Е. В. Зинченко, магистрант,
Краснодарский государственный институт культуры,
г. Краснодар, Россия
Происходящие процессы интенсивной трансформации всех сфер социальной жизни современного человека ставят перед ним новые задачи личностного самоопределения, выбора ценностно-смысловых основ существования и стратегий жизни. Бурное развитие информационных средств коммуникации между людьми, с одной стороны создает новые возможности реализации потребностей в получении информации и межличностном общении, а с другой – погружают личность в хаос неструктурированной информации и поверхностного общения. Это приводит к выраженным явлениям социальной дезадаптации и роста числа случаев неблагополучного личностного развития, особенно среди детей и подростков, как наиболее уязвимой части общества. Особенно остро негативному влиянию изменяющегося социума подвергается тонкая сфера человеческого общения. В последние годы исследователи (педагоги, психологи, социологи) отмечают значительное повышение отчужденности и агрессивности у современных детей, их растущую неспособность гармонично коммуницировать со сверстниками и взрослыми, решать жизненные проблемы путем конструктивного общения.
Исследования последних лет показывают, что развитые коммуникативные навыки содействует гармоничным отношениям ребенка в семье, способствуя благополучной семейной атмосфере, выступают важным средством профилактики проявлений отклоняющегося поведения, таким как агрессивные проявления, жестокость, употребление психоактивных веществ, антисоциальное поведение. Развитые коммуникативные навыки позволяют ребенку, подростку, а в дальнейшем – и взрослому, легче адаптироваться в социальном окружении. Такие коммуникативно-развитые дети легко входят в коллектив, хорошо адаптируются к новым социальным условиям, выступая стабилизирующими членами группы, улучшающими социально-психологический климат в ней.
Педагоги и психологи, учитывая такую позитивную роль, и понимая ограниченность объяснительных подходов к формированию коммуникативных навыков детей, ищут новые пути и возможности их формирования, в том числе с помощью неформализованных видов деятельности, например таких, как игра и искусство.
Художественно-творческая деятельность (музыка, рисование, танец, сюжетно-ролевая игра и т.д.) выступает не только универсальной, но и возрастно-сообразной деятельностью в контексте психологии ребенка младшего школьного возраста. Разнообразные виды искусства – рисунок, лепка, конструирование, аппликация, танцы, прослушивание музыки, театрализация и другие – важнейший инструмент развития эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков ребенка, погружающие его в мир непосредственных ярких эмоциональных переживаний и межличностных отношений. Средства искусства позволяют интегрировать деятельность полушарий мозга, отвечающих, как известно, за разные аспекты психической деятельности. Именно в творческой работе происходит интеграция когнитивного, эмоционального и регулятивного – основ формирования коммуникативных навыков.
С нашей точки зрения, чем более многосоставен по своей природе тот или иной вид художественно-творческой деятельности, тем более выражен у него развивающий потенциал. Включение в синтетических видах искусства максимального количества пластов человеческой психики: воображения, воли, аффектов, моторики, образного и символического мышления, темпоритмики и т.д. позволяет комплексно и интенсивно развивать личность ребенка. В этом плане различные виды художественного творчества обладают различным развивающим потенциалом. Наибольшим, на наш взгляд обладают такие виды искусства как хореография и театральное искусство. И в танце, и в театрализации ребенок задействован полностью: он одновременно погружен и в мир ярких образов и звуков, и особых смыслов и эмоций, ценностей и символов, пластики и ритмики.
Театрализация, пожалуй, один из немногих видов художественно-творческой деятельности, который гармонично объединяет в себе все другие их виды: музыку, изобразительное искусство, хореографию, поэзию и т.д. В этом заключен колоссальный развивающий потенциал театрализации. Такие характеристики театральной игры как синкретичность, эмоциональность, неформальность, коллективность; ее соответствие таким базовым человеческим потребностям, как природная склонность к игре, творчеству, потребность в социальном признании, свободе, психологической защищенности, делают ее эффективным средством развития коммуникативных навыков детей.
Мы опираемся на понимание театрализации, определяемое А. А. Коновичем как организацию материала (документального и художественного) и аудитории (вербальная, физическая и художественная активизация) по законам драматургии на основе конкретной событийности, рождающей психологическую потребность коллективной общности в реализации праздничной ситуации [1]. Можно сказать, что театральная игра это полифункциональная и универсальная сфера жизнедеятельности с образным, а не понятийным мировосприятием «человека играющего», при котором главную роль играют фантазия и воображение человека, его эмоциональный опыт и «эмоциональное мышление» [3].
