Э. Э. Гусейнов Диссертант,
Азербайджанская государственная академия художеств,
г. Баку, Азербайджан
Известный Азербайджанский художник Эюб Гусейнов за годы обучения в Баку и Тифлисе не раз демонстрировал свой творческий потенциал в различных жанрах, являющихся составной частью изобразительного искусства. Не позволяющий, как некоторые художники, преобладания какого-либо жанра в своем творчестве мастер, выражая время от времени темы, заставляющие его задуматься, в отдельных жанрах, осуществил этими высокими художественно-эстетическими ценностями, которые они носят, запоминающийся вклад в национальную живопись. Среди этих жанров в первую очередь следует упомянуть жанр портрета, способствующий общению художника с живыми людьми. Портрет среди всех жанров изобразительного искусства выделяется как наиболее сложная область художественного творчества. Ведь этот жанр, требуя от его создателя достижения сходства с натурой, также требует самостоятельности поисков, проникновения в личность человека, к которому обращается, осознание личных переживаний, «спрятанных» за внешним сходством и преподнесение всего этого в привлекающем художественном содержании. Уделяющие в своем творчество место этому жанру художники выявлением в облике нарисованных многослойных ценностей, выражающих общественное, во многих случаях общечеловеческое значение для общества, стараются акцентировать их место в истории или же ареале своей деятельности, подтверждают невмещаемость в рамки обычного портрета произведений в целом. Результатом подобного подхода к художественному решению упоминаемого нами жанра является то, что художники-портретисты со временем создают различные виды портрета. Эюб Гусейнов подтверждает это различной содержательностью портретов, периодически создаваемых по ходу всего своего творчества. Так, в его портретном наследии, наряду с знаменитыми историческими личностями, можно встретить образы людей различных профессий, являвшихся его современниками. А это, в первую очередь, представляет собой результат широты круга его интересов. Добавим, что ощутимое богатство этой галереи образов, настраивая художника на поиски характера, обуславливает еще и нахождение все новых художественных выразительных форм в этом направлении.
Если проследить его портретное творчество в хронологической последовательности, то в этом случае в первую очередь должны будем упомянуть созданные художником в студенческие годы работы. В то время он, наряду с портретами, необходимыми в учебном процессе, работал над портретами и окружавших его различных людей. Разработанные им в те годы «Автопортреты» (1936, 1941) очень ценны и как выражение морально-психологического груза, который носит живущий студенческой жизнью юноша. Категоричность, выраженная в устремленном на зрителя серьезном, несколько вопросительном взгляде студента-художника, изображенного перед неопределенно-ощущаемым фоном, прекрасно отображает решившего посвятить свою жизнь творчеству юношу, все еще охваченного заботами. Если это произведение сравнить с другими портретами, не связанными с обучением в тот период, можно увидеть различия в художественном решении. Говоря иначе, этот «Автопортрет» (1941) отличается от других манерой исполнения и игривостью. Образно говоря, мастерски «расплавивший» одежду и фон друг в друге художник достиг этим привлекательности своего серьезного лица.
В нарисованных Эюбом Гусейновым после обучения портретах «Портрет матери» (1945) и «Автопортрет» (1948) можно увидеть более классическое содержание традиций реализма. В этих произведениях, где наряду с получением иконографической точности в художественном решении образа живут приобретенные в студенчестве художественно-технические навыки, можно увидеть еще и новые эстетические свойства поисков, продолжаемых в этом жанре молодым художником [3, 7].
Эюб Гусейнов работал над портретом своей матери Набат-ханум после её смерти. Работе трудящегося в те годы в нахичеваньском театре художника помогли краткосрочные этюды и рисунки, нарисовнные им в годы студенчества. При этом необходимо отметить влияние кровной памяти и воображения на успех работы. Несомненно, художник, никогда по ходу своей жизни не забывавший материнскую заботу, окружавшую его, реализуя ее, сумел воплотить один из творческих планов, давно вынашиваемых в сердце. Духовно-психологическое содержание, собранное на окруженном платком на голове лице матери, нарисованной в темно-коричневом наряде, достаточно многослойно.
