М. Сапик Доцент,
Колледж европейских и региональных исследований,
Ческе-Будеёвице, Чешская Республика
Последние два года человеческое общество находится в очень сложной ситуации, вызванной глобальной пандемией коронавируса COVID-19 и чрезвычайными эпидемиологическими мерами, принятыми большинством стран мира. Общественная жизнь в значительной степени стихла, ограничения коснулись всех сфер жизни общества, в том числе заметен спад в национальных экономиках. Именно в этот период на первый план вышли средства современных технологий, заменившие повседневные контакты и стандартный стиль работы общества. В наше время, как никогда, на первый план выходят этические принципы и определенная степень толерантности среди людей. Исходное значение слова «этика» можно найти в термине «этос», как место проживания человека со своим хозяйством на определенной территории. Постепенно менялась система образования на всех уровнях, от начального до университетского. Компании и их сотрудники сразу же перешли на работу из дома. Ситуацию в некоторой степени решила вакцинация, наличие которой дает людям возможность посещения общественных мест. На сегодняшний день многие люди отказались воспользоваться возможностью сделать прививку, чтобы защитить себя и своих близких от болезни и, возможно, для того, чтобы переболеть в более легкой форме, потому что уровень смертности остается высоким, и в ближайшем будущем нельзя ожидать быстрого улучшения. Несколько месяцев назад ситуация была многообещающей, но на мир обрушилась новая волна пандемий, которая имела гораздо более быстрое начало и течение, чем предыдущие мутации коронавируса.
Ситуация применима как к людям, так и к животным, но в ограниченной степени. Как выразился А. Швейцер: «Размышляя о проблеме посвящения, мы также обнаружим, что расширяем рамки нашей этической деятельности дальше, чем раньше. Нам приходит в голову, что этика применима не только к людям, но и к другим существам. Ведь их объединяет с нами то, что они желают доброй судьбы, терпят боль и боятся рока. … Мышление не может не признать, что благожелательное отношение к существам есть естественное требование этики» [1, с. 33]. Самоотверженность и терпение как этические принципы поведения и отношения к животному являются базовым атрибутом сосуществования человека с живым существом. Во многом немое лицо явно зависит от человека и может должным образом отплатить сочуствием и заботой, пусть и без слов.
В этом смысле вполне определенно, что этика является предметом не только человеческой деятельности, но и взаимодействия человека с другими живыми существами. Нет ничего приятнее, чем видеть удовлетворение и спокойствие в выражении его морды и в поведении. Это еще одно доказательство учения об уважении к жизни в ее различных проявлениях. Многие проявления, возникающие в отношениях человеческого общежития и живого существа, оказывают влияние на общее поведение человека в обществе, в отношениях с другими людьми и в личной жизни. Часто именно благодаря этим отношениям человек узнает что-то новое и переживает новые ситуации, которые являются прямым вызовом для самого человека и в данном случае означают необходимость обращаться к ним, справляться с ними и встречать новый опыт в этом сообществе. «Мы обязаны бороться с античеловеческими традициями и античеловеческими чувствами, которые существуют и сегодня» [1, с. 35]. Есть ряд примеров, которые показывают, что и сегодня есть ряд событий, свидетельствующих о наличии антигуманных ситуаций в обращении с животными. Поэтому обязанностью и важнейшей задачей является предотвращение и сдерживание вышеупомянутых примеров. Как Ч. Дарвина, что жизнь основана на изменчивости и разнообразии живых организмов. Это сохраняет право на жизнь и сбалансированную экосистему, которую природа корректирует самостоятельно.
Есть ряд этических принципов, которые человек усваивает на протяжении всей жизни, а также усваивает новые в процессе сосуществования в человеческом сообществе. Неестественно произвольно требовать от себя дурного поведения, презрения к другим, пренебрежения и исключения из общества. Наоборот, для личности важны хорошее поведение, мирная и осмысленная жизнь без насилия и войн. Поэтому адекватная степень толерантности в отношении поведения человека очень важна сегодня при разрешении конфликтов, которые являются естественным проявлением человеческой общности и социальных групп. «Мы должны бороться с бесчеловечностью полностью и постоянно. Должно случиться так, что убийство как игра станет позором для нашей культуры. Большое изменение этической ситуации связано еще и с тем, что сегодня этика должна признать, что не может ссылаться на соответствующее ей мировоззрение» [1, с. 35–36]. Призыв к борьбе с бесчеловечностью закреплен в ряде официальных документов и норм, обязательных для исполнения каждым обществом и каждым человеком. Никто не имеет права ограничивать жизнь другого человека. Позор человеческой культуры имеет исторические контексты в виде ужасов и страданий, ограничений прав и свобод человека в истории национальных государств, имевших место в прошлом веке.
