Д. А. Алексеева студентка,
Медицинский институт,
В. Г. Бегиев Доктор медицинских наук, профессор,
Медицинский институт,
Северо-Восточный федеральный университет
им. М. К. Аммосова,
г. Якутск, Республика Саха (Якутия). Россия
О. В. Бегиев Преподаватель,
Институт психологии,
Северо-Восточный федеральный университет
им. М. К. Аммосова,
г. Якутск, Республика Саха (Якутия). Россия
Философско-правовые взгляды Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) заметно отличаются от взглядов его предшественников. Он был основоположником-основателем порядка, трезвым философом – рационалистом, обосновавшем свои идеи при помощи теоретических аргументов, а не мифов. Будучи реалистом, а не утопистом, он, в первую очередь, интересуется естественными и социальными основаниями морали и права.
Тема справедливости не забыта ни в одной из эпох. На каждой из исторических ступеней эта категория имеет свое понимание, которое характеризуется условиями жизни людей и их знаниями об окружающем мире, существующим устройством общества и положением человека в этом обществе.
Общая характеристика представляет: справедливость — это нечто обязательное и правильное, то, чему должно соответствовать право, чтобы более эффективным образом регулировать общественные отношения.
Аристотель практически во всех своих работах, где так или иначе исследуются вопросы бытия общества и человека, рассуждает о справедливости. Наиболее значимо эта тема представлена в «Большой этике», «Никомаховой этике», «Политике» и «Риторике». Он по праву считается одним из первых европейских философов, заложивших теоретический фундамент понимания данной крайне важной для общества и индивидов ценности.
Учение Аристотеля о справедливости своими корнями уходит к основополагающим положениям его философии, прежде всего – о человеке, душе, добродетели, благе. Согласно взглядам мыслителя, справедливость – одна из важнейших человеческих добродетелей, благо, которому всегда необходимо отдавать предпочтение. К добродетелям он относит все, что вызывает у людей похвалу. «…Добродетель – это способность поступать наилучшим образом…». «…Выше добродетели нет ничего…». Следование добродетели ведет к счастью. Ведь «…счастье в том, чтобы жить согласно добродетели» [1, 2].
Философу импонирует платоновская трактовка справедливости как совершенной добродетели. В иерархии добродетелей, описанной Платоном в своем «Государстве», справедливость занимает вершинное место, выступает как вседобродетель [3].
Согласно Аристотелю, «справедливость – такая добродетель, в силу которой каждый владеет тем, что ему принадлежит, и так, как велит закон, а несправедливость – зло, из-за которого люди посягают на то, что им не принадлежит, и поступают не так, как велит закон». Он рассматривает это образование как разворачивание в практике отношений между людьми некой пропорции блага и зла. Термин «пропорция», и не только в чисто математическом смысле, философ использует довольно часто: добродетель – это «…некая середина между противоположными страстями», «для этической добродетели губительны и недостаток, и излишество», «…право есть нечто соотносительное [т.е. пропорциональное]», «…правосудие – это пропорциональность, а неправосудие - непропорциональность» [1].
Аристотеля интересуют не столько правосудное и неправосудное в целом, сколько конкретные (он называет их «частными») проявления этих феноменов – частная правосудность и частная неправосудность. С помощью этих и других, близких им по содержанию терминов, философ пытается описать существующие в обществе способы, пути распределения между людьми материальных и духовных благ, т.е. практикуемые социумом виды и формы справедливости.
Характеризуя справедливость как некую равномерность, Аристотель говорит о «специальной справедливости», различая при этом два вида ее проявления: справедливость, распределяющую и уравнивающую. Эти два понятия очень важны для понимания политических и правовых взглядов философа, так как речь идет об объективном смысле той специальной равномерности (т. е. равенства, меры), которая обязательна для политических отношений и справедливого закона.
Вид первый – распределительный. Он имеет место там и тогда, где осуществляется более или менее обоснованное (аргументированное) распределение благ между членами общества, в том числе с учетом их личного вклада в создание того, что распределяется. В связи с этим Аристотель подчеркивает, что «…когда распределяют общее имущество, распределение будет соответствовать тому же самому отношению, в каком находятся друг к другу…».
Распределительная справедливость довольно ярко проявляет себя там, где объективно существует необходимость деления (распределения) между людьми благ (ценностей), которых, в силу определённых причин, на всех нуждающихся не хватает (жильё, продукты питания, медицинская помощь и др.) Удачным для обозначения такой ситуации есть термин «дефицит». Здесь очень хорошо видно, как объект справедливости опосредует отношения между людьми. Они (отношения) будут справедливыми в той мере, в какой каждая сторона получит полагающуюся ей долю благ, и никто не будет в обиде. Историческая практика сформулировала три базовых принципа распределительной справедливости: всем поровну (каждому – то же самое), каждому – по заслугам, каждому – по потребностям. В зависимости от исторических условий и жизненных ситуаций на первый план выдвигается один из них, хотя возможны варианты, когда все три принципа могут «работать» одновременно.
Второй вид справедливости Аристотель называет направительным правом. Это поле бытия уравнивающей (уравнительной) справедливости. Уравнительная справедливость имеет место там и тогда, где при «раздаче» (получении) благ и наказаний заслуги и достоинства, личный вклад субъекта в суммарную деятельность социума не принимаются во внимание.
Достаточно много внимания Аристотель уделяет вопросам соотношения объективного и субъективного в справедливости и механизмам функционирования данного понятия в разных сферах жизнедеятельности индивидов и общества. Он проявляет повышенный интерес к вопросу о соотношении желаний и стремлений человека быть справедливым в отношении к другим людям и обстоятельств, в которых эти желания приходится реализовывать.
Аристотель постоянно подчеркивает приоритетность справедливости перед всеми остальными регуляторами человеческого поведения. Различая правовой и нравственный аспекты справедливости, Аристотель постоянно подчеркивает моральный потенциал и моральную значимость данного образования. Его мысль о том, что если индивиду сложно разобраться в существующих законах, если трудно принять решение, как правильно действовать в той или иной жизненной ситуации, поступать следует «по – 12 – совести», имеет ярко выраженную гуманистическую направленность.
Таким основанием гуманитарного направления для Аристотеля выступает сам человек, наделенный особой «политической» природой и рассматриваемый как «политическое животное» — уникальный субъект, расположенный и к аполлонической, и к дионисийской моделям социального поведения. Цель и смысл человеческого бытия не в поисках наслаждений, а в добродетельном и законопослушном существовании.
В рассуждениях Аристотеля тесно переплетены между собой правовая и этическая проблематика. Это обусловлено пониманием того, что благо государства и состояние правопорядка зависят от моральных качеств его граждан. В «Этике» Аристотель исследует, наряду со специфической этической темой, и ряд политико-правовых проблем. Так, соотношение этики, политики и права отчетливо проявляется при рассмотрении проблемы справедливости. Политика, право и законы под справедливостью имеют в виду всю добродетель, то есть политическую справедливость.
Аристотель в своей философско-правовой концепции объединил и развил дальше все предшествующие теории благодаря представлению о политической природе человека, трактуемой им в качестве естественно-человеческого источника, объективного характера меры справедливости в политико-правовых явлениях и отношениях.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.