А. З. Беделбаева, старший преподаватель,
Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына,
г. Бишкек, Кыргызстан
Концепция мировой глобализации, которая сегодня ощущается во всех областях: от экономики до политики, искусства до СМИ и образования стали предметом интереса практически всех социально-гуманитарных наук считает автор статьи, Влияние глобализации на образовательный процесс. В центре внимания работы, выполненные в области гуманитарных, социальных и педагогических наук, которые утверждают, что международная экономическая система стала транснациональной системой в результате глобализация мировых рынков, что транснациональные или многонациональные платформы затрагивают не только внутреннюю политику каждого национального государства, но и глобализируют СМИ, коммуникации, культуру и даже системы образования иных стран [4].
Автор пытается продемонстрировать в данной статье, уровень развития функционирования Болонского процесса. Стало очевидным тот факт, что оно стало символом глобализации в образовательной сфере стран Европы и Азии. Особенно в тех в странах, которые недавно создают свои суверенные государства таких как Кыргызстан. Тем не менее утверждение, которое мы будем выдвигать, будет основано на ряде наблюдений, осмысливающие опыт, который мы имели во время нашего обучения в учебных заведениях в Кыргызстане и наши повседневные педагогические практики, а также осмысление всей практики Болонского процесса в Кыргызстане или в значительной степени рассматривая качества этой практики. Поэтому можно сказать, что эта работа основывается на новой методологии и что следующие вопросы, которые будут обсуждаться и анализироваться, будут на основе этих практических обобщений.
Как упоминалось выше, Кыргызская Республика, являющаяся одним из вновь образованных суверенных государств, который начал свой процесс создания независимого национального государства бархатной революции 1991 года и всех проведенных социально-экономических реформ, ускорили этот процесс. С другой стороны, страна попыталась добавить глобальное измерение к своей экономике. Обилие его источников энергии и снисходительность, проявленные глобальным капитализмом в отношении политического осложнения, возникающие в стране, являются основными факторами, по которым Кыргызстан, на взгляд автора, более охотно интегрируется в глобальную экономическую систему по сравнению с другими странами Центральной Азии, и становится основным рынком и региональными фактором. Тем не менее, очень сложно заявить, что такое желание существует и в других областях, жизнедеятельности государства, но демократизация – это первый шаг. Здесь речь идет о «новинках», вызванных глобальными обязательствами и трансформации этой новизны в формальности, которые не выполняются. Например, хотя Кыргызстан ратифицировал ряд международных договоров о правах человека, свободе мысли и выражения мнений, правах женщин, правах пациентов, права детей, права животных, права трудящихся, права забастовщиков и другие, но он и очень медленно реализуются в жизни.
Болонский процесс также является еще одной областью социальной политики, которая оказалась не что иным, как дисфункциональной формальностью в Кыргызстане. Однако Кыргызстан заключает международные соглашения, чтобы обеспечить его высшее образование системой, которая становится всемирно действительной, и она становится активным членом практической новой реализации Болонского процесса, которая имеет глобальный аспект. В 2011 году Кыргызстан был зарегистрирован как член Болонского процесса, которая на практике проявляется как образовательный процесс интеграции, в первую очередь осмысливающий государства-члены Европейского союза, а затем другие территории и страны, которые являются частью всей территории на европейском континенте.
Болонский процесс требует от своих членов, чтобы они сосредоточились на 10 линиях действий, и что они принимают учет основных принципов этого процесса. Это: (учреждено в Болонской декларации 1999 года)
1. Принятие системы легко читаемых и сопоставимых степеней
2. Принятие системы, основанной на двух циклах
3. Создание системы кредитов
4. Содействие мобильности
5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества
6. Поощрение европейского измерения в высшем образовании (добавлены направления действий после Пражского министерского саммита 2001 года)
7. Обучение на протяжении всей жизни
8. Высшие учебные заведения и студенты
9. Поощрение привлекательности Европейского пространства высшего образования (добавленные направления деятельности после Берлинского Саммита министров 2003 года).
10. Докторантура и синергия между EHEA (Европейское пространство высшего образования) и ERA (европейское Область исследований)
Основные принципы Болонского процесса, имеющие равное значение с вышеупомянутыми 10 действий:
- Международная мобильность студентов и персонала
- Независимые университеты
- Участие студентов в управлении высшим образованием
- Общественная ответственность за высшее образование
- Социальный аспект Болонского процесса
Когда мы рассмотрим, в какой степени эти 10 линий действий и основополагающие принципы Болонского процесса работают в системе высшего образования Кыргызстана то можно увидеть, что большая часть этих статей не может быть полностью реализована на практике из-за бюрократических помех. Главным препятствием является тот факт, что система высшего образования Кыргызстана по-прежнему характеризуется преемственностью советских настроений. Например, в СССР исследователь, работающий в университете, скорее будет работать как учитель, чем ученый. С другой стороны, ученым, которые хотели бы продолжить научно-академические исследования, было бы хорошо работать в различных исследовательских институтах, входящих в Национальную академию наук. Основная задача ученых работа в этих учреждениях будет заключаться в проведении научных исследований. Чтобы работать полный рабочий день в университете, нужно было бы дать количество уроков, суммирующих до годового количества часов определенных университетом. Для этого требуется в среднем не менее 600–800 часов в год. А именно, можно было бы требуется дать не менее 20–30 часов занятий в неделю. Эта система была наследием Советского Союза продолжение кыргызстанской системы высшего образования.
