Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- К вопросу о толковании понятия «целомудрие»

К вопросу о толковании понятия «целомудрие»

А. В. Овцынов протоиерей,

Н. В. Саратовцева кандидат педагогических наук, доцент,

e-mail: Saratovtseva.NV@mail.ru,

Пензенский государственный технологический университет,

г. Пенза, Россия

 

В современных условиях отсутствия жесткой цензуры и свободомыслия частым явлением в обществе стало искажение смысла общепринятых понятий. Это, в свою очередь, ведет к непониманию или недопониманию среди людей, что может затруднять реализацию намеченных целей.

Сейчас крайне важно говорить о духовно-нравственном воспитании, решать целое многообразие проблем воспитания среди молодежи. Важным для восприятия представляется понимание смысла категории «целомудрие».

Что же такое «целомудрие»? Сегодня слово «целомудрие» практически исчезло из нашей речи. Оно стало архаичным. К сожалению, целомудрие как понятие и как явление не обозначено для современного юноши и девушки. Между тем, без раскрытия области целомудренного чувства невозможно подлинно воспитывать.

Обзор современной психолого-педагогической литературы показывает сужение понимания термина «целомудрие». Зачастую оно сводится к узкому определению сохранения телесной чистоты половых отношений до брака. Так, руководитель научной школы «История религиозно-этических учений в России», религиовед и культуролог Владимир Николаевич Назаров отмечает, что современный русский язык сузил значение этого слова до «материально-телесного смысла, превратив его чуть ли ни в специальный термин из медицинского лексикона» [10, с. 266].

На искажение истинного смысла понятия «целомудрие» еще в 1923 г. указывал немецкий писатель и философ Абд-ру-шин (псевдоним Оскара Эрнста Бернхардта). По его мнению, понятие целомудрия «настолько невероятно сужено-земными людьми, что ничего не осталось от его реального значения; более того, понятие это получило ложное направление, естественным следствием чего явилось его искажение» [1].

Абсолютно уверены, что в этом вопросе следует уйти от отождествления этого понятия с девственностью. Понятие это очень многогранно. Целомудрие имеет отношение и к житейским нормам морали, и к религиозным ценностям. «Целомудрие» человека следует рассматривать в его гармоничности и иерархичности.

Французский философ Альбер Камю писал: «Разнузданная чувственность приводит к убеждению, что мир бессмыслен. Целомудрие, напротив, возвращает миру смысл» [28]. Слово целомудрие означает буквально здравомыслие, «целая мудрость» [24].

Понятие целомудрия, хотя и всегда связано в религиозной традиции с контролем сексуальности, употребляется в разных значениях.

В обыденном понимании целомудрие выражает чистоту тела. У большинства людей понятие «целомудрие» ассоциируется с воздержанием от сексуальных опытов. В такой трактовке под целомудрием понимают: а) отказ человека от сексуальных отношений вообще (например, обет безбрачия православного монашества), б) воздержание от сексуальных отношений до и вне брака.

Очень близко понятие целомудрия к благородству. Вместе их можно рассматривать как составные категории «честь». «Целомудрие», являясь категорией морального сознания, предполагает наличие внутренней силы у человека, помогающей ему сопротивляться познанию и ощущению сторон жизни, могущих нанести вред его личности. К таким сторонам жизни в быту чаще всего относят половое воздержание: полное; целомудрие до брака; в период брака, но за его пределами.

Но не только близких отношений между полами в браке и вне брака касается это понятие. Его связывают ещё и с его верностью идеалам, семейным ценностям, любовью к близким, Отечеству, с мудростью.

Таким образом, целомудрие – это целый набор качеств, объединяемых мудростью и цельностью, внутренней красотой. Для мужчины и женщины они имеют несколько разные стороны человеческой натуры. Так, представитель сильного пола, должен быть ответственным за жизнь семьи, государства. Женщина должна хранить семейный очаг, заботиться о детях и муже, любить их. Бесспорно привлекательна внешняя красота человека, но внутренняя – более важна.

В современном словаре русского языка С. И. Ожегова раскрываются два значения понятия целомудрия: целомудрие как строгая нравственность, чистота и целомудрие как девственность [27]. Толковый словарь русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова определяет целомудрие как добродетель, строгость в нравственном отношении [9].

