О. В. Бородина, кандидат педагогических наук, доцент,
e-mail: lyelye@mail.ru,
ORCID 0000-0002-3236-6811
Липецкий государственный педагогический
университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского,
г. Липецк, Россия
По мере успешного движения российского общества на мировую арену все больше возрастает роль и значение нравственного воспитания молодежи. Эти вопросы становятся делом не только каждого человека, но и государства в целом.
На сессии «Молодежь-2030. Образ будущего» XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов президент РФ Владимир Путин призвал молодежь не забывать о нравственно-этических основах в выбранной профессии. «Чем бы мы ни занимались, мы никогда не должны забывать про нравственные и этические основы нашего дела. Всё, что мы делаем, должно идти на пользу людям, укреплять человека, а не разрушать его. Я именно этого и хочу вам пожелать», – сказал он участникам ВФМС [1].
Конечно, занимаясь любым делом, важно иметь нравственные и этические ориентиры, которые должны быть заложены ещё в школьные и студенческие года. Российское образование постоянно усиливает внимание к задачам воспитания учащихся в духе нравственности и морали. Действенным средством нравственного воспитания учащихся, которое благотворно влияет на эффективность всей воспитательной работы, служит этическое просвещение учащихся, вооружение их знаниями основ этики и морали.
Овладение основами этических знаний – органическая часть современного воспитания молодежи, необходимое условие формирования личности молодого человека в развитом обществе. Понятие эстетического воспитания в современном мире достаточно актуально, этой проблемой занимались Ю. Б. Бореев, А. И. Буров, Б. Т. Лихачев. Современное общее среднее образование нельзя мыслить без включения в его содержание знаний по основам этики. Однако этическое воспитание молодежи не должно заканчиваться в стенах школы, в высших учебных заведениях также необходимо просвещать студентов по вопросам этики и морали. Проблема эстетического воспитания студентов должна решаться в трех направлениях: в учебное время, во внеучебное время и при выполнении задач профессиональной деятельности [2]. Для этого в образовательные стандарты включают разнообразные факультативы и курсы по выбору в вариативную часть. А в любых базовых дисциплинах гуманитарного цикла необходимо также включать вопросы теории нравственности, которые способствуют пробуждению морального сознания и самосознания личности, развивают способность к самоконтролю и сознательному выбору нравственной позиции, формируют чувство собственного достоинства и личной ответственности молодого человека, помогают формированию правильного понимания цели и смысла жизни.
Этика (от греч. ethos – нрав, обычай) философская наука, объектом изучения которой является мораль [3].
Эта наука изучает процесс возникновения, развития и функционирования морали (предмет этики), ее особенности и значение в обществе, систему нравственных ценностей и традиций.
Этика позволяет познать способы ценностного постижения и духовно-практического овладения человеком окружающего мира через призму добра и зла, справедливости и несправедливости и т. д. Именно через эти категории этики рассматриваются социальные поступки людей.
Мораль, или нравственность (от лат. Moralis – нравственный, morеs – нравы) – форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека [3].
Мораль включает в себя принципы, требования, нормы и правила поведения человека во всех областях его общественной и личной жизни, его отношение к обществу, к той социальной группе, представителем которой он является, к себе, к выполнению своих обязанностей.
Наибольшее значение вопросы этики и морали приобретают в профессиях типа «человек-человек»: врачи, педагоги, артисты, военные и т. д. Профессиональная этика – кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности [3].
Она обладает рядом особенностей. С одной стороны, в ней отражается влияние конкретной сферы деятельности людей. С другой стороны, она неразрывно связана с общей теорией морали. Поэтому появление самостоятельного понятия «профессиональная этика» было обусловлено лишь тем, что уже существующие основы и законы этики необходимо было внедрить в практику общества, чтобы они стали практическими инструкциями по воспитанию у людей нравственного сознания.
Развитие этической теории, а также различного рода социальные причины явились основанием для возникновения кодексов поведения.
