И. О. Карелина, кандидат педагогических наук, доцент,
ORCID 0000-0003-2452-0054,
karelinainessa2017@gmail.com
Ярославский государственный педагогический университет
им. К. Д. Ушинского, г. Рыбинск, Ярославской области, Россия
Понимание эмоций – способность распознавать и вербализовать собственные эмоции и эмоциональные состояния окружающих, связывать их с соответствующими ситуациями и понимать причины их возникновения – является компонентом эмоциональной компетентности и основой социальной компетентности детей дошкольного возраста [2]. Имеющиеся знания об эмоциях помогают дошкольникам информировать окружающих о собственных эмоциональных переживаниях и эмоциях других людей, регулировать отрицательные эмоции и избирательно воздействовать на другие аспекты социального опыта. В частности, понимание эмоциональной экспрессии и ситуаций проявления эмоций во многом определяет эффективность взаимодействия детей в условиях их общения и совместной деятельности со сверстниками, успешное разрешение детских конфликтов, социометрический статус дошкольников в группе сверстников и наличие просоциальной ориентации на них. В результате дошкольники, компетентные в области понимания эмоций, оцениваются также как социально компетентные со стороны педагогов и сверстников.
В младшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать, что характер возникающей у человека эмоции определяется соотношением между его желанием и ожидаемым результатом. Это понимание связано с формированием к 4 годам отдельных аспектов модели психического – способности понимать собственные психические состояния и психические состояния других людей. С этой позиции исследовательский интерес к изучению специфики понимания эмоций в возрастном диапазоне 3–4 лет становится вполне объяснимым.
Обратим внимание, что особенности понимания эмоций детьми 3–4 лет редко становились предметом специального анализа отечественных психологов, за исключением исследования О. А. Прусаковой, где в ходе анализа соотношения экспрессивных и каузальных атрибуций в понимании детьми базовых эмоций было установлено, что младшие дошкольники лучше понимают эмоции по ситуациям и действиям (О. А. Прусакова, 2005). В связи с этим в данной статье мы раскроем зарубежный взгляд на возможности понимания эмоций детьми этого возраста, опираясь на 9-компонентную модель понимания эмоций П. Л. Харриса [4].
Экспериментальное исследование П. Л. Харриса с соавторами (F. Pons, P. L. Harris, M. de Rosnay, 2004) осуществлялось на выборке испытуемых от 3 до 11 лет, однако нас будут прежде всего интересовать результаты диагностического обследования 3-летних детей. Понимание детьми эмоций оценивалось посредством теста [4]: по каждому компоненту понимания эмоций участникам исследования зачитывали краткую виньетку, демонстрировали сюжетную картинку в иллюстрированной книге и просили определить эмоциональное состояние главного героя с непрорисованным выражением лица посредством выбора одного из схематических изображений лицевой экспрессии основных эмоций (радость, печаль, страх, злость, нейтральное эмоциональное состояние). В качестве четырех возможных вариантов эмоционального реагирования героя были изображены две отрицательные эмоции («грустный» / «испуганный», «грустный» / «сердитый», «испуганный» / «сердитый») и две положительные эмоции («счастливый» / «все в порядке»).
Далее охарактеризуем особенности развития у младших дошкольников 9 компонентов понимания эмоций: понимание детьми способов выражения эмоций и внешних причин их возникновения, понимание влияния напоминания о событии как активатора эмоции, осознание связей между желаниями, убеждениями и эмоциями, понимание различий между переживаемой и выраженной эмоцией, понимание социальных и амбивалентных эмоций, понимание регуляции эмоций. И в этом мы будем опираться на данные исследования П. Л. Харриса, дополненные нами данными других современных зарубежных психологических исследований отдельных компонентов понимания эмоций детьми 3–4 лет [1; 2; 3; 5].
Распознавание лицевой экспрессии эмоций.
Для оценки распознавания детьми эмоций использовалось диагностическое задание на невербальную идентификацию лиц с различными эмоциональными выражениями по словесному обозначению эмоции экспериментатором [4]. Среди 3-летних детей чуть более половины смогли распознать по экспрессивным признакам четыре из пяти эмоций: радость, печаль, страх и гнев.
