Е. А. Петрушина Научный сотрудник
Музей «Археология Симбирского края»,
г. Ульяновск, Россия
На протяжении длительного исторического периода сельскохозяйственная деятельность крестьянского населения России находилась практически в полной зависимости от природных условий. Такое положение обусловило пристальное наблюдение за ходом сезонных изменений и попытки установить связи и зависимости природных и метеорологических явлений. Зная «сигналы» природы, земледельцу было легче определять оптимальные сроки проведения работ (пахоты, сева, уборки урожая). Представления крестьянского населения о сезонах года, связанных с ними циклах сельскохозяйственных работ, агрономические знания, разнообразные приметы, череда праздников аграрного характера и связанных с определенными датами обрядов сосредоточились в народном календаре.
Календарем называют систему счисления промежутков времени, по продолжительности превышающих сутки. Календарь – это способ деления года на удобные периодические интервалы времени [7, с. 152]. В основе лежит периодическое движение небесных светил, проявляющееся в периодических явлениях природы. Основные функции календаря – это измерение интервалов времени, фиксация дат периодических и непериодических природных явлений, регистрация в хронологической последовательности исторических и общественных событий, определение дат религиозных праздников.
«Календарное время – это всегда время какого-нибудь события из жизни природы (циклически проходящей через все этапы – от пробуждения до замирания) или связанной с нею хозяйственной деятельности человека» [1, с. 20]. Первоначально народный календарь носил ярко выраженный аграрный характер. Определенное воздействие на народный календарь оказало христианство, и в результате соединения церковного и народного календарей возник народный месяцеслов, в котором, тем не менее, «сохранилось главное – дохристианское мировоззрение крестьянства, придавшее образам святых функцию божеств плодородия» [4, с. 4]. Святые стали восприниматься как покровители того или иного рода деятельности крестьянина, в связи с чем получили прозвища, связывающие их образы с крестьянскими полевыми и домашними работами, погодными условиями или явлениями природы того или иного дня. В частности, святые Косма и Дамиан (14 ноября) [здесь и далее даты приводятся по новому стилю, кроме специально оговоренных случаев] назывались в народе рукомесленниками, выступали покровителями женских рукоделий, так как с этого дня женщины принимались за пряжу, и покровителями кузнечного дела. День памяти Космы и Дамиана, в народном календаре – Кузьминки, считался первым зимним праздником. «Кузьма-Демьян – с гвоздем, мосты гвоздит», т.е. с этого дня зима заковывает землю и воду.
Основой народного времясчисления была смена времен года. Ключевыми моментами, делящими год на части, являются весеннее и осеннее равноденствия и летнее и зимнее солнцестояния. На время весеннего равноденствия приходился праздник Благовещения, на осеннее равноденствие – праздник Воздвижения. Две другие праздничные даты – Рождество Христово и Рождество св. Иоанна Предтечи, более известное как Иван Купала (24.VI ст. ст., 7.VII нов. ст.), почти совпадали с днями зимнего и летнего солнцестояний.
Сезоны года выделялись по характерным явлениям в природе, таким как прилет и отлет птиц, появление листьев на деревьях, цветение растений, заморозки, листопад, установление снегового покрова и т. д. Начало и окончание каждого сезона в народном календаре было связано с определенными датами, которые могли различаться в разных областях в зависимости от климатических условий. Например, началом весны считали Егорьев (Юрьев) день 6 мая – «Пришел Егорий – и весне не уйти», «Юрий на порог – весну приволок». Выделялись и переходные периоды, в течение которых фиксировались перемены в природе. «Алексей – человек Божий – с гор воду сгонит (17 марта [здесь ст. ст. – авт.] пройдет), Федул (5 апреля) тепла надует, Василий Парийский землю запарит, святой Пуд (15 апреля) вынет пчелу из-под спуда, а мужик все весне не верит – пускай, говорит, земля преет, а и погожу полушубок снимать: придет Егорий – сам, батюшка, с плеч сымет» [3, с. 206].
