В. Е. Пеньков, доктор философских наук, доцент,
Белгородский государственный национальный
исследовательский университет,
г. Белгород, Россия
В настоящее время в обществе наблюдается резкий всплеск интереса к эзотерическим знаниям (астрология, хиромантия, нумерология и пр.). В научной среде к этому феномену отношение неоднозначное. Часть исследователей рассматривают эзотерику как паранауку [4; 5], другие пытаются найти возможности рационализации эзотерических знаний [2; 3].
Одним из главных недостатков эзотеризма является тот факт, что данная информация рассматривается как тайная и доступная только для посвященных, что не позволяет объективно ее оценить, и ни один астролог, хиромант или нумеролог никогда не укажет объективные основания своих теорий. Как правило, идет ссылка на тысячелетний опыт, накопленный за много поколений, что является одним из признаков паранауки. При этом достаточно часто идет обвинение оппонентов в ограниченности и нежеланием выслушать мнение, противоположное их собственному.
Вместе с тем, нельзя не согласится, что рациональное зерно в подобных учениях может существовать. Более того, вся история науки говорит о том, что новые идеи проникали в ученую среду с большим трудом, ведь по Т. Куну явления, не вписывающиеся в современную научную парадигму объявляются аномальными и, чаще всего, игнорируются научным сообществом до тех пор, пока достаточно большой пласт эмпирических данных не заставит пересмотреть основы парадигмы [1].
Прежде чем строить какие-либо теории, необходимо удостовериться, что в эмпирических данных наблюдаются определенные корреляции и закономерности. Если такой факт будет установлен, можно констатировать, что существуют какие-то неизвестные факторы, обеспечивающие данную связь. Тогда можно будет эти факторы выявить и произойдет десакрализация знаний, и тайное станет явным.
Рассмотрим один из возможных вариантов десакрализации эзотерических знания на примере различных гороскопов (астрологических, нумерологических и др.). Как правило, такие гороскопы составляются в присутствии заинтересованных лиц, и в процессе общения составитель гороскопа внимательно следит за реакцией своего собеседника и корректирует его характеристику уже в процессе составления гороскопа. В таком случае эксперимент явно будет нечистый, и говорить об объективности в подобных ситуациях весьма сомнительно.
Проводился такой эксперимент: в одной комнате собрали 100 Скорпионов, а в другой 100 Тельцов (эти знаки противоположные). Всем им прочитали гороскоп Скорпиона, но во второй группе сказали, что это гороскоп Тельцов. Среди Скорпионов 93 человека сказали, что гороскоп им соответствует, среди Тельцов – 92. Такую разницу нельзя назвать статистически значимой. Совпадения наблюдаются только потому, что происходит избирательность информации и ее субъективная интерпретация.
Однако можно предложить такой вариант, когда данный эксперимент может быть объективным. Составители гороскопа даются данные о рождении нескольких человек, которые хорошо друг друга знают (производственный коллектив, кафедра преподавателей, студенческая группа и т.п.) но сам астролог никого из них лично не знает. Только по дате и времени рождения составляются индивидуальные гороскопы, которые впоследствии без указания даты показываются группе людей. При этом им предлагается найти – кому какой гороскоп соответствует. Если в группе 20 человек, получится выборка их 400 событий.
Если при этом число совпадений превысит математическое ожидание для случайных событий, можно будет утверждать, что существуют какие-то скрытые факторы, действительно влияющие на характер людей, и направить научные усилия на их поиски. В противном случае необходимо будет констатировать, что десакрализация невозможна, и искать нечего.
Библиографический список
1. Кун, Т. Структура научных революций. Издательство АСТ, 2020. 320 с.
2. Носачёв П.Г. «Проблема интерпретации „эзотерических знаний“: современные попытки изучения эзотеризма, подходы к определению и методологии» // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета: материалы. Т. 1 : XIX / гл. ред. В. Н. Воробьёв, прот. М.: ПСТГУ, 2009. 404 с.
3. Панычик А. В. Социально-философский анализ эзотеризма. Дисс. на оиск. уч. ст. кандидата филос. наук. Ростов-на-Дону, 2002. 146 с.
4. Стерледев Р. К. Естественнонаучное и эзотерическое видение мира в аспекте имманентного и трансцендентного // Научно-теоретический журнал
Религиоведение». 2006. № 1. С. 60-68.
5. Фесенкова Л.В. Сциентизация эзотерики и псевдонаука // Социологические исследования. 2004. № 2. С. 92-98.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.