С. И. Чабаева Кандидат педагогических наук, доцент,
Ю. С. Липатова Студент,
Самарский государственный социально-педагогический университет,
г. Самара, Россия
На современном этапе развития российского общества проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является одной из приоритетных. Возрождение патриотизма как важного ценностного ориентира, направленного на формирование гражданского общества, становится одной из важнейших задач государства.
В Стратегии государственной национальной политики России до 2025 года отмечается, что приоритетным направлением является развитие системы гражданско-патриотического воспитания [4].
Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания.
Подросток – важная фигура в системе патриотического воспитания, так как именно в этом возрастном периоде у детей формируются устойчивые взгляды и ценности.
Школа является одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс, направленный на целенаправленное формирование у ребенка с самых ранних лет комплекса позитивных личностных качеств и социально-значимых ценностей.
Музыка как «язык чувств» – важнейшее средство формирования и развития личности. Воспитать патриотические качества у учащихся невозможно в полной мере без использования богатейшего потенциала, который заключает в себе музыкальное искусство, направленное на формирование у подростков интереса к родной культуре, традициям, языку, истории; на развитие нравственности, духовности, эмоциональной отзывчивости.
Для того, чтобы грамотно выстроить работу по патриотическому воспитанию подростков средствами музыкального искусства, нам необходимо определить эффективные педагогические условия. Проанализировав научную и методическую литературу, а также личный опыт работы с подростками на музыкальных занятиях, мы пришли к выводу, что процесс патриотического воспитания становится более результативным при реализации следующих педагогических условий:
1. Использование музыкального репертуара, основу которого составляют лучшие образцы народной, духовной, композиторской музыки. Каждый урок музыки – это встреча с художественным воплощением действительности, которая требует условий, способных обеспечить влияние специфического языка музыки на воспитание подростков. Поэтому, подбирая музыкальные произведения для каждого занятия, необходимо сосредоточить усилия на том, чтобы патриотическое воспитание вплеталось в общий комплекс воспитательных задач урока, и каждый урок музыки оставлял бы у учащихся глубокое впечатление.
Современные программы по музыке (программы Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной; В. О. Учачевой, Л. В. Школяр; В. В. Алеева и Т. Н. Кичак) и рекомендации к ним содержат достаточно богатый музыкальный материал, позволяющий педагогам вести работу по воспитанию патриотических чувств подростков как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Основу таких программ составляет русский музыкальный фольклор, духовная музыка П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова и др., музыкальные произведения, связанные с историей Отечества (опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки, Симфония №7 Д. Д. Шостаковича), произведения, демонстрирующие красоту и богатство родной природы («Времена года» П. И. Чайковского, песни Д. Тухманова, Ю. Чичкова), театральная и симфоническая музыка русских и зарубежных композиторов.
В своей работе с учащимися 7 класса мы также включили в музыкальный репертуар произведения самарских композиторов (Вохмянина Л. Г., Левянта М. Г., Большакова А. В., Файна Г. А., Плаксина П. А.), музыкальный материал на космическую (песни Д. Тухманова, А. Пахмутовой, В. Мигули, О. Фельцмана и др.) и военную (произведения Б. Окуджавы, М. Блантера, А. Александрова, В.В. Шевердина и др.) тематики, музыкальный фольклор народов России.
2. Организация и проведение мероприятий патриотической направленности во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность – это воспитательная деятельность, направленная на развитие, саморазвитие, воспитание и самовоспитание личности. Чаще всего она реализуется через творческую деятельность, чем и привлекает большинство подростков, ведь творчество дает человеку определенную свободу, полет фантазий, возможность реализации своего потенциала. Она дает возможность поднять самооценку тем детям, которым учеба дается тяжело, и не все, получается, по основным предметам; является, своего рода компенсацией пробелов в учебной деятельности ребенка.
Необходимо учитывать интересы личности при выборе видов внеурочной деятельности, применять методы и формы, адекватные содержанию патриотического воспитания. Воспитательные мероприятия отличаются мобильностью, динамичностью, носят добровольный характер занятий, на которых реализуется опыт коллективного взаимодействия [2, с. 426].
Формы внеурочной деятельности очень разнообразны – это конкурсы, концерты, проекты, олимпиады, экскурсии, квесты и т. д. В нашей работе с учащимися 7 класса были проведены и планируются следующие внеклассные мероприятия: онлайн экскурсия «История музыкальной Самары», тематическая беседа «Космическая Самара», музыкальная игра «Дружба народов», участие в конкурсе «Мой космос» от ГТРК «Самара», концерт «Музыкальная шкатулка России», квест «Музыка военных лет».
Хочется отметить, что подростки с большим интересом принимают участие в мероприятиях подобного рода, выполняют все поставленные перед ними задачи, проявляют инициативу и свою творческую активность. Внеурочная деятельность дает возможность каждому подростку осознать уникальность своей личности, определить свои индивидуальные способности, обозначить для себя жизненные принципы, интересы и ценности.
3. Включение в процесс обучения методов, направленных на развитие патриотизма средствами музыкального искусства: метод эмоциональной драматургии, метод сопереживания, метод художественного, нравственно-эстетического постижения музыки, метод размышления о музыке.
Преподавателю необходимо применять методы музыкальной педагогики, которые будут активно способствовать процессу патриотического воспитания подростков. Среди таких методов хотелось бы выделить следующие.
