Т. А. Чернова, преподаватель,
ORCID 0000-0002-4958-5199, e-mail: chernova1607@yandex.ru,
Троицкий филиал,
Челябинский государственный университет,
г. Троицк, Челябинская область, Россия
При изучении русско-башкирских отношений середины XVI – середины XVIII вв. перед историком встает сложная задача выбора теоретико-методологической основы исследования. Названный хронологический период можно обозначить как интеграционный, когда шло постепенное встраивание Башкирии в состав Российского государства. Но Россия за это время также прошла несколько стадий, двигаясь от царства к империи, выбирая свой собственный геополитический путь, вырабатывая внешне- и внутриполитические приоритеты. На 50–80-е гг. XVI в. приходится колоссальное расширение территории Московии за счет земель Урало-Поволжья и Сибири, что обусловило формирование особой цивилизации евразийского (смешанного) типа (русско-евразийской цивилизации), обладающей рядом отличительных черт [3, 4, 6]. Одной из этих черт является неконфликтный характер присоединения многих территорий, что наложило отпечаток на последующее взаимодействие государства с местными народами. Это нашло свое выражение в русско-башкирских отношениях. Важно помнить, что интеграционный период этих отношений включает в себя два этапа: с середины XVI в. до середины XVII в. – начиная с добровольного вхождения подавляющего большинства башкирских племен в состав Московского царства на взаимовыгодных условиях и почти вековой автономии Башкирского края; с середины XVII до середины XVIII в. – этап многочисленных башкирских восстаний, в ходе которых местное население активно сопротивлялось попыткам властей пересмотреть условия и отменить автономность Башкирии.
На наш взгляд, учитывая вышеназванные аспекты, теоретико-методологической основой исследования русско-башкирских отношений периода интеграции Башкирии в состав Российского государства должен стать принцип методологического плюрализма.
Цивилизационная теория позволит определить особенности социокультурных факторов русско-башкирских отношений (середины XVI–середины XVIII вв.): межэтнический и межконфессиональная диалог, ментальные установки и политические традиции, периферийность. Цивилизационный подход в сочетании с теорией модернизации (в интерпретации уральской исторической школы [1, 5, 9, 12, 13, 14, 15, 16]) при изучении эволюции отношений Российского государства с башкирскими подданными позволит оценить ее с иной, выходящей за рамки стандартной оценки как «наступление на права башкир и ответная реакция».
В условиях формирования русско-евразийской цивилизации цивилизационная пограничность была обусловлена не только естественной социокультурной многоядерностью цивилизационной матрицы, но и наличием фронтирных зон, где имели место этноцивилизационные контакты [15, с. 250]. Центр-периферийный подход и идеи фронтирной модернизации позволят проследить этапы русско-башкирских отношений, их динамику и эволюцию. Смысл подхода заключается в выявлении изменений характера взаимосвязей между центром и регионом, трансформации места региона в страновой структуре [12, с. 123]. Модель «центр-периферия», ориентирующая на выявление взаимодействий центра и территорий, позволяет вписать Башкирский регион XVI–XVII в. в общестрановый контекст на партнерских правах. В рамках данной модели в качестве центра выступает собственно Российское государство, воплощенное в геополитических проекциях и центральных институтах. Периферия же выступает, во-первых, как производная цивилизационно-страновых характеристик (применительно к Башкирии данное обстоятельство проявило себя далеко не сразу, страновые реалии вплоть до XVIII в. имели здесь лишь поверхностное выражение), во-вторых, как автономное образование, имеющее свою логику развития (применительно к исследуемой территории это обусловлено уникальностью геополитической позиции региона и условиями соглашения середины XVI в., своеобразием сложившегося здесь сочетания централизации со значительными элементами самоуправления), в-третьих, как серьезный фактор развития страны (учитывая ту историческую роль, которую играли башкиры во взаимодействии России с кочевыми народами и в освоении Центральной Азии). Применение центр – периферийного подхода позволяет рассматривать Башкирский край как участника сложной системы взаимодействий, выступающего то в роли реципиента (получение льгот и привилегий от Москвы), то в роли донора (выполнение обязательств по охране границ, участие в войнах, выполнение дипломатических «миссий»), как воплощающего общестрановые закономерности исторического развития (совпадение недовольства башкир с выступлениями других подданных государства против усиления централизации), так и активно их формирующего (государство, выстраивая отношения с башкирами, приобретало те черты, которые составили уникальность российской цивилизации). По мере освоения и развития региона избывается такое его качество, как «периферийность» [2] – автономия (самоуправление, самостоятельность) Башкирского края, и нарастает значимость характеристик, сближающих его с цивилизационно-страновым «ядром». В XVIII в. в силу изменения Российского государства можно говорить о модернизации (эволюции, обновлении) русско-башкирских отношений. Модернизацию в условиях незавершённого освоения уральские историки квалифицируют как фронтирную [7, 8, 10, 11]. В первой половине XVIII в. социально-институциональная структура и менталитет населения Башкирии еще в значительной степени носили традиционный характер, но постепенно они модернизируются. Происходит рационализация бюрократической организации, пространство страны в целом становится все более однородным, но некоторые проявления региональной специфики, в частности связанные с незавершенным освоением, сохраняются.
Методология исследования русско-башкирских отношений интеграционного периода должна соответствовать широте и многоаспектности заявленной проблемы и не замыкаться лишь на одном подходе, используя возможности разных теорий – цивилизационной, центр-периферийной, модернизационной.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.