В словаре синонимов целомудрию соответствуют, например, безупречность; безгреховность; невинность; чистота; скромность; девственность. А также оно характеризуется как соблюдение строгих нравственных правил [22].

В Википедии понятие целомудрия имеет две стороны. Это слово означает: одну из добродетелей в христианстве; черту человека, относящуюся к моральным качествам [5].

Этимологический словарь предлагает следующее объяснение этого термина: «целомудрие это полная мудрость, здравость, неповрежденность, нормальное состояние внутренней жизни человека, цельность и крепость личности» [30].

В воспитательном укладе русской культурной традиции целомудрие рассматривается как «целостность человека в нравственной высоте и духовном совершенстве» [2, с. 46]. Сохранение до брака девичьей чести и юношеской целомудренной чистоты, а в браке – супружеской верности понимается как «генетическая основа семейного счастья и благополучия, передающаяся из рода в род», как «основа крепости не только семейных устоев, но и благополучия нации и государства» [3, с. 165].

Таким образом, целомудрие – это сохранение неразрывной связи части нашей жизни с цельным, здоровым.

Один из представителей русской философской мысли В. В. Розанов (1856–1919) трактовал целомудрие как черту пола, особенность сердца, а не качество ума и характера, как уважение человека к своему телу, бережное отношение к нему. Василий Васильевич считал целомудрие необходимой чертой брака [16].

Русский религиозный мыслитель Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900), разъясняя рассматриваемое понятие, писал: «Для человека как животного совершенно естественно неограниченное удовлетворение своей половой потребности посредством известного физического действия, но человек как существо нравственное находит это действие противным своей высшей природе и стыдится его» [23]. В. С. Соловьев признает под целомудрием приоритет нравственного над физическим.

Целомудренный человек отличается особым внутренним устроением, где силы души в иерархическом порядке подчинены, дополняют друг друга. Приоритет в человеческом устроении принадлежит духовности «как основе человеческого существа», – пишет русский религиозный философ Василий Васильевич Зеньковский (1881–1962) [10, с. 150].

В Библии и святоотеческой литературе целомудрие называется одним из столпов духовной жизни.

Начиная с первых веков распространения христианской веры целомудрие признавалось общехристианской добродетелью. «Девство и брак не для всех, а целомудрие для всех» [8, с. 30]. Таким образом, целомудрие – это черта как брака, так и девства.

В Православной Церкви в Великий пост читается молитва Ефрема Сирина: «…Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми…».

В переводе с церковно-славянского «целомудрие» означает целое, здоровое, неиспорченное мудрование, непорочность, девственность. В церковно-славянском и древнерусском языках слово «цел» значило «здоровый», «нравственно цельный», «благоразумный и добросердечный» [29].

Обратимся к апостольским писаниям и творениям святых отцов раннехристианского периода. В центре христианского понимания лежит богосотворенность, богосозданность окружающего мира. Следовательно, наше физическое, телесное существо – создание Божие. В послании к Коринфянам апостол Павел пишет: «Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа» (1 Кор. 6,19). Человеческое тело устроено таким образом, что является оболочкой для души. Душа определяет нравственное или безнравственное поведение человека. Посредством души человек соединяется с Богом, Духом Святым. Поэтому под целомудрием подразумевается чистота от плотской греховной скверны, состояние невинности, здравый смысл, здравый ум.

Преподобный Симеон Новый Богослов пишет, что  «обыкновенно добродетель целомудрия противопоставляется плотской и распутной жизни» [15]. По его мнению, целомудрие – это мера стыда. Чем больше стыда в человеке, тем человек – целомудреннее.

Отцами церкви уделено целомудрию немало внимания как добродетели, объединяющей в себе христианские ценности.

Апостолу Петру приписываются замечательные слова о том, что украшением женщины являются не красиво заплетённые волосы, золочёный убор и роскошный наряд, а сокровища её сердца и кротость молчаливого духа. Это делает её драгоценной в очах Бога. То есть женщина и девушка красивы, когда у них доброе сердце, они покладисты и терпимы [26].

