Н. В. Беленов Кандидат педагогических наук,
Самарский государственный социально-педагогический университет,
г. Самара, Россия
Традиционная культура мордвы Самарского Поволжья вообще и Шенталинского района Самарской области в частности в настоящее время находится в двояком состоянии.
С одной стороны, во многих мордовских сёлах региона существуют многочисленные фольклорно-музыкальные группы, призванные популяризировать мокшанскую и эрзянскую песенную культуру, проводятся различные фестивали, на которых выступают те же группы, готовятся традиционные мордовские блюда, демонстрируются народные костюмы.
С другой – по ряду объективных и субъективных причин – в прошлое уходит целый пласт мордовской традиционной культуры, вместе с языком и его носителями.
В сложившейся ситуации особую важность приобретают полевые исследования, проводящиеся в мордовских сёлах, направленные не столько на изучение деятельности официальных фольклорных групп, сколько на фиксацию ещё сохраняющихся в народной памяти черт мордовской традиционной культуры.
В настоящей работе мы остановимся на ряде элементов традиционной культуры мордвы-эрзи села Багана Шенталинского района Самарской области.
Полевые исследования в данном населённом пункте проводились нами в течение августа 2021 года.
Следует отметить, что баганская мордва, согласно нашей классификации, входит в состав одной этнотерриториальной группы с мордовским населением сёл Шенталинского района, расположенных к югу и юго-востоку от Старой Шенталы. Эрзяне Старой Шенталы, вместе с эрзянским населением ряда населённых пунктов Кошкинского района Самарской области, составляют особую этнотерриториальную группу мордвы, которую нам представляется логичным назвать шенталинской [1].
Центральным местом, вокруг которого в прошлом разворачивалась религиозная и культурная жизнь не только мордвы села Багана, но и других сёл Шенталинского района – Старое Суркино, Новое Суркино, Васильевка – является Вартовский колодец. Как и во многих других мордовских сёлах региона, языческая обрядность здесь органично сочеталась с христианством: при освящении воды читались православные молитвы, многие участники обряда приносили из домов старинные иконы. Эти обряды проводились и в советское время. Согласно воспоминаниям наших информантов, особенно при этом выделялись жители села Старое Суркино (ПМА, Самарская область, Шенталинский район, Багана, 2021).
Характерной отличительной чертой обрядов, проводимых мордвой у Вартовского колодца, является тот факт, что они приурочены к празднику Вознесения Господня, в то время как в большинстве других этнотерриториальных групп мордвы региона, а также на других территориях расселения, подобные обряды по времени совпадают с христианским праздником Троицы.
В настоящее время Вартовский колодец и прилегающая к нему местность благоустроены, он считается местной достопримечательностью. В то же время информанты отмечают, что в последние десятилетия моления на роднике стали менее массовыми, чаще он используется как место отдыха.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.