Д. К. Юсупалиева кандидат исторических наук, доцент,
Государственный институт искусств и культуры Узбекистана,
г. Ташкент, Узбекистан
Наиболее важным периодом в развитии социально-политической мысли в Центральной Азии явились Х–ХП вв. Как отмечают известные исследователи М. Н. Нишанов и К. В. Джавакова: «В условиях мусульманского Востока это был период расцвета науки и культуры, и его по праву можно сравнить с европейским Ренессансом и назвать эпохой Возрождения. «В то же время, – пишут они, – развитие науки и культуры в Центральной Азии оказало огромное влияние на появление европейского Ренессанса, поскольку именно Центральная Азия стала как бы генератором развития естественнонаучных, религиозно-философских, социально-политических и морально-правовых взглядов и дала человечеству таких гигантов науки, как аль-Фараби, аль-Беруни, Ибн Сино, аль-Фергани и многих других, которые внесли неоценимый вклад в развитие мировой науки и культуры» [1, c. 41].
В социально-политических взглядах аль-Фараби и аль-Беруни особое место занимают вопросы возникновения государства и его роли в общественной жизни общества. Согласно их пониманию, государство есть общественное явление, его возникновение обусловлено естественной потребностью людей.
С именем ученого-энциклопедиста Абу Насра аль-Фараби (870-950 гг.) связаны высшие достижения восточной философии. Как подчеркивает академик А. Аскаров: «Он воскресил наследие Аристотеля, до аль-Фараби Западная Европа могла знакомиться с Аристотелем лишь по арабоязычным источникам» [2, c. 103].
В своих трактатах он разработал широкий круг социально-политических вопросов:
– происхождение, состав и виды общественных объединений, форм человеческого общества;
– функции государства и формы его проявления (монархия, аристократия и демократия);
– место и обязанности человека в обществе, вопросы нравственного воспитания;
– задачи и цели государства, пути и способы достижения всеобщего счастья;
– личные качества, которыми должен обладать правитель.
Фараби осуждал общество, основанное на несправедливости. Он подчеркивает необходимость распространения справедливости во все сферы жизни: «Справедливость – это прежде всего (правильное) распределение общественных благ, находящихся в распоряжении всех членов общества, а также сохранение распределенных между людьми благ. К таким благам относят благополучие, богатство, авторитет, занимаемое каждым человеком место в обществе и другие блага, связанные с жизнью подданных. Каждый член общества из этих благ должен получить свою долю соответственно своему труду. Если кто-то получит из этих благ меньше, чем заслуживает, то это будет несправедливо в отношении него. А если при распределении этих благ кому-то достанется больше, то тогда совершается несправедливость в отношении других членов общества» [3, c. 224].
В идеальном городе-государстве, отмечал он, верховенствует закон, мудрость и справедливость, а высшим нравственным мерилом является человек, его счастье и будущее. Эти высказывания Фараби приобретают сегодня особое значение в условиях, когда Республика Узбекистан идёт по пути дальнейшего развития справедливого и демократического общества, где высшей ценностью является человек и его жизнь.
Фараби делил искусство правления обществом на две формы: теоретическое и практическое. Теоретическое – это разработка законов правления; практическое – это управление государством.
Принципы идеального общества Фараби объяснял следующими соображениями: сущность человека составляет разум, индивид должен стремиться к знанию и совершенствованию; человек – существо не только разумное, но и общественное, поэтому индивидуальное счастье невозможно, ибо оно зависит от счастья других людей; это обусловливает потребность в особой социальной организации – государстве, которым должны руководить лица, в наибольшей степени овладевшие знанием и практическими навыками.
Согласно Фараби, если правители будут мудро править и осуществлять справедливость, то народ не будет подвергаться произволу, грабежу и угнетению со стороны правителей. Фараби принадлежит идея о коллегиальном управлении государством, т.е. он выдвинул принцип демократизма в управлении государством.
Как пишет доцент А. Хукумов: «По мнению Фараби, создание условий для достижения счастья является высшей целью просвещенного общества. Просвещенное общество отличается от других несовершенных обществ тем, что его граждане, чтобы достичь блага для человека, помогают друг другу, совершают действия, способствующие установлению в обществе взаимного доверия и любви» [4, c. 62]. Фараби верил, что под руководством просвещенного правителя и при наличии в государстве разумных законов созданные природой одинаковыми люди смогут стать всесторонне совершенными.
Таким образом, общественно-политические взгляды Фараби сыграли огромную роль в развитии мировой науки.
Абу Райхан Беруни (973–1048 гг.) – великий учёный-энциклопедист, мыслитель и гуманист, выходец из Хорезма. Беруни внёс огромный вклад в общественно-научную и философскую мысль на всем Ближнем и Среднем Востоке. В своем труде «Памятники минувших дней» – он осуждал государственную власть и политических правителей, ставших на путь захватничества и угнетения народов.
Разрабатывая проблемы человека и общества, Беруни отмечал, что общество должно служить правителю, а правитель обязан служить обществу. Люди должны трудиться совместно в мире и согласии.
Беруни считал, что в основе возникновения общества лежат материальные потребности людей. В частности, он писал: «Наличие множества потребностей, ограниченность средств самозащиты и большое количество врагов вынуждает человека объединиться в общество себе подобных, чтобы оказывать содействие друг другу и осуществлять дела, могущие обеспечить его и других» [5, c. 83].
Согласно Беруни, силы разума сами по себе не могут дать человеку благополучие. Это обеспечивает ему общество. В основе цивилизованного общества лежат самые благородные порывы людей – понимание необходимости взаимопомощи, взаимной пользы, совместного удовлетворения потребностей, т.е. общие интересы. Люди объединяются в государство во имя установления справедливости. Основной задачей правителя Беруни считал установление справедливости и равенства между разными социальными слоями общества. Он гневно осудил сословный порядок, кастовую систему в Индии.
Беруни был великим поборником мира и непримиримым противником войны. В своих сочинениях он предстает перед нами не только как выдающийся ученый, но и как великий гуманист, борец против расовых и религиозных предрассудков. Несмотря на свою зависимость от Махмуда Газневи, он резко осуждает его за религиозный фанатизм и жестокость, с которыми уничтожались культурные богатства Индии: «Махмуд уничтожал процветание индийцев и совершил в их стране такие чудеса, из-за которых они словно превратились в развеянный прах и разнесшуюся молву» [6, c. 67].
Величие Беруни в том, что он большое значение придает дружбе между людьми разных рас и религий, проживающих в разных регионах. Именно в дружбе народов он видит силу общественного развития, человеческого счастья.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.