Аналогичные данные были получены и Н. Виссер при изучении особенностей распознавания младшими дошкольниками эмоций по графическим символам, отражающим характерные мимические изменения в нижней части лица, в области глаз, бровей и лба [5]. Наиболее легкой для распознавания была эмоция радости, которую опознали почти все 4-летние дошкольники. Эмоции печали, гнева и страха смогли определить примерно три четверти детей при условии предъявления им ситуативных контекстов для каждой эмоции, например: «Питер потерял свой новый мяч. Он очень грустный»; «Питер один в доме, и вокруг темно. Он очень напуган»; «Другой мальчик взял игрушечную машину Питера. Он очень сердит» и т. п.
Понимание влияния напоминания о событии как активатора эмоции.
Известно, что уже в раннем возрасте около половины ссылок 2-летних детей на эмоции связаны не только с их актуальными переживаниями, но и с прошлыми и повторяющимся эмоциональными переживаниями (H. M. Wellman et al., 1995). Однако сам факт связи между памятью и эмоциями дети начинают осознавать в дошкольный период.
Около половины детей 3 лет при рассматривании последовательности сюжетных картинок в контексте знакомой им истории продемонстрировали элементарное понимание того, что напоминание о прошлом событии (напоминание об утрате) влияет на актуальное эмоциональное состояние героя и вызывает у него грусть [4].
Понимание ситуативных причин возникновения эмоций.
На 4-м году жизни дети начинают осознавать, как воздействуют на эмоциональное состояние человека внешние причины [4]. Около трети детей этого возраста способны понять, что получение желаемого вызывает у героя радость, ситуация потери – печаль, возникновение препятствия на пути достижения цели – гнев, угроза – страх, а бытовые ситуации (ожидание автобуса) – нейтральное эмоциональное состояние.
Понимание связи между желанием и эмоцией.
Уже на третьем году жизни дети систематически говорят о желаниях и целях, употребляя термин «хотеть», а с 3 лет ссылаются на убеждения, используя термины «знать», «думать» (K. Bartsch & H. M. Wellman, 1995). Вместе с тем понимание детьми зависимости эмоций людей от их желаний весьма ограничено [4]: только пятая часть 3-летних детей способны осознать позиции двух героев истории с противоположными желаниями и понять, что в одной и той же ситуации, в силу наличия разных желаний, один из героев почувствует радость, а другой – грусть.
Понимание связи между убеждениями и эмоциями.
Большинство детей младшего дошкольного возраста еще не способны осознать факт влияния убеждений человека на его эмоции, однако пятая часть из них понимают обусловленность эмоциональной реакции на ситуацию ложными убеждениями и могут дать правильный ответ, что изображенный на картинке кролик, который ест морковь, испытывает радость, так как не знает об угрозе – о том, что за кустом на заднем плане скрывается лиса (ее изображение первоначально закрыто створкой) [4].
Понимание потенциального расхождения между переживаемой и выраженной эмоцией.
Дети 3 лет, за исключением одного ребенка, не способны осознать несоответствие между внешним выражением эмоции и испытываемой в действительности эмоцией при прослушивании истории о мальчике, который пытался скрыть свой гнев, когда его дразнили, и поэтому улыбался [4].
Это связано с тем, что развитие данного компонента понимания эмоций требует навыков когнитивного понимания, в частности осознания того, что восприятие не всегда точно отражает действительность. Как показывают результаты психологических исследований динамических связей эмоциональных и когнитивных процессов у дошкольников (A. N. Blankson et al., 2013), понимание детьми различий видимости и реальности формируется только к 4 годам.
Понимание смешанных или амбивалентных эмоций.
Данный компонент понимания эмоций оценивался посредством предъявления дошкольникам истории, сюжет которой может вызвать у героя двойственные чувства, например, радость от получения в подарок нового велосипеда и страх упасть и пораниться [4]. Почти все 3-летние дети не смогли понять, что герой может одновременно переживать противоречивые эмоции.
С. А. Денхэм [2] также указывала, что наряду с усложнением знаний об эмоциях (осознание субъективного характера эмоций, использование персонализированной информации об эмоциональных реакциях и др.) в младшем дошкольном возрасте существуют ограничения в понимании эмоций и склонность детей опираться либо на внешнее выражение эмоций, либо на их ситуативный контекст, что затрудняет точность интерпретации эмоций.
Понимание регуляции эмоций.
3-летние дошкольники ссылаются в основном на поведенческие стратегии регуляции отрицательных эмоций («заняться чем-то другим») и еще не могут осознать эффективность применения стратегии когнитивной регуляции эмоций («подумать о чем-то еще») в условиях выбора одного из способов преодоления героем грусти [4].
