Л. М. Александрова кандидат педагогических наук, доцент
Башкирский государственный университет,
Стерлитамакский филиал, г. Стерлитамак, Россия
Развитие самостоятельности студентов происходит в процессе учебной и внеклассной работы. Внеклассная работа – основная и неотъемлемая часть системы обучения и воспитания подрастающего поколения, в ней происходит самообразовательная работа студентов, характер которой определяется, в основном, их интересами и склонностями [1, с. 7–8]. В Башкирском государственном университете на факультете педагогики и психологии работает творческий кружок «Декоративно-прикладное искусство» Занимаются в нем студенты всех курсов и отделений. Цель этих занятий – развить интересы студентов, расширить и углубить их познания в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства путем систематического самостоятельного пополнения знаний и применения их на практике. История обучения декоративно-прикладному искусству уходит корнями в далекое прошлое. На протяжении своей истории интерес к использованию декоративно-прикладного искусства в системе общего и профессионального образования то возрастал, то угасал до полного отрицания его воспитательных и развивающих возможностей [2, с. 37–38].
На протяжении многих веков основными принципами, по которым осуществлялось обучение подрастающего поколения различным видам художественных ремесел были передача народных и семейных традиций художественной обработки материалов, личного опыта мастера (так называемая система ученичества). Издавна традиции народных мастеров передавались из поколения в поколение. Обучение шло в домашних условиях, где дети, наблюдая за работой взрослых, обучались приемам, технологиям, отделкам предметов быта и одежды. И до сих пор традиционными считаются башкирские пуховые шали из козъего пуха, платки паутинки, валяние валенок в деревнях сохранились по сей день и секреты изготовления передаются по наследству.
Основными факторами, влияющими на развитие самообразования студентов, являются содержание изучаемого материала, методы обучения и воспитания. Руководитель вовлекает студентов в работу, предоставляя им самостоятельный поиск решений, что способствует развитию самообразования студентов. В процессе таких занятий используется метод коллективного сотворчества. Сюда входят организация и оформление выставок творческих проектов, организация и участие в национальных праздниках [3, с. 13–15].
Силами студентов разработана специальная программа для детей младшего школьного возраста «Мой край Башкортостан», которые применяют на педагогических практиках. В ходе педагогических практик студенты получают навыки самообразовательной деятельности, изучают традиции своей республики, проводят уроки по изучению башкирского творчества. Студенты занимаются поиском интересных образцов народного декоративно-прикладного искусства, затем защищают свои проекты на занятии. В кабинете изобразительного искусства организуются выставки фольклорного материала для изучения творческого наследия башкирского народа, для создания национальных орнаментов, а также для развития творческих способностей.
В истории народного декоративно-прикладного искусства сохранению традиций способствовал коллективный тип творчества, а также индивидуальное творчество народного мастера. С позиции методики преподавания студентов готовят учитывать и соблюдать ряд факторов: систематическое развитие у школьников способностей к художественно-творческой деятельности, исходя из сущности вида искусства; проявление интереса к «рукотворчеству» школьников, посещающих внеклассные занятия.
В течение учебного года творческий коллектив посещает выставки художников в картинной галереи, каждый студент систематически пополняет творческий педагогический альбом, в котором содержатся образцы народных узоров и орнамента, сценарии нацональных праздников, игр и многое другое [3, с. 13–15].
Результатом уровня знаний творческого коллектива является участие во Всероссийских и Международных конкурсах декоративно-прикладного искусства, где наши студенты за творческие проекты занимают призовые места.
Использование в учебно-воспитательном процессе применение декоративно-прикладного искусства, знакомство с его произведениями, изготовление ими изделий с применением традиций башкирского декоративно-прикладного искусства способствует развитию, в первую очередь, национального самосознания личности, основанного на ощущения духовной связи с народом, пробуждает и развивает чувство национального достоинства и гордости за свой народ, воспитывает (через конкретное национальное) чувство гуманности в сфере межнациональных, общечеловеческих отношений, воспитывает активное, творческое отношение к окружающей действительности, развивает чувство композиционного равновесия и цветовой гармонии, технические навыки и трудовые умения, художественно-творческие способности. Использование художественно-эстетической деятельности всего разнообразия башкирского декоративно-прикладного искусства позволяет с успехом решать задачи художественно-эстетического воспитания, развития культуры и национального самосознания подрастающего поколения.
Внеклассная работа творческого коллектива заканчивается конференцией - выставкой выполненных работ, анализом этих работ, приглашением учащихся школ, проведением мастер-классов, обсуждением достигнутых результатов. Такие занятия ставят цель открыть, что-то новое в области художественного, декоративно-прикладного искусства, педагогического самообразования, служат для более глубокого изучения накопленных материалов.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.