В восприятии крестьянина-земледельца сезоны по длительности отличались от календарных. Весна представлялась как период пробуждения природы и связывалась с характерными для этого времени сельскохозяйственными работами, такими как пахота, сев. Лето – период созревания хлебов, осень – время уборки урожая. Зима была самым длинным сезоном в году для многих регионов страны. В народном календаре особо выделялись даты, связанные с фенологическими или метеорологическими явлениями. Отметим, что фенология – это наука о сезонных явлениях в живой природе, изучающая изменения в растительном и животном мире, обусловленные сменой времен года и погодными условиями [8]. Развитие этой науки было обусловлено практическими потребностями человека.
Начало и окончание фенологического сезона определяется наблюдениями за природой, а не календарными датами. В частности, начало фенологической весны относят к прилету грачей, окончание – ко времени отцветания яблонь и сирени [2, с. 15]. Начало лета соответственно относят ко времени отцветания яблонь и сирени, конец связывают с появлением первых заморозков на почве [2, с. 31]. Осень начинается с первых заморозков и листопада, заканчивается с установлением прочного снегового покрова [2, с. 49]. Наступление зимы считают с замерзания водоемов и установления прочного снегового покрова, конец зимы относится к появлению проталин и прилету грачей [2, с. 67].
В народном аграрном календаре содержались сведения о циклических, сезонных изменениях в природе и времени наступления таких изменений, а также сведения об отмечаемых в связи с ними особых датах, праздниках, проведении обрядов. М. Забылин указывал, что «чествовать предметы своего благоговения праздниками сродно человеку, для которого верование заключает в себе протекшее и будущее, божество и мир духовный, природу и его самого» [6, с. 69].
Перемены в природе, переход к теплому времени года отмечали с Евдокии-плющихи (14 марта) – снег подтаивал, оседал, как бы сплющивался. В некоторых деревнях женщины пекли обрядовое печенье – «жаворонков» и дети начинали «кликать весну», влезали на крышу или пригорок и пели веснянки [5, с. 127]. 17 марта – день Герасима-грачевника, день прилета грачей. «Увидал грача – весну встречай» - говорили в народе. Дети следили за грачиными гнездами. Наблюдая за поведением грачей, делали прогноз на весну (если грачи шумно граят и летят к своим гнездам, весна будет дружная). 22 марта отмечали день сорока севастийских мучеников (в народе – «Сороки» – вторая встреча весны). Зима кончается, весна начинается, день с ночью меряется-равняется (равноденствие). Пекли «жаворонков» и раздавали детям. С этого дня считали сорок утренних морозов и спустя сорок утренников сеяли гречу.
Благовещенье (7 апреля) завершало предвесенние праздники и начинало череду весенних. В этот день не работали. В канун праздника сжигали старые соломенные постели, окуривали дымом домашний скарб, жгли белье больных. В южных губерниях молодые переходили в холодную клеть-горницу, в теплой избе оставались только старики и дети. Запасались «благовещенскими просфорами», крошили их и смешивали с посевными семенами, а при первом севе освященные просфоры прикрепляли к сеялке, в надежде обеспечить хороший урожай. Праздновали приход весеннего тепла, выпускали на волю птиц [3, с. 160–163].
30 апреля с особой молитвой обращались к святым Зосиме и Савватию, считавшимся покровителями пчел и заступниками пчеловодов, служили молебны на пчельниках, кропили освященной водой пасеки, в церковь приносили мед.
Большим праздником воспринимался первый выгон скота в поле, приуроченный к Егорьеву дню (6 мая). Выгоняли на пастбище коров, коней оставляли без выпаса до Николы. Но в этот день в корм коням подмешивали кусочки крестов из ржаного теста, испеченных на Крестопоклонной неделе Великого поста. Георгий Победоносец (в народном календаре Егорий, Юрий) считался покровителем домашнего скота, хозяином лесных зверей, покровителем земледелия. На Егорьев день заказывали молебны, испрашивая у святого благословения нивам и огородам. Запахивали пашню, высаживали рассаду, сажали морковь и свеклу. Примечали, что погода на Егорьев день в разных регионах различается.