Примером может служить возникновение кодекса профессиональной морали ученых США. После произошедшей трагедии Хиросимы и Нагасаки ученые задумались над последствиями своих научных разработок, о том, что необходимо нести ответственность перед будущими поколениями за нравственные основы своей деятельности.
В январе 1971 г. была опубликована статья «Ученым из области поведенческих наук требуется кодекс этики». Профессор физики Калифорнийского университета Чарлз Шварц обратился к ученым фундаментальных наук с призывом принимать своего рода клятву Гиппократа. В ней главной идеей должна стать мысль о том, что ученые должны работать для всеобщего улучшения жизни, а не причинять вред человеку.
В 2014 году, в условиях переживаемого политико-экономического кризиса, снижения уровня моральной регуляции отношений во всех сферах, Министерство образования и науки РФ разработало «Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности и специфику морали в педагогической профессии.
Люди, занимающиеся профессионально воспитанием и обучением других людей, принимают на себя особые обязательства по соблюдению нравственных принципов и категорий этики. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» статья 48 посвящена обязанностям и ответственности педагогических работников. В ней указано, что работникам необходимо: соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений и т. д. [4].
Педагогическая этика изучает и разрабатывает основы нравственных отношений между учителями, детьми и их родителями, коллегами, вырабатывает особые правила общения и поведения людей.
Формируя у учащихся основы научного мировоззрения, учитель обязан передавать и основы этических знаний. А для этого ему самому нужно знать теорию общей и профессиональной морали. Обладая знаниями этических законов и закономерностей, общечеловеческих правил и предписаний, учитель становится поистине великим педагогом.
Именно поэтому в педагогических вузах в вопросах подготовки будущих учителей первостепенными задачами является: изучение сущности морально-нравственных аспектов педагогического общения, профессионально-педагогической культуры и деятельности преподавателя, формирование ответственности за выполнение профессиональных задач педагога в соответствии с этическими профессиональными нормами.
В Липецком государственном педагогическом университете имени П. П. Семенова-Тян-Шанского большое внимание уделяется этической подготовке будущих учителей. Для формирования базовой системы знаний в области общенаучной и педагогической этики и основ этико-нравственной культуры будущего педагога предусмотрены различные специальные дисциплины на всех уровнях непрерывного образования.
44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями образования) в базовую часть стандарта подготовки бакалавра внесена дисциплина «Профессиональная этика», в аспирантуре 44.06.01 образование и педагогические науки (Общая педагогика, история педагогики и образования) – курс по выбору «Профессиональная этика педагога». Также в различных дисциплинах предусмотрены разделы, связанные с этическими проблемами. В качестве примера приведем раздел относительно новой дисциплины «Основы вожатской деятельности», который посвящен вопросам профессиональной этики и культуры вожатого. В данном разделе рассматриваются: этика взаимоотношений с детьми, их родителями, коллегами; корпоративная культура и имидж вожатого. В современных условиях это является одним из актуальных вопросов подготовки профессиональных педагогов.
Основу профессиональной деятельности учителя составляет общение с учащимися, а также их родителями, коллегами. Поэтому необходимо ещё на стадии подготовки будущих учителей ввести их в круг проблем этики педагогического общения, которая проникает во все сферы их профессиональной деятельности; содействовать процессу осознания студентами социальной ценности морали и нравственности в процессе общения с воспитанниками, побуждать следовать нравственным требованиям в труде, творчестве, быту; быть для учащихся примером высоконравственного поведения и взаимоотношений, умения следовать требованиям культуры поведения [5].
Эффективность любой деятельности, организуемой учителем на уроке и вне его, обусловлена не только продуманным выбором предметных технологий, но и уровнем этической культуры субъектов общения (и в первую очередь – педагога), умением управлять эмоциональными контактами с учащимися, творчески выстраивать систему педагогически целесообразных взаимоотношений, конструктивно разрешать возникающие противоречия и конфликты. Профессионализм современного учителя проявляется в том, что задачи общения он решает не на интуитивном, а на сознательном уровне, опираясь на знания в области этики межличностного общения, учитывая психолого-педагогические закономерности.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.