Д. В. Ефимова, С. В. Кибакин, С. М. Сафронов
Пензенская государственная технологическая академия,
г. Пенза, Россия
"Варварскому стремлению разжечь конфликт цивилизаций и религий
мы обязаны противопоставить духовность и терпимость»
(Путин В. В., 2000) [3].
В связи с ростом терроризма, нестабильности и стохастичности международной обстановки особую остроту приобретает вопрос о росте межцивилизационных и межэтнических конфликтов и соответственно социальной терпимости и нетерпимости (Путин В. В., 2002; Bush G., 2003; Зиновьев А. А., 1991; Солженицын А. И., 1991; Жириновский В. В., 1997 и др.). Интолерантность в её социальных и психологических проявлениях интенсивно исследуется в нашей стране за рубежом (Marcuse H., 1970; Nicholson P., 1985; Кнабе Г., 1999; Марченкова В. А., 1999; Асмолов А. Г., 2001; Риэрдон Б. Э., 2001; Вартанова И., 2002; Кардинская С. В., 2002; Пичугина Т. А., 2002; Трубина Л., 2003) [1].
По мнению многих организаторов образования – терпимое отношение человека к окружающим является азбукой нравственного воспитания. Ведущие психоаналитики в становлении толерантной личности значительную роль отводят семье (Фрейд 3., 1998; Адлер А., 2000; Фрейд А., 1991, 1999; Дмитриева Н. В., 1998), так как нетерпимость часто выступает предпосылкой деструктивных и девиантных форм поведения молодежи (Короленко Ц. П., Донских Т. А., 1990; Pike A., McGuire S. oth., 1996; Берон Р., Ричардсон Д., 1997; Михайлова О. Ю., 2000; Кудрявцев И. А., Ратинова Н. А., 2000) [4].
В последние годы нетерпимость и конфликтность субъекта изучается в кругу фундаментальных проблем психологии индивидуальности и совместной деятельности (Солдатова Г. У., 1998; Рубцов В. В., 1996, Петренко В. Ф., Митина О. В. и др., 2000; Донцов А. И., 2001). Исследованию диады толерантность-интолерантность посвящено множество научных исследований, однако проблема происхождения и коррекции интолерантности остается недостаточно исследованной (Аминевы Г. и Э., 2000). А между тем данная тематика лежит в русле приоритетного направления РАН «Человек как субъект общественных изменений: психологические проблемы» (см. Миронов В. В., 1999) и Федеральной программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе».
Теоретическая неразработанность в фундаментальной психологии, недостаточная экспериментальная изученность и в то же время важное прикладное значение проблемы психологических аспектов интолерантной индивидуальности является актуальной и порождает множество вопросов, определяет множество задач для решения столь острой проблемы.
Развивающееся в российском обществе чувство «национального унижения», связанного с поражением в холодной войне, распадом СССР, финансовой зависимостью от других стран повлекло за собой рост популярности экстремальных идей, особенно среди молодежи. Возникают устойчивые стереотипы по отношению к представителям других культур, которые усваиваются в детском возрасте и используются детьми задолго до появления их собственного мнения о тех или иных культурных группах. К собственно психологическим барьерам относятся эгоцентрические установки сознания – «бессознательного архетипа свой/чужой», т. е. видение мира через призму только своих интересов. Эгоцентристу свойственно считать свои взгляды и свой образ жизни единственно верными; он осуждает, может быть агрессивен по отношению к тем, кто живет иначе; он не желает принимать их точки зрения, менять собственные утверждения.
Нетерпимость к иному или к неизвестному естественна у ребенка, в той же мере, в какой инстинкт завладеть всем, что ему нравится. Ребенка приучают к терпимости шаг за шагом, так же как приучают уважать чужую собственность. К сожалению, если управлять собственным телом, в конце концов, обучаются все, толерантность остается вечной лакуной образования и у взрослых, потому что в повседневной жизни люди постоянно травмируются инакостью. Самая опасная нетерпимость (интолерантность) – та, которая рождается в отсутствии какой бы то ни было доктрины, как результат элементарных импульсов. Поэтому она не может критиковаться, не сдерживается рациональными аргументами. Причина негативных проявлений других – в нас самих, в нашей нетерпимости, когда-либо продемонстрированной [2].