Метод эмоциональной драматургии (Д. Б. Кабалевский, Э. Б. Абдулин) – основными принципами данного метода являются эмоциональный контраст и последовательное насыщение эмоционального тона урока. Метод предполагает «пошаговую» реализацию: вступление, задающее направление всему уроку; построение композиции, которая сочетает различные музыкальные произведения, виды музыкальной деятельности учащихся; наличие эмоционально-эстетической кульминации урока, связанной со слушанием или исполнением самими учащимися яркого художественного произведения; заранее продуманное завершение урока произведением определенного настроения и характера, логически завершающим общую музыкальную композицию занятия. Данный метод позволяет активизировать эмоциональное отношение подростков к музыке, способствует созданию живого интереса к музыкальному искусству.
Метод сопереживания (Н. А. Ветлугина, А. А. Мелик-Пашаев) – идея данного метода заключается в том, что музыкальное искусство открывается детям как «сокровищница духовных содержаний», которые учащиеся воспринимают, преломляя их через собственный жизненный, эмоциональный опыт. В процессе реализации данного метода необходимо строить урок так, чтобы подросток мог сопереживать изучаемому музыкальному произведению, находя ему аналогии в собственном жизненном опыте, познавая и развивая свою душу, испытывая сопричастность культурному творчеству человечества.
Метод художественного, нравственно-эстетического постижения музыки (Критская Е. Д., Сергеева Г. П.). Данный метод направлен на развитие у подростков осознанного отношения к музыке через познание системы общечеловеческих ценностей. В процессе нравственно-эстетического прочтения музыкальных произведений у учащихся формируются духовно-ценностные представления о том или ином событии, явлении, личности и т. д. Действие этого метода предполагает активное использование в учебно-воспитательном процессе таких форм общения, как диалог и полилог. Учитель при этом выступает как мудрый посредник между музыкой и детьми.
Метод размышления о музыке (Л. В. Горюнова, Д. Б. Кабалевский) направлен на развитие осознанного отношения ребенка к музыке, формирование его музыкального мышления. Метод актуализирует проблемы личностного, индивидуального понимания ребенком духовных ценностей, воплощенных в музыке. Использование данного метода опирается не на усвоение готового знания о музыке, а на формирование способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации музыки, в процессе которых подросток, опираясь на собственный музыкальный и жизненный опыт, воображение, фантазию, интуицию, сопоставляет, сравнивает, выбирает, приходит к открытию новых истин, не осознававшихся им ранее [3].
С помощью приведенных нами методов педагог побуждает учащихся к осмыслению не только музыки, но и собственного «Я» и окружающего мира. При этом стимулируются такие психологические процессы, как сопереживание, сочувствие, сотворчество. Целевая функция таких методов не в том, чтобы «усвоить», «закрепить», «повторить», а в том, чтобы «пережить», «оценить», «выразить» свое отношение к изучаемому произведению.
4. Использование возможностей межпредметных связей на музыкальных занятиях. Патриотическое воспитание охватывает весь образовательный процесс школы, поэтому изучение предмета «Музыка» не может быть оторвано от остальной учебной программы. Поэтому на музыкальных занятиях необходимо использовать уже имеющиеся знания учащихся по предметам гуманитарного цикла: истории, литературе, мировой художественной культуры, изобразительному искусству, родному языку, географии и т. д.
Музыкальное искусство является по своей природе межпредметным: с помощью музыки мы можем узнать об определенных исторических событиях, личностях и даже перенестись в другую эпоху; о географическом расположении государств и народов, их населяющих, с характерной для них музыкальной культурой; об интонационно-семантическом наполнении речи, литературы и поэзии; изобразительных возможностях музыкального искусства.
Овладение школьниками основами гуманитарных дисциплин способствует воспитанию у них базовых личностных качеств: современного мировоззрения, патриотических убеждений, гражданской позиции, нравственного сознания, культуры. Поэтому необходимо строить занятие так, чтобы музыка воспринималась учениками через призму истории, изобразительного искусства, литературы и т. д.
5. Влияние личности педагога на эффективность патриотического воспитания подростков.
Ш. А. Амонашвили принадлежат следующие слова: «Личность воспитывается Личностью. Благородный человек воспитывается Благородным человеком. Любовь воспитывается Любовью. Доброта воспитывается Добротой. Сердце воспитывается Сердцем. Героизм воспитывается Героизмом» [1, с. 3].
В процессе воспитания патриотических чувств у подростков большое значение отводится личности учителя музыки, потому что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Личность педагога должна ассоциироваться у подростков с патриотом своей родины, а для этого требуется, чтобы сам учитель обладал устойчивой гражданской позицией, был толерантным, любил культуру и традиции своей страны. Никакие знания и современные методики не дадут положительного эффекта, если сам педагог не будет обладать патриотическими качествами.
Приведенные нами педагогические условия должны составлять единую систему, которую необходимо реализовывать на музыкальных занятиях с подростками в общеобразовательной школе. В результате процесс патриотического воспитания подростков становится более эффективным. Это доказывает опыт преподавателей музыки, и в этом мы убедились на своем собственном опыте работы с подростками.
Библиографический список
1. Амонашвили Ш. А. Вера и любовь / Ш. А. Амонашвили. - Москва: ИД Шалвы Амонашвили. - 2009. - 310 с.
2. Жданова, С. В. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка / С. В. Жданова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 426–427.
3. Подболотова С.Д., Агадилова Г.В. Методы развития чувства патриотизма на уроках музыки // E-Scio. - 2019. - №9 (36). – С.49-59.
4. Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года". [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139350/ (Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года").
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.