-правовых норм.
Условия и особенности применения механизма bail-in изучаются учеными и практиками и находят отражение в научных публикациях. Научные исследования направлений совершенствования механизмов оздоровления и банкротства кредитных организаций исследуются такими учеными как: Коротаев А. [1], Закова Т. [2], Белых В., Гаврин Д., Голева Е. [3].
Однако данная тема находится на пике дискуссий, требуется более тщательное изучение направлений совершенствования экономико-правовых основ банкротства и применения банковского секвестра.
Принятая в рамках Директивы стратегия bail-in частично решает проблемы, вызванные стратегией bail-out. По этой причине ее достоинства тесно связаны с недостатками системы bail-out, которые проявились во время финансового кризиса 2008 г. Первый недостаток финансирования банков за счет бюджетных средств очевиден: возникновение провала рынка, при котором страдают интересы налогоплательщиков. В свою очередь, стратегия bail-in позволяет возложить риски на сам банк, его руководство и кредиторов. Это вынуждает банк вести себя осторожнее и не принимать на себя чрезмерные риски.
Второй недостаток системы bail-out связан с регулированием конкуренции на едином рынке ЕС. В отличие от механизма bail-out, стратегия bail-in ставит в равное положение все кредитные организации, позволяя им решать финансовые сложности за счет внутренних ресурсов. Позиция банка на едином рынке будет зависеть в большей мере от стратегии спасения, утвержденной в плане по предотвращению несостоятельности (resolution plan), чем от возможностей государственного бюджета страны, где располагается подразделение.
Третий недостаток системы финансирования bail-out, обусловленный массовым изъятием клиентами вкладов, также частично решается с помощью bail-in. Новая стратегия позволяет преобразовать старший долг материнской компании банка перед кредиторами в собственный капитал, сделав кредиторов участниками [4]. Подобная стратегия выгодна для клиентов: в случае восстановления финансовой устойчивости клиенты, чьи обязательства конвертировались в акции банка, могут получить дополнительную прибыль за счет получения дивидендов или продажи акций спасенного банка. Таким образом, у клиентов появляется стимул содействовать спасению банка, в том числе путем сохранения в нем своих вкладов.
Четвертый недостаток стратегии bail-out вызван транснациональным характером банковских групп. Введение механизма bail-in на наднациональном уровне позволяет структурам ЕС осуществлять превентивное вмешательство – до того, как негативные последствия не распространятся на национальном уровне. В целом внедрение стратегии bail-in не решает, но минимизирует риски, связанные с проблемой «слишком-больших-чтобы-обанкротиться» банков (too-big-too-fail banks) и проблемой недобросовестного поведения (moral hazard problem).
Достоинства стратегии bail-in являются широко обсуждаемыми, так как они освещаются в прессе и научной литературе при поддержке сторонников данного механизма и Европейской комиссии, в то время как ее недостатки являются менее очевидными, но при этом в большей мере нуждаются в детальном анализе.
Существует точка зрения, что стратегия bail-in должна рассматриваться как наказание банка, его участников и даже кредиторов за ведение слишком рискованной политики. Однако не все кредиторы влияют на политику и стратегию действий банка, и возможны ситуации, когда финансовое бремя примут на себя именно они. В этом случае сдерживающий эффект, направленный против недобросовестного поведения руководства банка, не проявится, но возникнет недоверие крупных кредиторов к банку.
Методы, предлагаемые в рамках механизма bail-in, в частности конвертация вкладов и списание долгов банка, существенно снижают гарантии прав кредиторов, в особенности это касается клиентов, имеющих субординированные займы.
Механизм bail-in в России имплементировать придется очень аккуратно, чтобы не спровоцировать негативных явлений на банковском рынке. Обсуждаются варианты применения механизма bail-in на вклады свыше 100 млн. рублей.
В этой связи предлагается проведение анализа отдельных направлений вероятности применения механизма bail-in и его дальнейшего использования:
1) причин возникновения критичных для российских кредитных организаций угроз надлежащего исполнения ими своих финансовых обязательств,
2) использованных банковским регулятором и органами публичной власти механизмы финансового оздоровления (санации) таких кредитных организаций,
3) результатов использования механизмов финансового оздоровления банков, в отношении которых выполнялась или выполняется процедура санации.
Так или иначе, этот механизм bail-in будет лоббироваться, будет разработана соответствующая законодательная база в рамках совершенствования экономико-правовых основ банкротства и применения банковского секвестра, и, скорее всего, он будет реализован в нашей стране в ближайшие годы.
Основными направлениями дальнейших научных исследований являются вопросы совершенствования процедур финансового оздоровления и банкротства кредитных организаций, создание институциональных основ повышения стабильности банковской системы, разработка модели раннего предупреждения несостоятельности банков, формирование направлений повышения эффективности мер по финансовому оздоровлению и банкротству кредитных организаций.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.