Толерантность – категория далеко не пассивная, это не только уважение чужих при отсутствии собственных личных ценностей, но позиция, предполагающая расширение круга личных ценностных ориентации за счет позитивного взаимодействия с другими культурами. В понятие толерантности закладывается подтекст обогащения новым и иным культурным достоянием, социальным опытом. Толерантные отношения возможны только на основе бескорыстного принятия другого человека, независимо от его культурного и социального уровня. Человек может оказаться в обществе или просто в окружении агрессивных людей, резко противостоящих его идеям и принципам. Причиной могут быть непонимание, слухи, зависть, ненависть, гнев. Однако важно научиться не только не поддаваться на провокацию, сохранять ментальное равновесие, но и постараться успокоить своих оппонентов всем своим поведением, словами и, возможно, даже принеся извинения. Если не стараться придти к норме и здравому смыслу, то возможна вспышка и даже совершение преступления. В такой ситуации терпимость является ценностью, которая спасает жизнь (Соколова Е., 2000). Терпимость – это не только добродетель высокого класса и нравственная ценность, но и ненасильственная стратегия самозащиты и выживания, незаменимое оружие для победы (Степанов В. П., 2001). Наивысшим уровнем развития личности является конвенциональный уровень – когда поведение регулируется высшими моральными принципами типа «золотого правила» конфуцианства: «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Матфей 7:12)., «Не делай другим того, чего себе не хочешь» (Деяния 15:29). Подростки, поднявшиеся на этот уровень, избегают выдвигать обвинения и осуждения (Флейк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П., 1993).
На развитие морального сознания и нравственного поведения влияют сверстники, социальная роль, связанная с принадлежностью ребенка к тому или иному полу, телевидение, «семья, общество, государство, причем формирование установок толерантного сознания должно начинаться с самых первых этапов формирования личности, с первых контактов ребенка и родителей». Исследования установили, что ригидный стиль воспитания приводит к истерическим расстройствам, дезадаптации у детей; у них отмечается упрямство, нетерпимость, протестное поведение. Дети вырастают нетерпимыми в семьях, где дистанция между родителями и детьми огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской нетерпимости безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого отношения предпочитаются силовые методы, особенно физические наказания (Репу D. G., Bussey К., 1984).
Типичная черта подростковых групп – чрезвычайно высокая конформность, которая проявляется в склонности приспособиться к любому окружению, к любой точке зрения и мировоззрению, жить не собственными интересами, а схемами, придуманными в обществе, игнорировать или не иметь своего взгляда на происходящие события. Давление конформности увеличивается с численностью группы (Costanzo P. R., 1970; Wilder D., 1977). С яростью, отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно не критически относятся к мнению собственной группы и её лидеров. Неокрепшее диффузное «Я» нуждается в сильном «МЫ», которое в свою очередь утверждается в противоположность к каким-то «ОНИ». Страстное желание быть как все (а «все» – это исключительно «свои») распространяется на одежду, вкусы, стиль поведения. Такое противоречие, когда индивидуальность утверждается через единообразие, часто становится источником внутренней тревоги. Тем не менее это единообразие тщательно поддерживается, и тому, кто рискует бросить вызов, приходиться выдержать нелегкую борьбу. Чем примитивнее сообщество, тем оно нетерпимее к индивидуальным различиям, инакомыслию и вообще к непохожести (Добрович А. Б., 1987 и др.). Нонконформист способен к успешному сопротивлению группе, если обладает достаточным умом и творческими способностями, проявляет терпимость и чувство долга, верит в себя и устойчив к стрессу. Благодаря таким людям осуществляются нововведения и действуют силы общественного преобразования [2].
