Т. Н. Зиновьева Старший преподаватель,
А. А. Труфанова Студентка,
Северо-Кавказский федеральный университет,
г. Ставрополь, Россия
Одной из важнейших проблем, затрагивающих человечество в XXI веке, является загрязнение окружающей среды. Экологи, правоведы, юристы всего мира указывают на мировой масштаб и неотвратимость последствий данной проблемы.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что экологические права граждан закреплены в нормативно-правовых актах, однако механизм реализации прав не осуществляется в полной мере, что препятствует жизни индивида в благоприятных природных условиях. Кроме того, вопросы реализации экологических прав граждан в Российской Федерации затрагивались такими учеными, как: С. А. Боголюбовым, М. М. Бринчуком, М. И. Васильевой, Е. И. Евтушенко, Е. А. Кравцовым, Э. В. Маркиным и многими другими учеными. Однако в российской доктрине экологического права анализ нормативно-правовых норм механизма реализации экологических прав граждан в зарубежных странах не достаточно изучен [4].
Рассматривая механизм реализации экологических прав, следует раскрыть сущность понятия «экологические права». Под данным термином следует понимать признанные и законодательно закрепленные права индивида, которые обеспечивают удовлетворение его потребностей при взаимодействии с природой.
В Конституции Российской Федерации и экологическом законодательстве закреплен ряд конкретных правомочий граждан в области охраны окружающей среды. В теории использование указанных правомочий позволяет реализовать индивидам свои права в области окружающей среды, однако на практике законодательное закрепление таких прав не обеспечивается в полной мере. Эту проблему в своих трудах поднимает профессор В. В. Петров: «Между идеей закона, заложенной в его нормах, и материализацией этой идеи существует большая разница, которая свидетельствует о том, что не всегда положения закона реализуются на практике» [5].
Таким образом, расхождение теории и правоприменения выступает веским основанием для совершенствования правового механизма реализации экологических прав индивида. Для обеспечения должного функционирования такого механизма эффективно не только совершенствование национального законодательства, но и анализа зарубежного опыта в данной сфере.
Переходя к анализу сущности рассматриваемой нами проблемы, следует определить, что представляет из себя механизм реализации экологических прав. Исходя из доктрины российского права, можно сказать, что обеспечение реализации права представляет собой механизм, который включает в себя упорядоченную взаимосвязь элементов, гарантирующих его эффективность и реализацию, а также средства и институты, обеспечивающие достижение целей норм права [2]. Так, можно сказать, что механизм реализации экологических прав – это определенный комплекс элементов, осуществляющий цели экологического права в деятельности его субъектов.
Экологическое законодательство Российской Федерации, которое включает в себя систему реализации прав индивида, по мнению С. В. Кобылинской обрекает данную отрасль на хаос в регулировании экологических вопросов [3]. Такое положение дел обусловлено огромным массивом законодательных актов, которые зачастую имеют пробелы и создают коллизии в праве, что напрямую затрудняет их применение на практике.
Сложно не согласиться с мнением С. А. Боголюбова, что если: «объединить все действующее экологическое законодательство в РФ в единый кодекс, то получится громоздкий закон, который превзойдет по объему четыре части ГК РФ и пользоваться им будет достаточно затруднительно, а изменяться он будет ежемесячно» [1]. Для того, чтобы упорядочить российское экологическое законодательство, следует разработать кодифицированный акт, который будет регулировать вопросы экологических правонарушений. Ярким примером такого нормативно-правового акта в зарубежных странах является Экологический кодекс Франции. Данный правовой акт состоит из общей и особенной частей и включает в себя 7 книг, каждая из которых регулирует конкретный правовой аспект в экологическом праве, а также охватывает вопросы регулирования экологических отношений за границей и в Антарктиде. Такой анализ сможет на основе сравнения норм и применения их на практике позволит разработать качественный закон, который устранит коллизии и пробелы в экологическом законодательстве РФ. В общей совокупности все это обеспечит гарантии защиты прав человека на благоприятную окружающую среду, а также поспособствует улучшению экологической обстановки во всем мире.
Обращаясь к опыту зарубежных стран по регулированию данной сферы общественных отношений, стоит отметить, что по результатам исследований Швейцарская Конфедерация является самой чистой страной мира. Так, законодательство этой страны закрепляет успешно реализуемую на практике обязанность граждан по участию в сортировке и переработке мусора, за уклонение от данной обязанности в Швейцарии разработана система санкций, которая является мощным стимулом для соблюдения закона. В Российской Федерации реализацию данной процедуры затрудняет отсутствие финансового обеспечения и современных технологий по переработке бытового мусора. Также реализацию данной процедуры оттягивает законодательное регулирование.
Механизм реализации экологических прав в Германии является достаточно широким, он включает в себя такие инструменты, как: планирование, непосредственное управление поведением, косвенное управление поведением, порядок организации производства, частное право, уголовные санкции и т.д. В российском механизме реализации экологического права также присутствуют плановые средства, такие как планирование, экологический контроль, юридическая ответственность и многие другие, однако их эффективность достаточно сомнительна. Право Германии, в свою очередь, делает акцент, что «центр тяжести» экологического права сосредоточен в эффективном наборе инструментов и правовом механизме «продавливания» экологических принципов и стандартов. Следует сказать о том, что наличие четкого механизма реализации законных экологических прав индивида позволит значительно улучшить неутешительную экологическую ситуацию в нашем государстве. Инструменты, применяемые в механизме реализации российского права, могут быть улучшены на основе успешного зарубежного опыта.
Таким образом, осознавая трудность реализации механизма обеспечения экологических прав в Российской Федерации, наличием различных препятствий на пути к усовершенствованию законодательной базы, а также проблемы правоприменения, которые необходимо усовершенствовать на основе анализа опыта зарубежных стран. В результате исследования были изучены нормативно-правовая база европейских стран, как: Франции, Швейцарии и Германии. Посредством заимствования опыта данных стран, в Российской правовой системе произойдет улучшение как законодательства, так и экологической обстановки в целом.
Библиографический список
1. Боголюбов С. А. Проблемы и задачи Экологического кодекса // Экологическое право, 2010. - № 6. -С. 15-21.
2. Гринь Е. А., Нечаева А. А., Шелухина А. А. Необходимость принятия единого кодифицированного акта в сфере охраны окружающей среды - Экологический кодекс // Символ науки. - 2016. - № 1-3 (13). - С. 137-139.
3. Кобылинская С. В., Карсанова З. К. Вопросы кодификации экологического законодательства РФ // Молодой ученый, 2014. – № 1. – С. 228-230.
4. Курышова, К. А. Проблема реализации экологических прав граждан / К. А. Курышова. // Молодой ученый. – 2018. – № 49 (235). – С. 143-145.
5. Петров, В. В. Окружающая среда и здоровье человека (три формы возмещения вреда здоровью): экологическое право / В. В. Петров, 2012. – № 1. – С. 12–15.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.