В зависимости от климатических условий сев начинали 10 мая на Семена-ранопашца, в течение недели после праздника Георгия Победоносца и недели после дня Еремея-запрягальника (14 мая), в день Бориса и Глеба-сеятелей (15 мая). На Иоанна Богослова (Ивана-пшеничника) готовили пашню под пшеницу. Сев пшеницы народный календарь рекомендовал осуществлять, когда зацветет черемуха. Ячмень, поздний овес и пшеницу сеяли на Пахома-бокогрея 28 мая. Поздний посев яровых приходился на Иванов день (7 июня). 13 июня – Еремей-распрягальник. «Пришел севу край – коня распрягай». 18 мая на Арину-рассадницу женщины с особым заговором сажали капусту. На Николу-вешнего 22 мая нужно было сажать картофель. Николин день считался мужским праздником, в этот день первый раз парни и ребята-подростки ехали в ночное пасти лошадей. Привозили угощение, после заката с девушками водили хороводы, пели. 23 мая на Симона Зилота почитали именинницей землю. В этот день крестьяне не работали на земле, опасаясь нарушить ее покой. 27 мая, в день Сидора-огуречника, приходился первый посев льна. Заканчивали сев хлебов, сеяли лен, гречиху, сажали огурцы в день святых равноапостольных Константина и Елены (в народе день называли Олены-Ленничи, Олена-льносейка).
22 июня церковь отмечает день преподобного Кирилла, чудотворца Белозерского. Астрономически это день летнего солнцестояния, и по народному календарю отмечался весне конец, почин лету.
Главным летним праздником в народе считался Иванов день или Иван Купала, канун праздника Рождества Иоанна Крестителя, 7 июля. День летнего солнцеворота был древнейшим праздником благодарения солнца. На Купалу открывался большой сенокос.
14 июля, на летние Кузьминки, женский праздник, пропалывали огород, снимали первые овощи. С 21 июля (летняя Казанская) готовились к жатве, начинали уборку ржи. С самой сильной жарой начинались зажинки – один из важнейших земледельческих праздников. Первый сжатый сноп называли именинником, его вносили в избу и ставили в красный угол перед божницей, где он находился до времени дожинок, когда его обмолачивали отдельно. Умолот освящали в храме и затем подмешивали к семенам при засеве озимого поля. Соломой от этого снопа подкармливали больной скот [3, с. 270].
2 августа – Ильин день – считался днем перелома лета, первым осенним праздником. «На Илью до обеда лето, после обеда – осень». В народном представлении Илья-пророк подобен Перуну-громовержцу, и, опасаясь его гнева, в этот день не работали в поле, не косили, не убирали сена, какая бы погода не стояла на дворе. Пророк Илия почитался крестьянами как благодетель, дарующий земле изобилие плодов, считалось, без его воли не будет урожая.
Август был периодом начала ежегодных осенних работ. Отмечались три праздника, которые не были для крестьян днями отдыха – три Спаса. В народном календаре указан Медовый Спас (14 августа), когда производили откачку меда, Яблочный Спас (19 августа) – начало сбора яблок и Ореховый Спас (29 августа), названный так потому, что в центральных регионах России поспевает лесной орех. Этот Спас назывался также Спасом на полотне, хлебным или ржаным. К 19 августа, празднику Преображения Господня, приурочивалось окончание жатвы. Начинались осенины – встреча осени. Праздник Успения Пресвятой Богородицы 28 августа называли дожинками или оспожинками. Заканчивали уборку и посев озимого хлеба. Повсеместно в полосе оставляли несжатые колосья, завязывали их узлом, обвязывали лентами, пригибали к земле. Оспожинки считали большим праздником и справляли его, как правило, несколько дней.