Театрализацию, на наш взгляд, необходимо понимать как совместную деятельность людей с использование выразительных средств театрального искусства с целью создания художественного образа. В контексте развития коммуникативных навыков детей эта деятельность приобретает еще и особый – психолого-педагогический характер, когда помимо цели создания творческого продукта ставятся и цели обучения, воспитания, развития, формирования или коррекции каких-либо психологических свойств личности.
В настоящее время проблема интеграции театрализации в разнообразные образовательные практики, направленные на формирование у современных детей и подростков широкого спектра навыков и компетенций, носит актуальный характер.
Нами была разработана и реализована психолого-педагогическая программа формирования коммуникативных навыков младших школьников в рамках функционирования театральной студии «Живое слово» Центра развития творчества детей и юношей. Данная программа включала в себя пять основных блоков:
Блок 1. «Освобождение тела» был направлен на преодоление мышечных зажимов и развитие пластики тела. В качестве коммуникативных включал занятия на развитие невербальных средств общения.
Блок 2. «Развитие актерского внимания, фантазии и воображения» был нацелен на развитие важнейших психических процессов, ответственных за сложную актерскую деятельность. В процессе занятий за счет развития внимательности к себе и другим, творческого перевоплощения формировался ролевой репертуар ребенка, его способность видеть и понимать собственные и чужие эмоции и состояния.
Блок 3. «Овладение словом» был направлен на развитие речевых умений детей. Для развития коммуникативных навыков включал упражнения, развивающие навыки вербального общения с собеседником: умение начать и поддержать разговор, обратиться с просьбой, высказать собственное мнение и т.д.
Блок 4. «Работа над ролью» предполагал разбор произведения и комплексный актерский тренинг. В целях формирования коммуникативных навыков включал упражнения на развитие рефлексивных навыков, способности гибко изменять коммуникативную стратегию, осознавать и выражать психические состояния.
Блок 5. «Режиссура» включал самостоятельную реализацию сценического замысла. В качестве коммуникативных включал упражнения, направленные на формирование коммуникативной саморегуляции и умения управлять ситуацией общения.
В процессе осуществления педагогической деятельности с использованием средств театрализации, мы стремились создать следующие организационно-педагогические условия; – создание особой предметно-развивающей среды в учреждении дополнительного образования, которая выступает катализатором как общего личностного развития ребенка, так и его коммуникативных навыков; – формирование единого ценностно-смыслового поля сотрудничества между педагогом и детьми, которые хорошо понимают значимость сформированной коммуникативной компетентности; – регулярное включение детей в театрализованную деятельность, которая создает коммуникативно-диалоговую основу взаимоотношений младших школьников со взрослыми и сверстниками, способствует нравственному развитию ребенка и становления его личности; – проведение работы по систематизации средств и методов театрализованной деятельности с учетом психолого-педагогических особенностей детей [2].
Полученные психодиагностические данные детей контрольной и экспериментальной групп показали, что использование в процессе развития коммуникативных навыков младших школьников средств театрализации, способствует развитию у них комплекса личностных и интеллектуальных качеств, ответственных за успешную коммуникацию: эмоционального интеллекта, интереса к межличностному общению, навыков устной диалогической и монологической речи, эмпатии и коммуникативной мотивации.
Таким образом, театрализация является синтетическим средством искусства, коммуникативным по своей природе, и открывающим, в связи с этим, широкие возможности для формирования и коррекции коммуникативных навыков детей. В процессе театрализации ребенок осваивает, интериоризирует различные социальные роли, открывает полилогичность и противоречивость собственной личности, осваивает систему ценностных социальных ориентаций и адекватных способов коммуникативного взаимодействия с другими.
Библиографический список
1. Конович, А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР/ А.А. Конович. - Москва : Высш. шк., 1990. - 208 с.
2. Лесняк, И. В. Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков дошкольников: автореф. дис. …кан. пед. наук: 13.00.05. Тамбов, 2011. - 26 с.
3. Сопова, М. Н. Детская игра и театрализация жизни // Вестник ВятГУ. 2014. №7. – С. 15-19.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.