Апостол Павел рекомендовал думать о себе целомудренно и скромно, сообразуясь с требованиями, предъявляемыми верой, данной Богом каждому человеку [26].

Богослов IV в., преподобный Ефрем Сирин в своей молитве призывал Господа отвести от него праздность, уныние, пустословие, любовь к плотским удовольствиям. И, напротив, просил у Бога: приобщения к смиренности духа, терпению и целомудренности; возможности видеть собственные прегрешения [12].

Он отмечал, что «истинно целомудр тот, кто не только все тело хранит от блуда, но когда каждый телесный член (например глаза, язык) соблюдает целомудрие и во внутреннем человеке душевные помышления не входят в сочетание с порочными мыслями». «В чистоте обитают великий свет и радость, и мир, и терпение; а в блуде обитают печаль, уныние, ненасытный сон и густая тьма». Чистота гнушается роскошью, негою, изысканным убранством одежд. Чистота – ненавистница дорогих яств, бегающая пьянства. Чистота порабощает плоть, проникает взором в небесное. Чистота – родоначальница любви... [12].

Учитель церкви IV в., Святой Амвросий Медиоланский выделял три вида целомудрия: супружеское, целомудрие вдовства и девственности. Каждое из них одинаково ценно. По его мнению, стыдливость –  неизменная спутница целомудрия. Он считал стыд хорошим наставником в соблюдении телесной чистоты. Святой Амвросий подчёркивает, что целомудренного человека можно определить не только по поступкам, но ещё и по внешним признакам: походке, телодвижениям, умению вести себя. «Наглая» походка, «кривляния», неприличные позы говорят о легкомыслии и отсутствии скромности [26].

По мнению проповедника XIX в. Святителя Игнатия Брянчанинова, целомудрие означает избежание «блудных дел», сквернословия, сладострастия и двусмысленности в разговорах, чтении и мечтах. К целомудрию он причисляет молчание, помощь больным и калекам [26]. Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Совершенство целомудрия – чистота, зрящая Бога» [4].

Священник Павел Флоренский считал, что «по своему происхождению и значению греческое слово «целомудрие» указывает на здравость, неповреждённость, единство и вообще нормальное состояние внутренней духовной жизни, цельность и крепость личности, свежесть духовных сил, духовную устроенность внутреннего человека» [6].

Целомудрие можно назвать высшей формой нравственности. В творениях преподобного Иоанна Лествичника оно определяется как всеобъемлющее название всех добродетелей [14]. Другими словами, целомудрие представляет собой совокупность всех нравственных категорий, подразумевает умение управлять своими мыслями, словами, действиями. Преподобный Амвросий Оптинский, характеризуя целомудрие писал о нем как о способности «соблюдать целыми все добродетели, наблюдая за собой во всех действиях, словах, делах, помыслах» [11, с. 217].

Целомудрие требует от человека самоотверженной жизни, со всесторонним попранием эгоизма, самоугодия», – добавляет епископ Феофан [7]. В этом смысле целомудрие синонимично термину «совершенство».

Святые Отцы, в отличии от целомудрия в широком значении, в узком выделяли степени чистоты. У преподобного Иоанна Лествичника их три: начало, середина и конец («предел и крайняя степень совершенной чистоты») [14]. У Иоанна Кассиана их шесть, причем высшая степень – это отсутствие нечистоты как в бодрственном состоянии, так и во сне [13].

Творения святителя Иоанна Златоуста («Пять слов об Анне»; «К верующему отцу»; «Целуйте Прискиллу и Акиллу»; «Беседах на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова», «Беседах на послание к Титу, Тимофею, Коринфянам, к Фессалоникийцам» и т.д.) – вершина святоотеческой педагогики по вопросу целомудрия.

В IV–V вв., когда жил Иоанн Златоуст, нравственное состояние общества находилось примерно в таком же виде, как и сейчас, в наше время, тогда чувствовалось сильное влияние язычества, где разврат считался только удовлетворением законов человеческой природы, наблюдалось всеобщее увлечение театром, модой. Целомудрие было явлением непонятным и ненужным. Понятия красоты, морали сместились совсем не в лучшую сторону. Чтобы оградить христианство от пагубного влияния языческих пороков, Иоанн Златоуст в своих беседах, посланиях, сочинениях выступает с проповедью целомудрия.