11 сентября – день Усекновения главы Иоанна Предтечи – в народе стал днем Ивана постного, Ивана полетовщика. В этот день соблюдался строжайший пост (отсюда название «постный»). С Ивана постного осень считалась на деревенской Руси вступившей во все свои неотъемлемые права. «Иван постный – осени отец крестный», «Иван-поститель пришел, лето красное увел» [3, с. 310]. Окончание летнего периода отмечал и день Симеона Столпника 14 сентября, (в народе – Семен-летопроводец). Начинались бабьи супрядки, посиделки. К 21 сентября относили вторую встречу осени, праздник урожая. Чем урожайнее было лето, тем продолжительнее сам праздник [5, с. 227]. Третья и последняя встреча осени приходилась на праздник Воздвижения 27 сентября. Крестьяне верили, что в этот день нельзя начинать никакого важного дела. С Воздвижения начинали рубить капусту. Молотьбу начинали на Феклу-заревницу, 7 октября. По обычаю молотильщикам подносили угощение.
К церковному празднику Покрова пресвятой Богородицы заканчивались все полевые работы. Крестьяне начинали утеплять свои избы, топили печи. Скармливали скоту последний сноп с последней полосы – пожинальник, связанный из колосьев, оставленных ранее «Илье на бороду», чтобы умилостивить пророка. Таким образом надеялись предохранить скот от зимней бескормицы.
Зиму отсчитывали с 4 ноября – на праздник Зимней Казанской Богоматери приходились первые заморозки. «До Казанской не зима, с Казанской не осень». 14 ноября отмечали первый зимний праздник, день памяти святых Космы и Дамиана. Михайлов день 21 ноября был первым зимним днем: «Зима стоит, земля мерзнет». Пробные выезды на санях делали на праздник Введения. Тогда же ожидали перемены погоды. Гонки на санях по обычаю устраивали в день Екатерины-санницы 7 декабря. Характер зимы определяли по приметам на Егория холодного. Первыми серьезными морозами считались никольские. День Николы Чудотворца 19 декабря особо почитался крестьянами, празднество «Никольщина – братчина» справлялось в складчину с пивом и брагой из зерна нового урожая. На Николу зима – за морозы, а мужик – за праздники.
25 декабря, в день Спиридона-солнцеворота солнце поворачивает на лето, зима – на мороз, прибывает день. В этот день определяли, каков будет урожай. После Спиридона-солнцеворота следовал длительный праздничный период, включающий Рождество, Васильев день, Крещенский сочельник, Крещение.
4 февраля – Тимофей-полузимник, прошла половина зимы. По погоде судили о весне. 15 февраля отмечали Сретение Господне, понимаемое крестьянским населением как день встречи зимы с летом. По приметам этого дня судили о том, какая будет весна, об урожае хлебов и трав. Начинался переходный период к весеннему сезону. День Симеона и Анны (16 февраля) называли починками, начинали чинить летнюю сбрую [5, с. 113]. Завершали зиму Власьевские морозы. День великомученика Власия в народном календаре назывался «бокогреем», так как солнце начинало сильно пригревать. Власий ассоциировался с языческим Велесом – «скотьим богом». В этот день старались не работать, чтобы охранить скот от падежа. Крестьяне устраивали специальные молебны, обходили с иконой святого Власия больных животных. Границу между зимним и весенним периодами обозначал праздник Масленицы, обряды которого были посвящены плодородию. Так завершался один и начинался следующий годовой цикл.
Таким образом, народный календарь представлял собой свод результатов наблюдений, примет, сведений об особо отмечаемых днях в году, множество поверий и обрядов русских крестьян-земледельцев. Сведения из народного календаря помогают воссоздать целостную картину восприятия человеком природы и климата, его трудовой и духовной жизни.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.