Портретная галерея художника выделяется богатством образов. Так, здесь можно встретить людей разного возраста и профессии. Само это, давая широкий простор для создания запоминающегося портрета автору, представляет собой серьезный творческий вопрос, требующий интересного и привлекательного художественного решения для каждого из ощутимого разнообразия. В этом смысле, в каждом из время от времени созданных им произведений необходимо отметить наличие самобытного художественного представления. В созданных им в различные годы «Партизанке», «Портрете девушки», «Портрете Ашуга Алескера», «Портрете Героя Советского Союза Аббаса Кулиева», «Нахчыванском хлопкоробе», «Портрете мастера-хлопкороба Л.Бабаевой», «Портрете кузнеца Амираслана Кулиева», «Монголке», «Пастухе», «Старике из Брашова (Румыния)», «Мужчине в шляпе», «Румынском крестьянине», «Портрете А.Мирзоева», «Портрете М.Гаджиевой» и др. произведениях разнообразие, наряду с выбором образа, ощущается и в их художественном представлении. Так, художник подчеркиванием их профессии, постарался выразить занимаемую ими в жизни позицию и внутренние переживания. Если добавить сюда и запоминающиеся портреты образов, играющих роль основного смыслового и содержательного носителя в многочисленных табло на историческую тему, нарисованных мастером, можем сказать о приобретении им ощутимого опыта в создании образов людей с различными характерами [2, с. 16].
Нарисованное художником в 1964 году произведение «Портрет Ашуга Алескера» представляет собой работу, наглядно демонстрирующую его умение создавать исторические портреты. Известно, что до наших дней фото знаменитого народного мастера не дошло. Но, как говорят, некогда было фото, снятое во время его поездки Гянджу. Поэтому ни ранее, ни в советский период художниками его портрет не был нарисован. В этом смысле нарисованное Эюбом Гусейновым произведение является посвященным Ашугу Алескеру портретом. Лишь 8 лет спустя, отмечая 150-летие со дня рождения ашуга по решению правительства Азербайджана, на повестке дня стал вопрос о создании его образа. Тогда работа над этим портретом была поручена народному художнику Бёюкаге Мирзезаде. Тот, в свою очередь, в процессе создания портрета, используя воспоминания видавших ашуга вживую людей, создал эту работу. Впоследствии к этому образу неоднократно обращались и другие авторы.
Эюб Гусейнов, создавая портрет, воспользовался воспоминаниями об ашуге, поэтическими взглядами, «спрятанными» в его стихотворениях, на самом деле же выражающими самого себя и творческое «я». Это художник выразил и в композиционном решении портрета. Так, точно определивший для себя образ мастера ашуга художник, показал его в наглядном виде. Автор, изобразивший Ашуга Алескера с сазом на руках в национальном одеянии – в чухе и папахе, на фоне расцветающих деревьев, часто воспеваемой мастером весенней панорамы, добился привлекательности его светлого лика и историчности произведения в целом. В окруженном белыми цветами портрете ашуга, оберегающего духовно-психолгический груз времени, в котором живет, ощущается жизнелюбие, любовь к жизни и творчеству. Порожденное различными оттенками рассыпанных вдоль льна бело-голубых цветов лирико-поэтическое настроение также соответствует общему духу портрета [1, с. 20].