Иоанн Златоуст пишет: «Целомудрие состоит не только в том, чтобы воздерживаться от прелюбодеяния, но и в том, чтобы быть свободным от прочих страстей. Следовательно, и любостяжательный – не целомудрен; как тот (прелюбодей) пристрастен к телесному наслаждению, так этот (любостяжательный) – к богатству; даже последний невоздержание первого» [18]. «Целомудренный человек отличается воздержанием, терпением и мужеством в скорбях и напастях». В этом значении целомудрие есть «здравие ума и души» (из Беседы 4-й на послание к Титу), свобода от греха, будь то грех в области полового чувства или грех корыстолюбия, или гордость, или тщеславия. То есть все, что нарушает связь с Богом – есть потеря целомудрия. Не случайно Иоанн Златоуст приравнивает целомудрие к святости в творении [20].

Иоанн Златоуст большое внимание акцентирует на целомудрии как чистоте, характеризуя его как «чистое и нерастленное тело» [25].

Таким образом, Иоанн Златоуст разделял два значения целомудрия: как совершенство, святость, свободу от любого порока, приоритет духовного над чувственным, целостность, здравый ум, неповрежденность души, единство, духовную устроенность внутреннего человека, и как чистоту, то есть добродетель, противоположную разврату. Святитель рассмотрел «целомудрие» с трех позиций: первое: «чистое и нерастленное тело», второе – нравственная добродетель, третье – духовное совершенство.

Анализ разных изречений, взглядов, суждений по вопросу целомудрия позволяет выделить широкий и узкий смысл термина «целомудрия». Целомудрие в христианстве не ограничивается только физической чистотой, но подразумевает духовно-нравственный рост человека.

Как видно из приведенных высказываний, целомудрие – неотъемлемая часть религиозности. Одной из её характерных черт является послушание – Богу, закону, родителям, мужу. И ещё ей присущи скромность и нестяжание, то есть отсутствие безудержного стремления к материальным ценностям, пустому времяпровождению, телесным наслаждениям.

Таким образом, понятие «целомудрие» в широком и узком смысле, каким видели его Отцы Церкви полнее, чем светская трактовка. У Святых Отцов, это или полное совершенство (в широком значении), либо сохранение в чистоте ума, сердца, тела (в узком).

На основе вышеизложенного можно сказать, что различные позиции, с которых рассматривается целомудрие в конечном итоге, фокусируются на христианском понимании о душевно-телесной природе человека, на приоритете потребностей души над потребностями тела.

Библиографический список

1.             Абд-ру-шин. В Свете Истины. Послание Грааля. [Электронный ресурс] URL:  / http://vsvete.narod.ru (дата обращения: 30.07.2018).

2.             Берсенева Т. А. Воспитательный потенциал уклада жизни в русской культурной традиции: монография. – СПб. : СПбАППО, 2007. – 171 с.

3.             Берсенева Т. А. Духовно-нравственные ценности и ориентации в мировоззрении старшеклассников и учителей: монография. – СПб. : СПбАППО, 2004. – 187 с.

4.             В помощь кающимся / под ред. Игнатия Бранчанинова. – Сретенский монастырь, 1999. – 13 с.

5.             Википедия. [Электронный ресурс] URL:    https://ru.wikipedia.org/wiki/Целомудрие (дата обращения: 30.07.2018).

6.             Владова Ю. Целомудрие и нравственность. [Электронный ресурс] URL:  http://mirkultura.ru/tselomudrie-i-nravstvennost-yuliya-vladova/ (дата обращения: 02.08.2018).

7.             Еп. Феофан Говоров. Толкование пастырских Посланий святого апостола Павла. [Электронный ресурс] URL:    http://www.odinblago.ru/feofan_pastirsk_pavla/(дата обращения: 30.07.2018).

8.             Зеньковский В. В. (протопресвит) Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М. : Изд-во Свято-Владимирского аббатства, 1993.

