И. В. Васина Аспирант,
Нижегородский государственный
архитектурно-строительный университет,
г. Нижний Новгород, Россия
Основной задачей родителей является воспитание ребенка в новой реальности. Какова она эта реальность? Чем она характеризуется? Мир меняется, хотим мы того или нет. Несколько десятилетий назад произошел переход из мира SPOD, характеризующегося как устойчивый, предсказуемый, простой и определенный к VUKA, квалифицирующемуся нестабильным, изменчивым, неопределенным и неоднозначным. Поскольку изменения происходят мгновенно, события являются неожиданными и изменчивыми это затрудняет определение причины и последствия. Поэтому навык предвидения событий становится крайне актуальным. Огромный объем информации, которую мы получаем, затрудняет принятие решений, что приводит к неопределенности и прошлый опыт зачастую становится неприменим к сегодняшнему принятию решений и рассчитывать на предсказуемость не приходится. Двусмысленность ситуации, образующаяся при смешении разных реальностей, и разных восприятий не позволяет шаблонному мышлению и поведению объяснять наш мир. Нестандартность решений и креативность являются основными векторами успешности мира VUKA, помогая принимать решения в дестабилизирующей среде.
Но на сегодняшний день пандемия снова все смешала, породив новые чувства, которые дестабилизируют людей, а также ускорила и усилила модернизацию и трансформацию VUKA, что позволяет стремительно ворваться в мир BANI. Данный термин, созданный американским антропологом, писателем и футуристом Джамайсом Кашио. В своей статье «Перед лицом эпохи хаоса», он так характеризует концепцию BANI: «Ситуации, в которых условия не просто нестабильны, они хаотичны. В которых результаты не просто трудно предвидеть, они совершенно непредсказуемы. Или, если использовать особый язык этих рамок, ситуации, когда происходящее не просто двусмысленно, оно непонятно».
Стремление к максимальной результативности находится в тренде, создавая видимость благополучия, но в то же время подвергая риску нахождения на грани разрушения. Огромное количество неопределенностей вызывают беспокойство и постоянное чувство бессилия, страх перед тем, что может случиться или пойти не так, независимо от наших действий. Тревога отражает страдания и стресс в наши дни, усугубленные небезопасностью в отношении здоровья и риском заражения COVID-19. В этой ситуации нарушается соответствие причинно-следственных связей, утрачиваемая линейность приводит к непредсказуемости конечных результатов. Такие нелинейные результаты любых событий и решений часто кажутся лишенными какой-либо логики, цели и кажутся бессмысленными, непостижимыми [3].
В пандемийный период активно меняется действительность, происходит разрушение привычного образа жизни и стереотипов поведения, стратегий совладения со стрессом и утрата привычных источников удовлетворения. Родителям сложно быстро адаптироваться к новому формату, не только в организации своей жизнедеятельности, но и в воспитании детей. Это стало проблемой современного общества. Для приспособления необходим определенный период, так называемый «аккомодационный вакуум» в межличностных отношениях, а в большей степени в детско-родительском взаимодействии. Это промежуточное состояние на стыке старого и нового необходимо для переосмысления, стабилизации эмоционального состояния. Важной проблемой современной семьи, как показывает практика, является неизменность стилей воспитания детей на протяжении нескольких поколений. Учитывая высокую интенсивность развития современного общества, перенимание и воссоздание устаревших компетенций не только ограничивает развитие инновационных подходов, но и является вирулентным. Поэтому наиболее актуальным и перспективным в воспитании является использование подхода префигуративной культуры, предложенного антропологом и культурологом М. Мид [2], рассматривающей возникающие преобразования как инверсию типа культуры социума. Префигуративная культура – это культура общества, в котором происходит стремительное реформирование материальной и социальной конъюнктуры бытия, меняющие сформировавшиеся в предшествующих поколениях схемы и модели поведения. Это приводит к потребности как детей, так и взрослых выстраивать иные методы взаимодействия в совершенно новых обстоятельствах, в которых младшее поколение представляется более приспособленным к этим новым условиям, чем старшее. Родители вынуждены учиться у детей, чтобы идти в ногу со временем, то есть «Всегда и везде» сменилось на «Здесь и сейчас».
Поколение современных детей, рожденных и воспитываются в век развития информационных технологий и глобальной цифровизации, которая вошла во все сферы жизни и привела к изменениям в основных видах деятельности: школьного и дополнительного обучения, досуга, коммуникаций. Легкая восприимчивость детей к освоению и использованию гаджетов объясняется в том числе их возрастными особенностями, среди которых наблюдаются пластичность нервной системы и скорость проведения нервных сигналов, характерными для детства и угасающими с возрастом. Поэтому в детстве возможны быстрая обработка и фиксация информации, а также формирование образов [4], что позволяет достаточно легко, без дополнительных усилий осваивать новшество, переводя его в категорию обыденности. Таким образом, происходит вовлеченность детей в новую социокультурную реальность – виртуальный мир. Оцифрованная виртуальная реальность становится для детей пространством познания и самореализации, позволяющим на время преодолеть расстояния, географические и культурные барьеры. Но в то же время имеются определенные риски, такие как депривация качества обучения, информационная перегрузка, утрата субъектности, кибербуллинг, отсутствие развития информационно-коммуникативной культуры.
Меняющийся мир диктует жесткие правила и требования изменения внешнего и внутреннего мира человека. Нужно обладать физической и психологической устойчивостью, эмоциональным интеллектом, концентрацией, развитым системным мышлением и адаптивностью. Префигуративность выражает себя в наделении ребенка полномочиями активного партнера сосуществования. Но в то же время не умаляется значение взрослых, ввиду того, что постоянный контакт способствует возвращению старшим поколениям естественной роли передачи традиционных ценностей и моделей взаимодействия [1].
В данной ситуации центральной задачей родителей в воспитании является трансформация традиционного воспитания посредством применения методов деятельностного воспитания, а также обучение детей смысловому метапредметному понимаю новой реальности как способа формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности, обеспечивающих формирование целостной картины мира в сознании ребёнка. Следовательно, между молодым поколением и старшим, обеспечивающим стабильность повседневного жизненного мира, возникают взаимовыгодные симбиотические отношения сотрудничества.
Библиографический список
1. Бесчасная А.А. Исследование префигуративных аспектов современного детства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2019. Т. 12. Вып. 4. С. 297–316. https://doi.org/10.21638/spbu12.2019.401
2. Мид, М. Типология культур «Культура и мир детства» [Электронный ресурс] http://900igr.net/prezentatsii/filosofija/CHelovek-i-kultura/006-M.-Mid-tipologija-kultur-Kultura-i-mir-detstva.html
3. Jamais Cascio Facing the Age of Chaos https://medium.com/@cascio/facing-the-age-of-chaos-b00687b1f51d
4. Bejan А. It's Spring Already? Physics Explains Why Time Flies as We Age // Pratt School of Engineering of Duke University. URL: https://pratt.duke.edu/about/news/its-spring-already-physics-explainswhy-time-flies-we-age (дата обращения: 28.10.2021).
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.