Одним из наших соотечественников, пройдя сквозь горнило войны во Второй мировой войне, вернувшимся целым и невредимым, был Герой Советского Союза Аббас Кулиев. Художник хорошо знал Аббаса Кулиева, своего и сверстника, и земляка. Поэтому, когда на просторах СССР отмечалось 30-летие победы над фашизмом, он обратился к образу героя войны. Созданный в мирную пору портрет Аббаса Кулиева, связанного в молодости с нахичваньским театром, а после войны работавшего на руководящих должностях Автономной Республики, по художественному содержанию соответствует своему времени. Художник, изобразивший героя войны в гражданской одежде, нарисованным на вороте его темного костюма орденом Героя Советского Союза постарался помянуть его прошлое. Все детали, введенные в композицию, будучи ясно различимы, служат дополнению образа, занимающего центральную часть. Автор, намеренно избавивший героя от зависимости от окружающих его деталей, постарался в большей степени показать его как должностное лицо, занимающееся восстановительными работами в послевоенную пору. Художник в выраженной на светлом лице Аббаса Кулиева категоричности убеждает зрителя в том, что он является умелым руководителем. Выраженный спокойными оттенками цветов колорит произведения также соответствует авторскому сознанию. В Советском Союзе, воспринимаемом как союз преимущественно рабочих и крестьян, в период существоавания коммунистического режима художественное воспевание трудящихся во всех сферах искусства, в том числе и изобразительном искусстве, занимало широкое место. Демонстрируемое советскими людьми в самых различных сферах повседневной жизни после тяжелой войны трудовая самоотвержанность, наряду с крупноформатными табло художников, находило свое отражение и в портретах отдельных передовиков труда. Признаемся, что подобные потреты в свое время иногда создавались по желанию некоторых художников, а чаще по заказу правительственных органов на основании договора. Уместно будет подчеркуть, что в свое время считавшиеся очень ответственными такие творческие заказы предлагали художникам с высоким творческим потенциалом. И Эюб Гусейнов, в творчестве которого трудовая тема занимает широкое место, относился к таким получающим периодически предложения мастерам. В настоящее время, оценивая художественно-эстетическое содержание этих работ, видим, что эти образцы живописи во всех смыслах прошли испытание временем и превратились в художественные дары, обогатившие наше национальное изобразительное искусство. Здесь мы должны отметить, что в экспозиции организованных в ту пору выставок различного масштаба и тематики всегда можно было встретить подобные портреты, связанные с трудом. Не ошибемся, если скажем, что подобные работы часто превращались в доминантную точку этих произведений. Поэтому, обращение художниками к портретному жанру, в частности к образам известных в республике людей, было ощутимой тенденцией. В работах Эюба Гусейнова «Портрет бульдозериста А.Мирзоева» (1980), «Портрет М.Гаджиевой» (1986), «Портрет кузнеца Али» (1982) и пр. произведениях можно увидеть художественные качества, хранящие в себе положительные преимущества азербайджанского портретного жанра. Упомянутые нами портреты художника, обладая естественным содержанием, реализующим простоту образов, замещают в себе игривость используемых в предыдущих произведениях цветовых оттенков более емкой и в природной форме. Вместе с тем, в этих произведениях можно заметить некоторое обновление взглядов художника на объект, настройку образов на внутренний динамизм. И форма, охваченная некоторой резкостью в исполнительской манере художника, если с одной стороны, была художественным подходом, созвучным с широко применяемым в 60-е годы и в азербайджанской, и в советской живописи «резким стилем», то с другой стороны подобное художественное решение было отношением – творческим подходом, вытекающим из сущности образов трудящихся [4, с. 12]. Вместе с тем, Эюб Гусейнов в образах этих трудящихся выразил лиризм и поэтику, категоричность и настойчивость, подпитываемые духовно-психологическими ценностями, в которые они окутаны. Его произведение «Портрет М. Гаджиевой» лирического содержания представляет собой образец искусства, олицетворяющий реальность вышеотмеченных нами художественно-эстетических достоинств. В отличие от других портретов трудящихся, о которых мы поговорим чуть позже, художник не изображал этот образ на производстве. Изобразивший М.Гаджиеву, чьи постоянные успехи на трудовом фронте были оценены правительством, с полученными орденами и медалями, Эюб Гусейнов постарался достичь в её изображении художественное содержание, в определенной степени созвучное с торжественным портретом. И в превращении в композиционный элемент белой ткани под рукой трудящейся, изображенной в оперевшемся на стол положении в интерьере, существование авторского замысла однозначно. Можно сказать, что эта белая ткань, функция которого в действительности до конца не известна, на фоне непреложности служения создания между светлым лицом образа и видимой из-под костюма ашугской желтой рубахой связи «художественной целостности и колорита», является логическим выбором детали. Выбранный для портрета и составляющий единство с одеждой образа темный фон также дает основание предполагать, что передовик труда является серьезным и принципиальным мастером в своей области.
Библиографический список
1. Гасанзаде Дж. Эюб Гусейнов. Баку: 2006
2. Алиев З. Поэтика реального взгляда на мир: // Каспий. 2016.- 27 август.- с. 16
3. Агаоглу Т. На вершине изобразительного искусства. Азербайджан.-2009. - 21 апреля.- с.7
4. Гусейнов Э. Цвета истории. Национально-историческая тематика в творчестве заслуженного деятеля искусств Эюба Гусейнова // Культура - 2014.- 15 октября.- с. 12
Керимова Р. Азрбайджанская советская портретная живопись. Баку: издательство АН АзССР, 1964, 179 с.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.