Что касается реализации 10 направлений деятельности Болонского процесса в Кыргызстане, кыргызстанские университеты пытаются согласовать темы и содержание уроков, которые они дают с уроками в Болонской системе образования. С 2011 года произошел сдвиг в системе высшего образования с 3 циклами. Тем не менее, есть некоторые проблемы, возникающие при внедрении Европейской системы кредитных переводов (ECTS). Тот факт, что процедура расчета ECTS еще не выяснена, что связано с большими проблемами. В действительности, ECTS, определяемый как единица для определения всей работы, которую должен выполнить студент, чтобы добиться успеха в конкретной срок (теоретический урок, практика, семинар, индивидуальное исследование, экзамены, домашние работы и т. д.) стали формальностью в университетах Кыргызстана. Согласно процедуре, предусмотренной Министерством образования и науки Кыргызской Республики, кредитные системы рассчитываются по следующей формуле: Принимая во внимание общее количество теоретических и часов практики / семинара и индивидуальных часов обучения учащегося, 1 кредит равен 30 часов обучения на уровень бакалавриата, 60 часов обучения на уровне выпускников без диссертации, 75 часов обучения на уровне выпускников с диссертациями и 105 часов обучения на докторантуре. Тем не менее эта процедура противоречит принцип у Болонского процесса, согласно которому: «вмешательство в систему маркировки высшего образования учреждения не подвергаются сомнению; высшие учебные заведения сами решат, как они будут использовать ECTS -43 [1]. Несмотря на это, эта практика в тоже время – простая формальность. Причиной этого является часовая форма работы, описанная выше. То есть, департамент, где каждый преподаватель обязан ежегодно выдавать не менее 600–800 часов курсов. Это, в свою очередь, заставляет уменьшать кредиты и показывать их как таковые. Поэтому во многих курсы университетов в среднем равны 1,5 кредитам. Тем не менее, ECTS, разработанный с целью повышения качество образования, придерживается такой философии, что он гарантирует, что каждый студент свободно выбирает уроки, которые он/она желает присутствовать и его/ее преподавателей [2]. Поскольку в Кыргызстане курсы и количество часов, которые преподаватель даст в течение года определяются в начале каждого учебного года это еще одно наследие Советского Союза. Студенты не имеют возможности выбирать ни курс, ни преподавателя. Вот почему факультативные курсы стать «обязательными факультативными курсами». Можно констатировать, что-то же самое касается и других постсоветских стран, которые принимают в Болонском процессе [3].
Цель обеспечения и расширения мобильности студентов и преподавателей не может быть полностью реализована, особенно потому что большинство студентов и преподавателей не говорят на каком-либо другом языке, кроме русского. Кроме того, преподавательская форма работа, основанная на экстремальных количествах часов, которые должны быть заполнены, является самым большим блоком для научных исследований ученых, и это препятствует их мобильности на международной арене.
Развитие и расширение сетей системы обеспечения качества в высшем образовании практически началось в Кыргызстане. Соответствующие университеты проверяются каждые 3 года министерством и получить государственную лицензию. Однако в период подготовки к инспекциям вузов намеренно вербуют научный персонал, который имеет такие названия, как доктор, доцент, профессор и, следовательно, искусственно увеличено число старших преподавателей. В то время как во многих кыргызстанских высших учебных заведениях курсы проводятся преподавателями, которые выполняют свои магистерские программы в университете и работают там в качестве преподавательского состава, это наносит ущерб действительности и достоверности рассматриваемых инспекций.
Существуют также серьезные проблемы в отношении страхования деятельности студентов и высших учебных заведений участие в университетах по-прежнему не обсуждают вопрос об автономии и не отказываются от своей роли государства идеологического устройства. Включение студентов в администрацию высшего образования еще не актуально, и это на деле, есть символическое голосование за председательство в студенческом совете.
Пока еще невозможно утверждать, что кыргызстанская практика высшего образования полностью соответствует Болонскому процессу. Одна из главных проблем здесь заключается в том, что вместо понимания философии, стали лишь формальностями без практических функций.
Библиографический список
1. Адамкулова Ч. У. Развитие Европейской системы перевода и накопления кредитов (ECTS) в системе высшего образования Кыргызстана // Высшее образование Кыргызской Республики. – Бишкек, 2010. – № 3/9. – С. 43–46.
2. Исамидинов И. Ч. И др. Кредитная система и модель институциональной системы оценки качества высшего образования. – Бишкек, 2013. – 312 с.
3.ECTS Users Guide, 2009 http://es.europa.eu/lifelong-learning-policy/doc/ects/guide_en.pdf (Last entry: 24 December 2011).
Habermas Jurgen Küreselleşme ve Milli Devletlerin Akîbeti: Siyasi Denemeler, Medeni Beyaztaş (Trans). Istanbul-2002. Bakiş Yayinlari
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.