Н. В. Беленов Кандидат педагогических наук,
Самарский государственный
социально-педагогический университет,
г. Самара, Россия
Мордва-мокша Самарской Луки составляет отдельную этнотерриториальную группу мордвы, со своим особым диалектом, культурными традициями и мировоззрением. Сама данная группа также неоднородна, что проявляется как в языковых различиях между её этнотерриториальными составляющими, так и в культурных [1].
представления и культовая обрядность.
Торновская и шелехметская мордва, ввиду ареальной близости, имеет сходные религиозно-культовые традиции, в отличие от бахиловской мордвы, которая находится на Самарской Луке в относительной изоляции. Вместе с тем, необходимо отметить, что имеется и ряд общих черт в языческом мировосприятии мордвы Самарской Луки. Одна из них – почитание вяза, как священного дерева. Подобного рода обычаи поклонения отдельным деревьям и священным рощам у финно-угров вообще и у мордвы в частности описаны неоднократно [3], однако, отличительной особенностью самаролукской мордвы является именно почитание вязов.
Так, в окрестностях села Торновое имеется урочище с названием Поклонный Вяз, где раньше произрастал вяз, к которому мордовские девушки ходили просить себе счастливой судьбы. В селе Бахилово до недавнего времени (последняя четверть ХХ века) также росли два старых дуплистых вяза, к которым приходили молиться жители села – преимущественно, женщины. У каждого из них были свои наименования – Ала тяса – ‘Здесь низ’ и Вере тяса – ‘Здесь верх’. Точная интерпретация данных названий к настоящему времени забыта (ПМА, Самарская область, Ставропольский район, Бахилово, 2018) можно лишь предполагать, что молебные места у этих деревьев в языческом миропонимании бахиловской мордвы составляли дуальную систему.
Основным же отличием бахиловского язычества не только от торновской и шелехметской мордвы, но и от языческих представлений других мордовских этногрупп Самарского Поволжья, является наличие культа Керемети.
Понятие керемети в языческих представлениях поволжских народов имеет двойственных смысл: с одной стороны, так обозначаются места языческих молений и жертвоприношений, с другой – это название духов, которым жертвоприношения приносятся [2].
В Бахилово понятие керемети персонифицировано, здесь матушка Кереметь является хранительницей родников и вообще водных объектов. Также надо отметить, что почти все такие объекты у бахиловской мордвы так или иначе связаны с языческими обрядами.
Наиболее известно в этой связи так называемое Ведьмино озеро, у которого до недавнего времени проводился праздник урожая.
В целом, надо отметить, что целостная картина языческого (и синкретического) мировосприятия бахиловской мордвы к настоящему времени может считаться утраченной, и исследованию подлежат лишь несколько её разрозненных элементов. Тем не менее, такое исследование, как было продемонстрировано на приведённых примерах, способно, с одной стороны, выявить значительное своеобразие религиозных представлений мордвы-мокши села Бахилово, с другой – определить общие религиозные мотивы между населением различных мокшанских сёл на Самарской Луке.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.