Т. А. Деннис и Д. А. Келемен, изучая представления детей 3–4 лет об эмоционально-ориентированных и проблемно-ориентированных стратегиях регуляции гнева, печали и страха посредством демонстрации детям сюжетных сценок с использованием кукол [3], также получили данные о том, что младшие дошкольники считают наиболее эффективными стратегиями регуляции эмоций изменение негативной ситуации, поведенческое отвлечение (переключение на другую деятельность), обращение ко взрослому как к посреднику и – в меньшей степени – когнитивное отвлечение, то есть переключение внимания на приятные мысли. При этом 3–4-летние дети чаще, чем взрослые участники обследования, отдают предпочтение неэффективным стратегиям регуляции эмоций: вентиляции (разрядке негативных эмоций) и руминации («застреванию» на негативных эмоциональных переживаниях). Возможное объяснение состоит в том, что в этом возрасте детям легче составить «концепцию действия» как способа регуляции отрицательных эмоций.
Понимание моральных эмоций.
Осознание факта возникновения негативных чувств в результате морально недостойного поведения и положительных чувств как следствия морально одобряемых действий представляет для дошкольников особую трудность. Так, изучая понимание 3-летними детьми взаимосвязи морали и эмоций, исследователи только в единичных случаях констатировали понимание детьми того факта, что неспособность признаться в проступке вызывает у героя печаль [4].
В ходе интервью с дошкольниками с использованием кукольного персонажа С. Босацки и К. Мур [1] также пришли к выводу, что дети 3,5 лет могут лучше понять и вербализовать при предъявлении ситуативного контекста простые эмоции радости и печали, чем сложные (социальные) эмоции, такие как гордость и смущение. На ограниченность представлений о социальных эмоциях у младших дошкольников, несмотря на их способность к выражению данных эмоций, и довольно медленное развитие понимания социальных эмоций в дошкольном возрасте обращала внимание и С. А. Денхэм [2].
Оценивая степень сформированности компонентов понимания эмоций у детей 3–4 лет, можно заключить, что младшие дошкольники способны понять общие социальные аспекты эмоций: способы выражения эмоций, ситуационные причины возникновения эмоций и события, которые служат напоминаниями, активирующими эмоцию. Вместе с тем в этом возрасте дети начинают осознавать, что эмоции являются внутренними состояниями и могут быть преднамеренно модифицированы посредством использования различных стратегий регуляции, то есть начинают понимать возможность регуляции отрицательных эмоций.
Первоначальная осведомленность в лицевой экспрессии эмоций и связи эмоций, внешних событий и напоминаний является необходимым условием понимания детьми в дальнейшем менталистских аспектов эмоций (понимание взаимосвязи желаний, убеждений и эмоций, различий переживаемой эмоции и ее внешнего выражения) и осознания влияния рефлексии на возникновение эмоциональных переживаний (понимание смешанных эмоций, когнитивных стратегий регуляции эмоций и моральных эмоций).
Не следует забывать, что истоки индивидуальных различий в понимании детьми эмоций находятся в семейных разговорах об эмоциях (J. Dunn et al., 1991; М. de Rosnay et al., 2004). Такой вербальный обмен эмоциональным опытом позволит дошкольникам приобрести знания об эмоциональной экспрессии, ситуациях и причинах возникновения эмоций, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня понимания детьми эмоций, развитию их эмоциональной и социальной компетентности.
Библиографический список
1. Bosacki S. L, Moore C. Preschoolers’ Understanding of Simple and Complex Emotions: Links with Gender and Language // Sex Roles. – 2004. – Vol. 50 (9–10). – P. 659–675. DOI: 10.1023/B:SERS.0000027568.26966.27.
2. Denham S. A. Dealing with Feelings: How Children Negotiate the Worlds of Emotions and Social Relationships // Cognition, Brain, Behavior. – 2007. – Vol. 11. Issue 1. – Р. 1–48.
3. Dennis T. A. & Kelemen D. A. Preschool children’s views on emotion regulation: Functional associations and implications for social-emotional adjustment // International Journal of Behavioral Development. – 2009. – 33 (3). – Р. 243–252. DOI: 10.1177/0165025408098024.
4. Pons F., Harris P. L., de Rosnay M. Emotion comprehension between 3 and 11 years: Developmental periods and hierarchical organization // European Journal of Developmental Psychology. – 2004. – Vol. 1 (2). – P. 127–152. DOI: 10.1080/17405620344000022.
Visser N. The Ability of Fouryearold Children to Recognize Basic Emotions Represented by Graphic Symbols : Masters Dissertation. – Pretoria, 2006. – 69 p.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.