Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Изучение национальной культуры как фактор формирования этнической идентичности

Изучение национальной культуры как фактор формирования этнической идентичности

Л. А. Делова   Кандидат социологических наук,

Адыгейский республиканский институт

гуманитарных исследований имени Т. М. Керашева,

г. Майкоп, Республика Адыгея, Россия

 

Этническая идентичность – это осознание личностью своей этнической принадлежности, отождествление индивидом себя с представителями своего этноса и обособления от других этносов, а также глубоко личностно значимое переживание своей этнической принадлежности [3, с. 351].

 Этническая идентичность начинает формироваться в процессе социализации. Этот процесс продолжается в течение всей жизни человека.

В Республике Адыгея проживают представители разных этносов, титульный этнос – адыги.

В школах Республики Адыгея изучаются предметы, способствующие формированию этнической идентичности. Это история Адыгеи [2], родной язык и литература, адыгэ хабзэ (свод нормативных предписаний, правил поведения для всех адыгов). Учебники «Адыгэ Хабзэ» (на адыгейском языке) были изданы для учащихся 1–11 классов.

Учащиеся изучают этнический этикет адыгов – комплекс требований, включающий в себя честь, добропорядочность, честность, правдивость, стыд, умение вести себя в обществе, чуткость, внимательность, уважение к старшим, к лицам противоположного пола. Адыгский этикет зиждется на народной мудрости. Мудрость этикета состоит в том, что он регулирует взаимоотношения людей [4, с. 9].

В адыгской этике пять постоянных постулатов – постоянно действующих базовых принципов: человечность, почтительность, разум, мужество, честь [1, с. 16]. Они не зависят ни от обстоятельств, ни от времени, ни от других каких-то условий – это базовые ценности основополагающей морально-нравственной системы адыгов. Например, в учебнике «Адыгэ Хабзэ» для 8 класса содержатся такие  разделы: 1. Этикет в семье. 2. Свадьба. 3. Адыгские танцы и этикет. 4. Обряды, сопровождающие свадьбу. 5. Внуки. 6. Обряды, связанные с приёмом зятя. 7. Соблюдение адыгейской семьёй национальных традиций. 8. Воспитание детей. 9. Адыгская женщина (в семье, с родственниками). 10. Адыгский мужчина (его обязанности в семье). 11. Поведение, не одобряемое адыгским этикетом. 12. Адыги, проживающие за рубежом [5].

О понимании важности формирования этнической идентичности самими учащимися, о востребованности предметов, формирующих этническую идентичность, свидетельствуют и результаты социологических опросов. Так, в 2016 г. был проведён опрос в г. Майкопе, административном центре Республики Адыгея. Было опрошено 300 школьников и студентов. Все они считают важным для себя знание народной культуры, родного языка. Почти 12 % при обучении были бы интересны предметы и темы по истории родного края,  национальным танцам – 11,8%, национальной кухне – 11,3 %, национальным традициям и народным праздникам – 11,2 %, истории народа – 9,7 %, географии – 6,6 % и др. Большинство опрошенных – 25,7 % – считают, что знания о народной культуре нужны для сохранения традиций; для того, чтобы чувствовать принадлежность к своему народу – 18,7 %; «эти знания нужны всем, кто любит родной край» –16,5 %.

Среди опрошенных школьников и студентов высок уровень межгрупповой (межэтнической и межконфессиональной) толерантности. Абсолютное большинство (89,3 %) из них не сталкивалось за последний год с негативным отношением к себе из-за языка, национальности либо религии. Негативное отношение из-за языка испытали только 8 чел. (2,6 %); из-за религии – 7 чел. (2,3 %); из-за национальности – 18 чел. (5,8 %). (В числе респондентов, испытавших на себе негативное отношение, было несколько студентов из стран Средней Азии) [6, с. 147–152].

Для формирования, развития и сохранения этнической идентичности необходимо: углублять знания и представления о богатстве этнической культуры;  расширять знания об укладе жизни народов, их истории, языке, литературе, духовных целях и ценностях.

Изучение в школах республики этнической культуры, национальных традиций способствует воспитанию подрастающего поколения на лучших нравственных образцах, прививает интерес к самобытной культуре, традициям и обычаям предков, содействует сохранению и развитию нравственных ценностей народа.

Решение данных задач способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, формированию патриота своей Родины, становлению человека высоконравственного, толерантного к народам, государственной и мировой цивилизации.

Библиографический список

  1. Бгажноков Б. Х. Адыгская этика. – Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 1999. – 96 с.
  2. Булгаков С. Ю. , Каракаев З. Х. История Адыгеи, ХVI – XVII вв.: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2002 г. – 184 с.
  3. Науменко Л. И. Идентичность этническая // Новейший социологический словарь / Сост. А. А. Гришанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. – Минск: Книжный Дом, 2010. – 1312 с.
  4. Савв Р. Х. Мудрость адыгского этикета (Пособие для учащихся и учителей адыгского этикета). – Майкоп, 1995. – 139 с.
  5. Унарокова М.Ю. Адыгский этикет. Учебник для 8 класса на адыгейском языке. Учебное издание. – Майкоп: Адыгейское республиканское книжное издательство, 2007.
  6. Цветков О.М. Состояние этнокультурного образования в регионах Юга России. Республика Адыгея // Межэтнические отношения и этнокультурное образование в регионах России / Ред. В.А. Тишков и В.В. Степанов. – Москва: ИЭА РАН, 2016. – 297 с.
Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии