Н. Х. Рзазева Диссертант,
Азербайджанская государственная академия художеств,
Г.- Баку, Азербайджан,
Со времени возникновения азербайджанской скульптурной школы прошло длительное время. Роль русской скульптурной школы в возникновении и формировании и профессиональной скульптуры, и многочисленного коллектива скульпторов, в укреплении и созревании их мастерских способностей была ощутимой. Талантливая молодежь, закончив в 1950–1960-ые годы в различных городах СССР высшие художественные школы, обретшая традиции мировой и советской скульптуры, высокие творческие навыки, вела соперничество по созданию произведений, созвучных важным идейно-художественным требованиям эпохи. Их творчество стало отличаться от традиций предыдущего поколения скульпторов разнообразием тематики и жанра, попытками достижения тонкостей пластической формы. Творчество у представляющих среднее и молодое поколение того периода Г. Абдуллаевой, О. Эльдарова, И. Зейналова, Ф. Наджафова, М. Миркасимова, Т. Мамедова, Э. Гусейновой изобилует подобными поисками [4, 224]. Тематическое и жанровое разнообразие, многообразие средств художественного изображения относится к важным качествам, характеризующим Азербайджанское скульптурное искусство. Создание прививающихся современным духом, обладающих большим общественно-воспитательным содержанием, эмоциональной силой воздействия, выразительной красотой, национальными корнями работ постоянно находится в поле зрения азербайджанских скульпторов.
В этой области особенно велики творческие успехи выдающегося скульптора, заслуженного художника Эльмиры Гусейновой. Эльмира Гусейнова окончила Азербайджанскую государственную художественную школу имени Азима Азимзаде (1654) и Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (1960).
Имя заслуженного художника нашей республики, талантливого скульптора Эльмиры Гусейновой хорошо известно любителям искусства. Её работы отличаются интересным художественным решением темы, созданные ею памятники обращают на себя внимание несравненной структурой, запоминающимся находками формы. 30-летний творческий путь скульптора прошел в насыщенных поисках. За исключением одного-двух работ, выполненных после студенческих лет, ни один из оставшихся произведений ни композицией, ни пластическим решением, ни формой не повторяют один другого, и в творчестве не чувствуется склонности к стилистической полифонии. Первой успешной работой Эльмиры Гусейновой было вырезанное из дерева произведение «Колхозница» (1957). Памятник передает живое, обобщающее впечатление о деятельности, желаниях и деяниях наших женщин, самоотверженно трудящихся на урожайных полях. Эльмира Гусейнова проявляла особую склонность к тематике семьи, любви, счастья. Одной из тем, к которой обращался скульптор, была тема матери. Её произведения, отражающие материнскую любовь, материнскую радость, материнскую заботу, чистые материнские чувства, представляют собой образцы искусства, прививающие искренние чувства. Согласно сказанному мастером резца, большинство работ в подобном ключе были выполнены после становления её самой матерью, переживания указанных чувств. В выполненных в различных материалах работах «Семья», «Материнство», «Моя Семья», «Счастье» и т.д. видим выразительное, запоминающееся решение этого содержания.
Высеченная из камня работа «Материнство» (1967) относится к наиболее успешным работам скульптора. Здесь изображены мать и уснувший сладким сном младенец, обнявший её за голову, с вздернутыми вперед головами. Основывающая на внутреннее движение композиция выделяются точным чертами, выразительным силуэтом. Метод мягкого ваяния адаптируется с переживаемыми матерью чувствами. Эта композиция представляет собой наглядный пример новаторских поисков автора в сфере художественной формы.
Доктор искусствоведения, профессор Джамиля Новрузова подчеркивает, что «из произведения в произведение стаовимся свидетелями усовершенствования почерка Эльмиры Гусйновой, насыщения композиций деталями, дополняющими различные чувства и размышления, индвидуализирующие образы. Скульптор подготовила галерею похожих друг на друга образов. Положительным преимуществом этих произведений было преобладание в них характеризующих образы черт» [4, с. 60].
Другой работой из цикла «Материнство» является выполненное из дерева произведение «Счастье». Ребенок крепко-накрепко прижался к матери. А взгляды матери направлены в таинственный мир. Композиция произведения основывается на вертикальный ритм. Динамичность пластичных противостояний, резкость ритмов и экспрессия помогает эмоциональному восприятию всей композиции. Сучковато-занозистые черты на поверхности дерева помогает ощутить настроение матери.
Эльмира Гусейнова, наряду точным определением обобщений основного объема изображаемого, дает возможность чутко поймать движение мысли и, передав зрителю, ощутить самые таинственные качества, тонкие моменты характера человека. В этом портрете психологизм пластики в некотором роде ощущается особо.
Как видно, Эльмира Гусейнова одну тему испытала в нескольких материалах и выбрала самый удачный. Внешнее сходство для нее вовсе не важно. Она это сходство передать имеющимися в глубине души человека чувствами, и не упускала даже малейших признаков, и таким образом, вся смысловая интонация произведения сконцентрировалась на демонстрации внутренней творческой высоты в моменты творчества и задумчивости человека [3, с. 67–68]. Произведения Эльмиры Гусейновой «Колхозница», «Рабочий», «Семья», «Дж.Джаббарлы», «Мать», «Расул Рза» и др. отличаются лаконичностью пластических форм и оригинальностью композиций.