На сегодняшний день важнейшей задачей образования XXI века является коррекция интолерантности посредством воспитания толерантных отношений и утверждения ценностей человеческого достоинства. Нельзя не согласиться с А. А. Ухтомским, который отмечает, что общество будет продвигаться вперед только тогда, когда люди научатся терпеть, слышать, понимать, чувствовать и предусматривать вместе.
В концепции модернизации российского образования до периода 2010 года и в программе ЮНЕСКО «Образование 2000» декларируется, что современный выпускник должен: быть творческим, уметь по-новому смотреть на привычные вещи и ценить инновации; самоопределяться, уметь брать на себя ответственность за свое образование; решать проблемы, уметь выбирать и использовать различные конструктивные способы их решения; быть уверенным в своих возможностях; быть толерантным, доброжелательно относиться к многообразию жизни. Толерантность рассматривается как индивидуальное и общественное отношение к социальным и культурным различиям, как терпимость к чужому мнению, как готовность и способность к сотрудничеству между людьми и народами независимо от их расовой, национальной, этнической, религиозной принадлежности. Такая позиция является своевременной и отвечает требованиям, предъявляемым к образованию, которое способно помочь человеку познать себя, многообразие окружающего мира, счастье общения и гармоничной самореализации. Образование в состоянии изменить негативные тенденции в духовной и нравственной сфере человека, предоставить возможность строить свою жизнь на основе толерантных отношений, исключающих любые проявления насилия и конфронтации.
Одной из воспитательных задач, стоящих перед образовательными учреждениями, является научение молодежи умело предупреждать ситуации, порождающие эмоциональную напряженность в отношениях между людьми разных национальностей.
P. P. Валитова отмечает, что формированию людей с незакомплексованным сознанием, лишенным высокомерного подхода во взаимоотношениях между народами, полами, поколениями, с интеллектом, способным вырабатывать свободные, сдержанные, ответственные суждения, должна способствовать этическая теория толерантности. В связи с этим в систему образования необходимо внести изменения, среди которых «очищение учебных пособий от предрассудков и предубеждений в отношении других народов, религиозного или атеистического мировоззрения».
Сегодня важно найти эффективные механизмы воспитания детей в духе терпимости, уважения прав людей всех рас и народов. П. Степанов замечает, что на первое место выдвигается работа педагога не столько над расширением знаний учащегося о других культурах, сколько над отношением к другим культурам.
Учебные цели воспитания толерантности состоят не только в усвоении содержания, но и в формировании всех необходимых умений, имеющих отношение к утверждению ценности человеческого достоинства, а также к утверждению производных от толерантности ценностей.
Учебное заведение должно стать «мастерской», где учащиеся стартуют, входя в современную общественную жизнь.
Таким образом, можно выделить основные направления ликвидации интолерантности посредством формирования толерантности в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения:
1) развитие у учащихся межкультурной толерантности, воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории;
2) обучение пониманию отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов;
3) привитие идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, которые базируются на осознании и принятии собственной самобытности и признания многообразия окружающего мира;
4) совершенствование знаний и умений взаимодействия с людьми на основе уважения человеческого достоинства и принятия другого;
5) формирование навыков конструктивного, бесконфликтного общения и сотрудничества на основе толерантных ценностей.
Cписок использованной литературы:
1. Асмолов, А. Г. Мы обречены на толерантность / А. Г. Асмолов // Семья и школа. – 2001. – № 11. – 12. – С. 32–35.
2. Линецкая, Л. М. Интолерантность в структуре индивидуальности: психофизиологические предикторы / Л. М. Линецкая: Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.02 . – М.: РГБ, 2005.
3. Путин, В. В. Речь на совместном заседании президиума Госсовета, Совета безопасности и Совета при президенте по науке и технологиям. /Официальный сайт Президента России: http://www.kremlin.ru/. – 20.03.02.
4. Риэрдон, Б. Э. Толерантность – дорога к миру / Б. Э. Риэрдон. – СПб.: Бонфи, 2001. – С. З.
Adler, A. What life should mean to you / A. Adler. – Boston: Little, Brown, 1931. – P. 148.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.