М. А. Антипов, А. А. Исполатова
Пензенская государственная технологическая академия,
г. Пенза, Россия
Современный мир, достигший невиданного ранее технического и информационного прогресса, столкнулся с кризисом нравственности. Но материальный прогресс не сопровождается соответствующим духовным развитием. Совершенно очевидно, что в ХХ веке во всем мире произошло резкое падение нравов, и это падение еще более стремительно продолжается и в XXI веке. Многие утратили веру, а с ней и нравственные ориентиры.
Как писал французский социолог Э. Дюркгейм, «нравственность – это обязательный минимум и суровая необходимость, это хлеб насущный, без которого общества не могут жить» [1, c. 174]. Нравственность как интериоризированная мораль (свод важнейших общественных норм), по мнению Э. Дюркгейма, представляет собой базис общественной солидарности, то есть сплоченность разнородных членов общества в единый целостный социальный организм.
Нравственность – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственность это также – определяющий аспект культуры, ее форма, дающая общее основание человеческой деятельности, от личности до общества, от человечества до малой группы.
Нравственные принципы не существуют в чистом виде, сами по себе, они всегда – результат истории, политических, хозяйственных и прочих отношений в обществе, и поэтому говорить о такой тонкой материи, как нравственность любой нации, достаточно сложно. Тем более что любой факт можно рассматривать двояко: все зависит от точки зрения.
Многие выдающиеся мыслители – Шпенглер, Хайдеггер, Тойнби, Ясперс, Гуссерль, Хаксли, Оруэлл, Фукуяма, Томас Манн – говорили о закате западной культуры. Незауряднейший из этого ряда философ Хайдеггер все же надеялся, что человеку грозит не техника, угроза таится в самом существе человека. «Но где опасность, – писал он, – там вырастает и спасительное» [4, c. 245]. Теологические концепции культуры выдвигают в качестве главной идею о том, что культура человечества в целом завершила свое восхождение и теперь неудержимо катится к гибели. Поскольку ядром всякой культуры является религия и выработанные ею основы нравственности, то именно они и испытывают жесточайший кризис от вторжения рационализма.
Многие утратили веру, а с ней и нравственные ориентиры. Всякая власть и авторитет, диктующие нормы жизни, упали в глазах людей. Так понятие добра и зла для них стало относительным. Соответственно падает уважение к традициям, к семейным ценностям, происходит деградация семьи как важнейшего социального института, что отрицательно отражается на демографических показателях.
Общество утрачивает культурные традиции, служившие моральным якорем. Рост потребительства, вседозволенности, распущенности – признаки того, что общество погружается в омут моральной деградации. Раньше люди еще как-то отличали добро от зла. Сейчас же можно делать все, что заблагорассудится.
Сейчас основной ценностью в нашем обществе, на наш взгляд, являются деньги, которые выполняют не просто чисто экономическую функцию посредника в обмене благ и ресурсов, но и функцию социальную. Деньги выступают в качестве социального знака, символа, определяющего социальный статус индивида и одновременно с этим главную цель его повседневной жизни. К сожалению, деньги – это тот «золотой телец», за которым «гонится» абсолютное большинство. Причина подобной ситуации заключается в том, что само общество ставит индивидам подобные условия социального функционирования. Ныне благополучие, психологическое состояние и здоровье современного человека зависят от уровня заработка.
Ценности, пропагандирующиеся в современном мире, это возведение в культ своих прихотей, потакание им, поощрение явного насилия, жестокости и половой распущенности и преподношение всего этого как нечто нормального. Понимая все это, многие говорят о необходимости создания национальной идеи, которая стала бы плацдармом для внесения морально-нравственных ценностей в массы.
Кризис нравственности в обществе проявляет себя так, как об этом писал уже упомянутый нами Э. Дюркгейм в теории социальной аномии. Нравственный кризис, духовный вакуум общества означает разрушение его основ, нарушение сплоченности членов социума, потерю жизненных ориентиров. Это, в свою очередь, ведет к кризису социальных институтов и всплеску девиантного поведения, насилия и преступлений.
Так, в статье Андрея Юревича и Дмитрия Ушакова «Нравственность в современной России» приводится ужасающая статистика:
– ежегодно 2 тыс. детей становятся жертвами убийств и получают тяжкие телесные повреждения;
– каждый год от жестокости родителей страдают 2 млн детей, а 50 тыс. – убегают из дома;
– ежегодно 5 тыс. женщин гибнут от побоев, нанесенных мужьями;
– насилие над женами, престарелыми родителями и детьми фиксируется в каждой четвертой семье;
– 12 % подростков употребляют наркотики;
– более 20 % детской порнографии, распространяемой по всему миру, снимается в России;
– около 1,5 млн российских детей школьного возраста вообще не посещают школу;
– детское и подростковое «социальное дно» охватывает не менее 4 млн человек;
– темпы роста детской преступности в 15 раз опережают темпы увеличения общей преступности;
– в современной России насчитывается около 40 тыс. несовершеннолетних заключенных, что примерно в 3 раза больше, чем было в СССР в начале 1930-х годов [5].
Происходит дальнейшее уменьшение численности населения Российской Федерации. В 2010 году тенденция сокращения рождаемости и увеличения смертности в России продолжилась. Смертность по-прежнему перекрывает рождаемость, и население России в 2010 году сократилось на 241,4 тысячи человек. Однако по отношению к 2009 году темпы естественной убыли сократились на 5,6 %. Достаточно высоким остается уровень смертности от отравлений спиртным. В 1993–2006 годах ежегодно в России от алкогольных отравлений умирало около 40 тыс. чел. Однако с 2004 года в России началось устойчивое снижение смертности от отравления алкоголем. В 2009 году от этой причины умерли 21,3 тыс. человек, что является самым низким показателем после 1992 года [3].
Первоочередной задачей является развитие института семьи, активная популяризация семейных ценностей. Пренебрежение со стороны родителей и школы воспитанием детей способствует развитию всех пороков, которые есть в современном обществе. На формирование моральных ценностей ребенка влияют в первую очередь родители, потом школа и социальное окружение. Исследователи выявили, что большинство детей, которые не смогли реализовать себя во взрослой жизни и превратились в алкоголиков, наркоманов, преступников, не получили нужного количества тепла и любви со стороны родителей, которые не занимались должным воспитанием своих детей. Именно самоотверженная любовь родителей, их собственный пример и есть главные средства воспитания у детей моральных качеств. Поэтому родители, а потом школа, вузы должны формировать в сознании и душе ребенка положительные образы.
Если же нравственные идеалы человеком не будут усвоены или усвоены плохо, то их место в качестве детерминанты поведения займут иные качества, которые можно охарактеризовать прилагательным «безнравственные» (в данном контексте под безнравственным понимается и социально пассивное поведение). Преступная этика – наиболее социально негативное проявление безнравственности.
Таким образом, потеря обществом нравственных и духовных ориентиров ведет к его разложению, которое проявляется в кризисных явлениях во всех сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной и тем более культурной.
Библиографический список
1. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод и назначение. – М. : Канон, 1995. – 392 с.
2. Сергеева А. В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. – М. : Флинта, Наука, 2004. – 259 с.
3. Чуприй Л. Падение нравственности в российском обществе. URL: http://www.apn.ru/publications/article23740.htm
4. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: пер. с немецкого. – М. : Республика, 1993. – 447 с.
5. Юревич А., Ушаков Д. Нравственность в современной России. URL: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/1041
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.