В. В. Чернуха, ассистент,
ORCID 0000-0002-3673-5880,
e-mail: chernuha1963@inbox.ru
Г. А. Тимошенко, ассистент,
ORCID 0000-0002-6491-6515,
e-mail: galina-timochenko@inbox.ru
Оренбургский государственный медицинский университет,
г. Оренбург, Россия
В настоящее время значительно выросло внимание к дворянской культуре, обучению и воспитанию.
Первая половина XIX века блестящее время (знать сохранила и увеличила дарованные привилегии). В этот время сформировались особенности дворянской идеологии, именно они определяют подобную группу понимания о дворянской почтительности и обязанности, патриотизма, нравственного духовного совершенства.
Образование детей зависело от критериев и главное от благополучия семьи, знатности, и пола детей. В первой половине XIX девушки могли обучаться на дому, либо в закрытых или открытых пансионах, а также в институте благородных девиц расположенном в Санкт-Петербурге. Первый период «Воспитательное общество» принимало 200 девушек дворянского происхождения с 6–7-летнего года; с 12 лет девушки были отделены от семьи, будучи в учебном учреждении. Обучающиеся учреждения распределялись на 4 возраста: с 6 до 9 лет, с 9 до 12 лет, от 12 до 15 лет и от15 до 18 лет [1, с. 110–113].
У некоторых семей не было материальной возможности обучать своих детей, так как институт находился или далеко от города, или родители были стеснены в средствах. Поэтому девочек обучали родные (матери, старшие сестры, братья, тети). Уровень образования, которое получали юные дворянки, зависело от родителей. Только родители, нанимая учителей, могли определить требования и планы к образованию своего ребенка и следить за их выполнением. Зачастую требовалось, чтобы девочка имела хорошие манеры, знала правила поведения в светском обществе, изъясняться и читать на французском языке, музицировать и танцевать. Умение читать по-русски знание математики требовалось ровно для нужд ведения домашнего хозяйства. Воспитание на дому или домашнее воспитание и образование девушек дворянского сословия, не сводилось лишь к усвоению знаний, получаемых от нанимаемых учителей. Своеобразные условия жизни дворянских девочек, протекающей в усадьбах, где неизбежно наблюдалось пересечение различных аспектов культуры и традиций того времени в образе симбиоза социального с природным, дворянского с крестьянским, светского и исконным, отражались на формировании культурного образа воспитанниц [3, с. 55–60].
В юных дворянках полагалось с детства воспитывать такие качества, как благопристойность, учтивость, вежливость, что в дворянском обществе было немаловажно. Правила включали в себя «приличное» поведение и избегание «неприличных» ситуаций, что было обязательным для девиц благородного происхождения. Примером неприличия могли стать выходы на улицу в одиночестве, это должно было происходить только в сопровождении гувернантки, лакея или старшей родственницы, громкие разговор и смех, беседы с незнакомыми людьми, а тем более «не своего круга». Недопустимо было дерзко разговаривать или спорить с родителями, проявлять признаки фамильярности и беспокоить их по пустякам. Так как детям не хватало знаний, они обучались по домашним библиотекам. Бытовое развитие барышень никак не давало результата. А главной целью обучения была подготовка именно к светской жизни. Неотъемлемой целью вежливой девушки являлось понимание иностранных языков, так же рукоделие, понимание закона Божьего, летописи, географии и математики, а главное французской литературы.
Знания, которые давал служитель церкви, были не совсем удовлетворительными. Знания крестьян порой ничем не отличались от знаний самых бедных дворян в городе. Относительно в малом запасе познаний, которыми наделяли дворянок гувернеры и преподаватели (приходящие на дом) большую роль конечно же играла семья ее устои и традиции передаваемые из поколения к поколению. Такое развитие, безусловно, вызывало самолюбие, барскую гордыню, пренебрежение к народу [4, с. 12–20].
Как мы уже заметили, домашнее воспитание и обучение было произвольным (т. е. хорошее или плохое). Все зависело от передачи верной информации и заинтересованности самих родителей. В семье молодых, талантливых дворянок на первом месте стояла музыка, особенно показная. Нужно было быстро разыграть конкретные пьесы. Второе, что необходимо отметить на умение дворянок вести себя подобающе (правильно садиться, кланяться, входить, брать, вставать). Если они были замечены в неуважении, плохом поведении, то девушкам было запрещено гулять одним на улице, только в сопровождении гувернантки или родителей. Категорически было запрещено здороваться, разговаривать с незнакомым ей человеком, и если такое случалось, то наказание следовало незамедлительно.
Главной чертой девушки было отношение к родителям и взрослым.
В соответствии с российской абсолютистской идеологии, правитель представлялся «отцом» собственных подчиненных, а данное ставило аналогию взаимоотношений в семье и стране. Это было свойственно не только дворянам, но и сословию в целом. Таким способом, домашнее воспитание носило позитивный характер, если отец с матерью владели высочайшей культурой и желание к подобающему развитию их детей. Запретными ведь считались обман, стяжательство, притворство, робость. Нравственная строгость, делала дворянок идеальными, правдивыми, добропорядочными, переживающих не о своем благе, а о судьбе своей родины.
Выделялись хорошие манеры – сдержанность, отсутствия излишек в одежде и бижутерии, а также плохие манеры – много драгоценностей, короткое и вызывающее платье. Свое плохое настроение обязательно следовало скрывать, это характеризовало человека как воспитанного. С детства ребенка обучали таким манерам, как не набрасываться на пищу за столом, быть культурным и аккуратным, не крутиться, а сидеть спокойно, иметь приветливый характер, а не быть невежей, при разговоре смотреть прямо в глаза собеседника, а не в другую сторону [2, с. 18–21].
В заключение можно сказать, что и для мальчиков, и для девочек нравственное воспитание было одинаковым, отличием было то, что образование мальчиков ценилось больше, а обучение девушек отодвигалось на второй план. Ведь девушек готовили больше к семейной жизни ежели к образованию, главной целью в воспитании дворянок была подготовка их к становлению хороших матерей и хозяек, а также в формировании в ней качеств, которые понадобятся в дальнейшей жизни.
Библиографический список
1. Белова А. В. Без родительского попечения // Родина. – 2001. – № 9. – С. 110–113.
2. Дворянская культура 20–30-х гг. ХIХ века: воспитание, образование, обычаи / Н. Р. Ванюшева, М. Ю. Ярославцева // Библиотечка "Первого сентября" История. – 2008. – № 22. – 32 с.
3. Зверева О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М. : Академия, 2000. – 160 с.
Яковкина H. И. Русское дворянство первой половины XIX века. Быт и традиции. Издательство «Лань», 2002. – С. 12–58.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.