9.             Значение слова целомудрие в словаре Ушакова. [Электронный ресурс] URL:   http://diclist.ru/slovar/ushakova/c/tselomudrie.html (дата обращения: 30.07.2018).

10.         Назаров В. Н. Феноменология мудрости: Образы мудреца в истории культуры. – Тула : ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1993. – 332 с.

11.         Прот. Сергий Четвериков. Описание жизни блаженной памяти Оптинского Старца Иеросхимонаха Амвросия. – Репр. изд. – М. :Паломник, 1998. – 415 с.

12.         Прп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. 1. [Электронный ресурс] URL: http://www.odinblago.ru/sirin_tom1(дата обращения: 30.07.2018).

13.         Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Семь собеседований отцов, живших в Египетской пустыне Фиваиде. [Электронный ресурс] URL:     http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/ioann_kass/7_sob_f/txt02.html (дата обращения: 30.07.2018).

14.         Прп. Отца Аввы Иоанна Лествица. [Электронный ресурс] URL:     http://www.xpa-spb.ru/libr/_Ioann-Lestvichnik/lestvica.html (дата обращения: 30.07.2018).

15.         Прп. Симеон Новый Богослов. Слово 48// Слова. Вып.1. [Электронный ресурс] URL: http://www.odinblago.ru/simeon_t1(дата обращения: 30.07.2018).

16.          Розанов В. В. В мире неясного и нерешенного // Из восточных мотивов. Собрание сочинений под общей редакцией А. Н. Николюкина. – М. : Республика, 1995. – 462 с.

17.         Свт. Иоанн Златоуст. Три беседы о Давиде и Сауле. Беседа 3. [Электронный ресурс] URL: http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/4_2/ds3 (дата обращения: 30.07.2018).

18.         Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 5-я на послание к Титу. Творения. – Т. 11. [Электронный ресурс] URL: https://predanie.ru/ioann-zlatoust-svyatitel/book/68224-tolkovaniya-na-1-i-2-fes-1-i-2-tim-tit-i-fil/ (дата обращения: 30.07.2018).

19.         Свт. Иоанн Златоуст. О посте и целомудрии. [Электронный ресурс] URL: http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/12_2/4/ (дата обращения: 30.07.2018).

20.         Свт. Иоанн Златоуст. Пять слов об Анне. Беседы на книгу Бытия. [Электронный ресурс] URL: http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/4_2/(дата обращения: 30.07.2018).

21.         Свт. Иоанн Златоуст. О молитве.  [Электронный ресурс] URL: http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/12_2/2/ (дата обращения: 30.07.2018).

22.         Словарь синонимов. [Электронный ресурс] URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/194218/целомудренный (дата обращения: 30.07.2018).

23.         Соловьев В. С. Смысл любви. [Электронный ресурс] URL: https://anchiktigra.livejournal.com/1986504.html (дата обращения: 30.07.2018).

24.         Толковый словарь русского языка: В 4 т./ под ред. Д. Н. Ушакова. – М. : Советская энциклопедия, 1935–1940.

25.         Философско-педагогические взгляды Иоанна Златоустого. [Электронный ресурс] URL: https://www.studsell.com/view/192311/190000. (дата обращения: 30.07.2018).

26.         Целомудрие в православии и в миру: определения в википедии. [Электронный ресурс] URL: https://pravoslavie.guru/slovar-terminov/tselomudrie-v-pravoslavii-i-v-miru-opredelenie-v-vikipedii.html(дата обращения: 30.07.2018).

27.         Целомудрие в словаре Ожегова. [Электронный ресурс] URL: http://diclist.ru/slovar/ozhegova/c/tselomudrie.html (дата обращения: 30.07.2018).

28.         Целомудрие. Афоризмы о целомудрии. [Электронный ресурс] URL: http://libreria.ru/aphorismes/topics/1037/1/(дата обращения: 30.07.2018).

29.         Церковно-славянский словарь https://azbyka.ru/spravochniki/slovar.php?letter=TS. [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: 30.07.2018).

Этимология слова целомудрие. [Электронный ресурс] URL: http://diclist.ru/slovar/fasmera/c/tselomudrie.html (дата обращения: 30.07.2018).

Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии