С. И. Баляев
Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва,
г. Саранск, Республика Мордовия, Россия
При характеристике этнического самосознания, его ключевых структурных элементов, важно учитывать особенности их функционирования в условиях трансформации. Социально-психологический фон межэтнических отношений в 1990-е годы как нельзя лучше иллюстрирует качественные изменения в этническом самосознании, трактуемом как трансформация.
Актуальность данной проблемы впервые подчёркивалась отечественными исследователями в 1980-е годы, когда уже возникли локальные конфликты на Кавказе. Однако настоящий всплеск исследований по проблеме трансформации этнического самосознания произошёл в начале 1990-х годов в рамках создания целенаправленных научно-исследовательских программ в этой области.
Экономические и социально-политические явления предопределяют сочетание различных этнических процессов. Резкие качественные изменения определяющих систем общества не могут не отразиться на состоянии общественного сознания. Как справедливо отметила Л. М. Дробижева, вначале создаются политические и экономические границы, а затем и в сознании людей [40].
Вслед за резко изменившимися условиями и законами жизни большинство людей далеко не сразу, но начинает вырабатывать своё отношение к происходящему вокруг. Стабильность самоопределения человека сменилась его неустойчивостью. А самоопределение человека, как известно, начинается с отождествления себя с какой-либо группой, с причисления себя к ней. Так человек реализует свою потребность в самоуважении. Причём обязательное условие такой социальной идентификации – позитивная оценка человеком группы. В силу вышеупомянутых обстоятельств у каждого человека происходят перемены в расстановке жизненных ориентиров, возможностях социальной самореализации, и, как следствие, изменение в социальной самоидентификации.
Для большинства после «перестройки» стала актуальной проблема социальной самоидентификации. Как показали результаты исследования В. Н. Павленко и Н. Н. Корж [101], изучавших динамику видов социальной идентичности у русских и украинцев начиная с 1985 года, к началу 1997-го практически полностью потеряла своё значение для населения идентичность с советским народом, но несколько повысились показатели причисления себя к общечеловеческой и европейской общностям. В большинстве своём, как русские, так и украинцы практически неизменно демонстрировали свою приверженность к гражданской и этнической общностям. Причём первая даже слегка «потеряла свои очки» в течение исследуемого авторами 12-летнего временного отрезка и трактовалась респондентами наиболее неоднозначно [101]. Этническая же идентичность для большинства не только не потеряла своей актуальности, но даже статус её повысился, она и стала практически доминирующей среди других видов социальной идентичности. Чем это объясняется?
Социальная напряжённость закономерно перерастает в межэтническую. «Межэтническая напряжённость, – отмечает Г. У. Солдатова, – это многоуровневый, многосубъектный феномен, энергетическая характеристика системы, элементами которой являются различные этнические группы», причём «некоторые из них находятся в оппозиционном взаимодействии и воспринимают друг друга как виновников групповой неудовлетворённости» [120; 15]. Согласно концепции межэтнической напряжённости, этот феномен охватывает практически все этапы развития противоречий между этническими группами. В психологическом смысле скрытая напряжённость существует всегда, поскольку изначальной особенностью этнического самосознания является его дихотомичность, тенденция делить весь мир на «чужих» и «своих» [109]. В результате потенциально любые межэтнические отношения предрасположены к развитию напряжённости.
Высокая степень полиэтничности общества в условиях социальной напряжённости неизменно обрастает межэтническими противоречиями. В этой связи справедливо замечание В. А. Катунина: «Одни и те же трудности в этнически однородных общностях не воспринимаются как следствие национальных противоречий (их нет внутри), и могут приобрести такое понимание лишь в этнически разнообразных общностях» [49].
В качестве внутренней причины актуализации этнической идентичности Н. М. Лебедева [67, 68]) отмечает возникновение у людей неуверенности в позитивности образа «мы–группа». Немаловажно и увеличение роли эмоционально-аффективного компонента этничности в общей схеме социальной идентичности. Резко возросший страх перед будущим, неуверенность в завтрашнем дне, ощущение утраты смысла жизни являются эмоциональным фоном актуализации этничности. В результате происходит многократное усиление этнической компонетности в самовосприятии, и особенно в восприятии «других». В качестве важной предпосылки актуализации этничности следует назвать также наличие этнокультурной дистанции между группами, которая способна реанимироваться в объективных условиях социальной напряжённости и становится самым важным фактором в межгрупповом восприятии.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.