Е. И. Покацкая
Восточно-Сибирский государственный институт культуры,
г. Улан-Удэ, Республика Бурятия, Россия
Самую суть гуманистической парадигмы, заключенной в идее содействия и изучения взаимной обусловленности гуманизации общества и личностного роста отдельной личности, мы можем видеть в кратком, но емком принципе: «улучшение людей через создание благоприятных условий для их развития» [3, с. 6–7]. Приведенная цитата принадлежит редакторской группе книги А. Маслоу «Новые рубежи человеческой природы», к положениям которой мы часто будем обращаться, потому что есть не теряющая своей актуальности проблематика, поразительная прозорливость автора, его искренность и убедительность, а – главное – верное и самозабвенное служение идее гуманизма, идее Человека.
«Люди должны стать лучше, иначе вполне возможно, все мы или будем сметены с лица Земли, или если даже выживем, то, как биологический вид будем жить в напряжении и тревоге» [3, с. 27]. Необходимым условием благополучия человека, по Маслоу, является достижение того, кем он может (а, следовательно, и должен) стать; когда же человек терпит неудачи в личностном росте – возникает невроз, «человеческие и личностные возможности оказались упущены, его мир и сознание – сужены, способности – подавлены» [3, с. 41]. Иначе говоря, стать лучше – это значит быть психологически зрелым, взять ответственность за себя, стать «просветленным, или разбуженным», «полностью человечным, самоактуализирующимся» [3]. Эти идеи сосуществуют (предваряя, продолжая, параллельно) с концепцией самоосуществления (Ш. Бюлер), с концепцией становления личности как субъекта жизни (С. Л. Рубинштейн), с концепцией реализации стратегии подлинной истиной жизни (К. А. Абульханова-Славская) и бесконечным рядом родственных идей в философии, психологии и педагогике.
Продолжаем развивать тезис о взаимообусловленной связи, подчеркнув, что не только жизнь зависит от личности, но и личность зависит от того жизненного пространства, в котором находится [1]. И именно здесь мы хотим обратиться к понятию психологической безопасности личности.
Психологическую безопасность личности можно определить, как состояние, при котором существующее взаимодействие личности с окружающей средой воспринимается как надежное, создающее возможности для удовлетворения актуальных запросов в реальном времени, а также дающее основание для уверенности в будущем [5]. Такое состояние защищенности рождает для человека мир возможностей, создавая платформу для становления идентичности и подлинности личности. При базовом же чувстве тревоги, создается противоположная реальность – мир опасностей, который, напротив, расщепляет идентичность, сосредотачивая все ее естество на поиске безопасности. В этом случае, объясняет Маслоу, личность ступает на путь дисциплинированности, предсказуемости и контроля, человек становится ригидным и конформным, стремящимся не только как можно прочнее зафиксироваться самому, но и «заморозить» мир, сделать его статичным для себя. Такое сопротивление естественному эволюционному движению (mobilis in mobili) парализует психику, перекрывая ее доступ, с одной стороны, к глубинным аспектам Я и к вершинам реализации заложенного потенциала, с другой. Психологически здоровая личность, напротив, легко, или как говорит Маслоу, «изящно» и «эффективно», осуществляет синтез сознательного и бессознательного, получая доступ к знаниям инсайта и дальнейшей их рефлексии.
Сделаем два небольших отступления. Во-первых, свойства, определяющие успешность выполнения определенного вида деятельности, в психологии называют способностями. Во-вторых, создание чего-то нового, в том числе способа разрешения проблемы, составляет понятие творчество. Следовательно, описанное выше качество здоровой личности можно определить, во-первых, как способность, а во-вторых, как способность творческую.
Таким образом, психологическая безопасность есть базовое состояние психологически здоровой личности, обладающей силой свободы проявления творческости, как главного ресурса, способного обеспечить гибкое движение личности в направлении собственных трансформаций. Как заметил Маслоу, «понятие креативности (творческой способности) и понятие здоровой, самоактуализирующейся, полностью человечной личности сходятся все ближе и ближе и, возможно, окажутся одним и тем же» [3, с. 60].
Психологическая безопасность обеспечивает целостность личности, стимулирует творческую активность и стремление к субъекту к самопознанию. Получим новые открытия и инсайты, вкупе с ответственностью за право обладать ими и использовать на свое усмотрение, личность принимает их, как уникальные личностные инструменты самореализации, а единая и слаженная работа всех инструментов психики и расширяет возможности личности, и способствует их максимальной реализации.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.