Эльмира Гусейнова проявила себя и в области монуменальной скульптуры – воздвигла памятник Дж.Джаббарлы в Сумгаите (1966 год), памятник Г.Зардаби, напротив главной редакции «АСЭ» (1983 год). Созданный Эльмирой Гусейновой, традиционного плана для её творчества высеченный из мрамора памятник Джафара Джаббарлы также видится как открытая панорама. Этот памятник был выполнен в 1966 году в городе Сумгаите. Место памятника было изменено несколько раз. Но было бы уместно говорить не об этом, а немного о творчестве. Джафар Джаббарлы был известным драматургом, создал образы Айдына, Октая Элоглу, Севиль, выступавших против общественных пороков своего времени. Кадидат искусствоведения Самир Сеидов подчеркивает, что «Эльмира Гусейнова словно постаралась продлить жизнь этих образов, сконцентрировав в образе Джафара Джаббарлы. Устремленные вперед острые взгляды оказали большую помощь в раскрытии его психологического мира. А другие черты лица нашли свое решение в резком плане» [5, с. 16].
Одной из работ, в большей степени привлекшей к себе внимание Эльмиры Гусейновой, был памятник «Гасанбек Зардаби». Это произведение считается одной из последних работ мастера. Бронзовый памятник основателя азербайджанской демократической прессы Гасанбека Зардаби по проекту З. Кулиева был установлен в Ичеришехере. Сочетающий в себе историю и современность памятник, вместе с тем соответствует и архитерктурному ансамблю Ичери-шехера, в котором расположен. Скульптор разработал композицию наполовину горельефом, наполовину опираясь на композиционный признак. Памятник напоминает дерево с большим стволом и корнями. Автором это полагалось еще как и привязанность к земле. Естественная простая поза и размещение в пространстве четырехметрового бронзового памятника говорит о способности автора создать совершенную композицию. Монументальная фигура целиком соединяется с фигурой и постаментом.
Хорошо знавшая художественые и технические особенности дерева Эльмира Гусейнова попыталась эти его качества в очередной раз сделать наглядными. Так, в этом портрете она, умело воспользовавшись свойствами дерева акцентировать человеческие переживания, создала образ, отображающий в себе глубокие психологические качества. Эльмира Гусейнова сумела успешно и искуссно выполнить из дерева портреты «Тогрула Нариманбекова», «Студента», «Расула Рзы» [2, 3].
Создавшая портрет «Саттар Бахлулзаде» в 1965-ом году Э.Гусейнова сумела привлечь к себе внимание интересным образом художника. Если другой автор одноименного произведения Омар Эльдаров сумел впитать составляющую творчество художника лирику в созданый образ, Э. Гусейнова, наоборот, выдвинула на передний план свойственную сущности С. Бахлулзаде целостность, категоричность и условность. Черты лица художника, наклонившего голову вниз, очень выразительны и словно обращают на себя внимание зрителя. Анатомическая структура портрета индивидуальной психологией, тонкой пластикой изображенного делает образ еще более неповторимым. Скульптор смогла добиться воплощения свойственных природе образа качеств в его внешнем облике. Внутренняя экспрессия личности в произведении нашло свое отображение в пластичной выразительности образа. Скульптор, благодаря своему умению обобщить, умению увидеть и выбрать самые типичные характерные признаки, сумела создать образ мастера, обладающего внутренней силой и неисчерпаемой творческой мощью. Мимика лица выделяется большой энергией. Уверенный в себе взгляд представляет собой показатель силы. На характерном лице художника присутствует некое серьезное выражение, из взгляда видно его пребывание в мире раздумья.
Несравненностью отличаются и портреты народного поэта, Героя социалистического труда Расула Рзы (1970) и мастера-хлопкороба, Героя социалистического труда Гудрата Самедова (1972). В этом произведении автор впервые в азербайджанской скульптуре включил в композиции портретов логические атрибуты, насыщающие образы, выявляющие их внутренний мир. На правом плече знаменитых хлопкоробов видны хлопковые бутоны, а во впавшем в раздумье портрете народного поэта на левой стороне в декоративной пустоте дана ветвь цветущего дерева. Конструктивная ясность образов, подчинивший себе в целом их внешний и внутренний характер пластический стиль прославил Э. Гусейнову в качестве автора различных интересных работ.
Основным лейтмотивом творчества Эльмиры Гусейновой являются линия матери, семья, любовь и материнство. К слову, работы на эту тему более известны. Её творческие образцы, прививающие искренние чувства, отражающие материнскую любовь, материнскую заботу и чистые материнские чувства. Дочь Эсмер, супруг народный художник Тогрул Нариманбеков - в «Семье», «Материнстве», «Моей семье», «Счастье» и в других произведениях видно выразительное, запоминающееся решение данной темы. В работе Э.Гусейновой «Материнство», высеченной из камня, изображены мать с уставившимся в пол взором и, обняв её за шею, стремящийся заснуть ребенок. Опирающаяся на внутреннее движение композиция выделяется точными чертами, выразительными силуэтами. Способ мягкого ваяния составляет гармонию с переживаемыми матерью чувствами. Другое выражение «Материнства» отображено в изготовленной из дерева работе. Ребенок сильно прижался к матери. А взгляды матери направлены в таинственный мир. Динамика, экспрессия произведения охватывает всю композицию. Глубокие линии на поверхности дерева сообщают о чувствах матери [2, 3].
Напряженные мгновения человеческого характера, его чувств раскрыты в «Семейном портрете» художника. Демонстрацией различных возрастных пределов ритмические линии направлены на показ единства, взаимосвязь семьи. Над поиском образа, подтверждения его разнообразных оттенков и выразительной бесконечности скульптор порой работал годами. И поэтому неоднократное возвращение к ранее изученным, новым выразительным решениям уже почти известного образа, новым нюансам характера и уточнениям пределов характера, нельзя считать случайным. Демонстрация всей мощи пластичной художественно-эстетической выразительности скульптора, направление внимания мастера на выявление психологического характера также является показателем этого.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.