Сама культура претерпела фундаментальные изменения, что также связано с событиями прошлого века в Европе. Примером может служить Бархатная революция в Чехословакии в 1989 г., когда политический строй сменился и произошел переход к системе рыночной экономики. Главным призом стала завоеванная демократия, которую сегодня, пожалуй, каждый гражданин трактует по-своему, а главное, по своему смыслу. Изменения в культуре носят циклический характер и отражают ответы на вызовы, возникающие на протяжении многих десятилетий. Существуют видимые различия между культурами, о которых пишет английский историк и общественный мыслитель А. Дж. Тойнби в своем двенадцатитомном труде «Исследование истории» (1934–1961). Основное значение заключается в деятельности творческого меньшинства общества, которое активно откликается на вызовы общества. Среди прочего, Тойнби обращался к проблеме цивилизаций и высказывал мнение, что всякая культура проявляется этическими принципами, являющимися эталоном ее развития в рамках установленных обычаев и норм. Поэтому важно, чтобы каждая культура основывалась на исторически сложившихся этических правилах сосуществования. Их нарушение привело к срыву текущих событий, изменению структуры социальных групп и даже изменению политических систем.
В этом смысле на первый план выходит этика ответственности каждого индивида перед другими и перед самим собой. Очень важно, чтобы человек был способен освободиться от зависимости от негативного влияния других людей и имел возможность принимать решения в свою пользу и творить добро. Х. Йонас утверждает: «Вся традиционная этика антропоцентрична. Действия человека с человеком, включая действия один на один, имели этическое значение. При работе в этой области сущность человека и его базовое положение понимались как в основе своей неизменные, а не как объект, трансформируемый «техно» (навыками). Добро или зло, о которых идет речь, непосредственно касались его либо в самой практике, либо в пределах ее непосредственной досягаемости, а не являлись предметом долгосрочного планирования» [2, с. 24]. Основы современной этики восходят к античной традиции, где нравственный аспект действий и поведения был неотъемлемой частью повседневной жизни человека в греческом полисе. Более того, классические греческие авторы уже упоминают этические или моральные принципы, которые применялись в среде полиса, и само собой разумеется, что никто не пытался их нарушить или даже подорвать. Люди уважали принципы, на основе которых некое целое работало без проблем.
Не забывали греки и взаимосвязь и обусловленность человеческого общества с природой и живыми существами. Новое измерение этики выходит на первый план современной эпохи, когда возникла необходимость преодолеть сложившуюся схоластическую традицию поведения человека в обществе, открыть ее заново и, в принципе, вырваться из контекста наблюдаемых тенденций и обычаев, сложилась на протяжении всего Средневековья. Это коренным образом отразилось на характеристиках новой эпохи и ключевых целях, которые воспринимались как необходимые такими авторами, как Д. Алигьери, Ф. Петрарка и др., формирующими общество. В определенной степени основные принципы, на которых видение нового этоса в ренессансном измерении постепенно формировалось в самом начале этой новой эры. Это был новый и в то же время нетрадиционный импульс, на который откликнулась большая часть общества, и вскоре он стал доминирующим стилем жизни европейского значения и за его пределами. Интерес к человеку, свобода мысли, ограниченные возможности человеческого действия, свобода и независимость от церкви, выражение новых речей в искусстве, литературе и философии.
