Р. Т. Кокоева, кандидат педагогических наук, доцент,
e-mail: nebesa77777@mail.ru,
Северо-Осетинский государственный университет
имени К. Л. Хетагурова,
г. Владикавказ, РСО-Алания, Россия
Мобильность современной жизни заключается в том, что мы слишком много и легко перемещаемся и в пространстве, и в социальных связях. И выстроить прочные отношения часто не успеваем. Эти многообразные отношения разворачиваются в сфере профессиональной трудовой деятельности, в социальном общении и, конечно, в семье. Вся тонкая нить взаимоотношений сегодня порой сопряжена с эмоциональным напряжением. В этих условиях развиваются различные формы нарушений функциональных состояний (утомление, стресс, депрессия, тревожность, эмоциональное выгорание и др.), для противодействия которым следует использовать не только известный комплекс превентивных и оперативных воздействий, но и другие приемы коррекции, субъектом своего измененного состояния [2, с. 146]. Бурно протекающий эмоциональный процесс своим итогом имеет некоторую сбалансированность положительных и отрицательных оценок самой ситуации потери и себя в этой ситуации. Поэтому переживание связано с объективной необходимостью перенести ситуацию, ставшую критической, выдержать ее, вытерпеть, справиться с ней. Значение эмоций для организма заключается в предупреждении о разрушающем характере каких-либо факторов. Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма в деятельности человека. В настоящее время отмечается значительное распространение феномена стресса со всеми негативными последствиями, включая развитие невротических и психосоматических заболеваний. Стресс как адаптационный синдром считается основополагающим проявлением жизнедеятельности организма, позволяющий ему приспосабливаться к разнообразным ситуациям за счет универсального комплекса нейрогуморальных реакций. В настоящее время для психокоррекции эмоционального состояния личности разработан и применяется целый комплекс специальных методов и техник, а именно: аутогенная тренировка, мышечная релаксация, техника «реакции на релаксацию», визуализация и медитация. Именно эти методы представляют собой своеобразный ключ к осознанию и использованию современной практической психологической наукой тех знаний, которые тысячелетиями накапливались в духовных практиках Востока. Обратимся к медитации. Важно понимать, что тесная связь между психическим и телесным, нашедшая свое отражение в восточной психологии, получила признание и в европейской медицине, в отрасли, именуемой психосоматика. Психосоматика выявляет связи между психическими состояниями и соматическими заболеваниями человека, и тем самым подтверждает «пропитанность» телесного психическим, своеобразно отраженную в восточной идее существования «чакр». Ученые говорят о соответствии «чакр» («психических центров») регулятивным центрам вегетативной нервной системы человека, об объяснении феноменов лайя-йоги, использующей в своих методах образы этих центров. Тибетский буддизм считает, что мы способны регулировать наши психические переживания путем концентрации на центрах (чакрах). Говоря об управлении своими состояниями, мы говорим о самосовершенствования человека, его психического и физиологического развития. Как известно, З. Фрейд считал медитацию одним из религиозных методов, находящихся на примитивной стадии развития Эго и способных восстановить безграничный нарциссизм, используемый в качестве крайней защиты от страха отделения. Ф. Александер называл медитацию либидозной и нарциссистской потребностью познать себя изнутри, некоторым подобием шизофрении, вычеркивающей из внешнего мира либидозные интересы [1, с. 27]. Другие же считают желание преступить границы Эго регрессивным возвращением к первичному недифференцированному нарциссистскому состоянию. К. Г. Юнг был убежден, что для западного человека возвращение к собственной природе без применения систем и методов, подавляющих и контролирующих естество человека, гораздо важнее применения медитации для обретения контроля и большей власти над самими собой. Он также полагал, что до использования медитации необходимо познать природу собственного бессознательного [4, с. 28]. Доказано, однако, что многие из положительных клинических эффектов, вызываемых медитацией, связаны с ее первой стадией (самой простой) – с успокоением ума, то есть с определенной формой релаксации. Медитация (от латинского meditation - размышление) – умственное действие, направленное на приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов. Медитация во всех духовных традициях использует регуляцию дыхания, ограничение внешних стимулов, концентрацию внимания, особые положения тела, способствующие концентрации, визуализацию символов той стадии, к которой медитирующий хочет приблизиться, ритмическое повторение звуков, позволяющих отвлечься от рационального мира слов.
Исходя из вышесказанного, медитация характеризуется следующими особенностями: формирует у нас сосредоточенность. Практический навык сосредоточенности, концентрации способствует тому, что мы начинаем мысленно отделять главное от неглавного, несущественного. В дальнейшем это поможет нам выработать дисциплину, настроить тайм-менежмент, а главное стабилизировать и затем регулировать свое психоэмоциональное состояние.
Библиографический список
1. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание врачевание от древности и до наших дней. – М., 2005.
2. Кокоева Р. Т. Модифицированный метод аутогенной тренировки в образовательной среде//Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 7-3 (49). – С. 146–148.
3. Мэй Р. Индивидуальное консультирование. – М., 2008.
4. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. – М., 2014.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.