Это была новая ситуация, которая сформировала следующие парадигмы развития общества и установление новых нравственных принципов для современного общества и, конечно же, самого человека. В этот период ответственность также приобретает совершенно новую форму и трактовку в отличие от предыдущего периода развития общества. «Итак, если новый характер наших действий требует новой этики далеко идущей ответственности, соизмеримой с досягаемостью нашей силы, то во имя этой ответственности она также призывает к новому виду смирения – смирению не как раньше, потому что мелочности, а из-за чрезмерных размеров нашей, что наша способность действовать несоразмерно превосходит нашу способность предвидеть, оценивать и судить о нашей силе» [2, с. 48–49]. В этот период человек стал тем, кто может оценивать и учитывать последствия своих действий, он не только был ответственен за высшие принципы, но и мог полноценно функционировать в связи с окружающей природой без особых проблем.
С другой стороны, по мере того, как люди принимают условия новой эпохи, возникает гораздо большая ответственность по отношению к личности. Этот факт также потребовал некоторого времени, прежде чем он стал повседневной частью человеческого общества и косвенным правилом поведения. „Стоит упомянуть еще один аспект необходимой новой этики ответственности за далекое будущее и этики оправдания перед ним: сомнения в способности представительного правительства соответствовать новым требованиям с его обычными принципами и процедурами. … Эти интересы должны учитываться органами публичной власти, и именно так конкретизируется уважение к правам (в отличие от их абстрактного признания)“ [2, с. 49]. В этом смысле этика ответственности имеет новое измерение, применимое как к обществу в целом, так и к природе в целом, включая все живое. Поэтому в принципе необходимо вернуться к этим корням, осознать их практическую значимость даже на сегодняшнем технологически продвинутом этапе развития общества.
Остается также вопрос, как человек способен воспринимать ответственность по отношению к самому себе. Поэтому существуют установленные временем императивы, дающие указания, что и как поступать в вопросах жизни общества. Безусловно, воспитание в семейной среде, социальный статус, психологическая устойчивость личности и потребность в социализации также играют здесь определенную важную роль.
Все это существенные факторы, влияющие на этический уровень социального сосуществования и формирование новых связей между индивидами и возникающими социальными группами. «Уважение к жизни, возникшее из воли к жизни, возникшее из мышления, заключает в себе положительное отношение к миру и жизни и, кроме того, этику. Он не может не иметь дело постоянно с идеалом этической культуры. …Этика уважения к жизни не признает никакой относительной этики. Для него благо только поддержание и поддержка жизни» [1, с. 44–45]. Воля к жизни основана на существовании жизни и ее продолжительности. В его основе лежит естественная воля и желание оставаться в определенной среде. Идеал культуры – относительно утопическое видение, имеющее конкретные формы в истории человеческого общества через социальные утопии. Однако ни один из них не состоялся, хоть эксперименты и были. Естественное выражение жизни уважает терпимость, уважение, тревогу, страх и стремление к выживанию в любой ситуации. Относительная этика – это абстракция. Только хорошее или плохое применимо к жизни, «… считает злом все разрушения и повреждения жизни, если они не предназначены для нас. Во всяком случае, он постоянно просит нас решить для себя, в какой мере мы можем оставаться этичными и в какой мере мы должны подчиняться необходимости вредить и разрушать жизнь и таким образом брать на себя обязательства» [1, с. 45]. По природе человека не подобает лишать чужую жизнь и наоборот, помогать спасать жизнь в любой ситуации и помогать в ее выживанию, даже ценой определенных жертв. Если это не так и жизнь не может быть сохранена, возникает печаль и ностальгия по утрате драгоценной жизни. На некоторые вопросы нельзя повлиять. Он просто должен прожить их и, с точки зрения сохранения их существования, стремиться к жизни, которая продолжается и часто ценой потерь.
Типичным примером является текущая ситуация, которая произошла из-за высокой смертности от глобальной пандемии. Впереди нас ждут новые вызовы, на которые мы должны быть готовы ответить и сохранить человеческое сообщество. Существующие этические принципы и принципы будут иметь авторитет в течение следующего периода и могут измениться в результате изменений в обществе и адаптироваться к неожиданным новым вызовам.
Библиографический список
1. Schweitzer, А.: Nauka úcty k životu. Praha: Lyra Pragensis, 1974.
2. Jonas, H.: Princip odpovědnosti. Praha: Oikoymenh, 1997.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.